НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРАКСИСА И РЕЧИ.
И.Ф. Марковская (к. псих. н.) предложила новую модификацию нейропсихологической методики А.Р. Лурия для работы с детьми. В данном варианте методика представлена в сокращенном виде, приемлемом для работы с детьми дошкольного возраста. Методика позволяет осуществить системный анализ высших корковых процессов (зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, речи, произвольной регуляции, движений и действий). Она позволяет осуществлять не только качественный, но и количественный анализ высших функций. Ее использование дает возможность выявить детей с разной степенью ЗПР, отграничить их от УО и от легких форм «педагогической запущенности». Методика предназначена для специалистов (психологов, врачей, дефектологов) и ее использование требует специальной подготовки.
Здесь представлены методики, направленные на диагностику двигательной и речевой сферы: моторики и произвольных движений по заданной программе, конструктивного праксиса, речевых функций и слухоречевой памяти.
|
|
Эти две сферы имеют большое значение в развитии ребенка дошкольного возраста и нарушение моторики и речи сказывается в последующем на общем развитии ребенка и его возможностях в обучении.
В начале дается описание задания, а затем критерии оценки в баллах.
Двигательная сфера
Моторика.
Проба на «праксис позы».
Сложение по подражанию 1, 2 пальцам в кольцо, втягивание 2, 3 пальцев, либо 2 и 5, 1 и 2 и т. д. В качестве помощи вводится игровое предъявление задания: позы «2-5: «Сделай козу рогатую»; поза 2-3 «Сделай зайчика», поза 1-2 «Сделай кольцо и посмотри через него на меня».
Оценка результатов:
5 баллов – все задания выполняются правильно без помощи экспериментатора;
4 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла – задания выполняются правильно, наблюдается синкинезий;
2 балла – выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой руки, удерживая их при возникновении синкизий);
1 балл – задания не выполняются.
Проба Хэда (зрительно-пространственная организация движения).
Предварительно выявляется, усвоено ли ребенком понятие «левой и правой руки». Затем экспериментатор садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки. Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимаешь правую руку, а когда я поднимаю левую руку, ты тоже поднимаешь левую руку». Понял? Повтори: «Когда я подниму правую руку, ты …». При отсутствии понятий правой и левой руки, инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу (рисую), ты тоже поднимаешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку».
|
|
Предлагается также выполнить по словесной инструкции: «Подними руку». «Возьми правой рукой левое ухо» и т. д.
Оценка результатов:
5 баллов – все задания выполняются правильно (в предложенном темпе);
4 балла – все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла – правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают ошибки, которые замечаются и исправляются самостоятельно;
2 балла – ошибки (эхопраксии) возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих, ошибки замечаются самостоятельно;
1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.
«Перебор пальцами» (динамическая организация двигательного акта).
Ребенок предлагается поочередно прикоснуться большим пальцем к 2, 3 и 5 пальцу этой же руки, такая серия движений должна производиться одновременно обеими руками. Задание следует выполнять сначала в медленном темпе (2-3 серии движений за 5 сек.), а потом в максимально быстром темпе (5-7 движений за 5 сек.). При затруднениях вводится игровой компонент и речевые команды: «Пусть все пальчики поздороваются с большим пальцем – раз, два, три, четыре» или «Ты – командир, а твои пальчики – солдаты, командуй: раз, два, три, четыре…»
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполняются, в заданном темпе;
4 балла – задание выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла – в начале задание выполняются правильно, затем возникает дезавтоматизация движений (явление истощения);
2 балла – при выполнении задания нарушается формула движения (явления персевераторности на истощение);
1 балл – задания не выполняются, формула движения не усваивается.
Проба Озерецкого (реципрокная организация движений).
Одновременное и поочередное сжимание и разжимание пальцев рук. Сначала экспериментатор показывает, как следует производить движения руками. Если ребенок не может повторить движения, повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол вот так. Одну руку сожми в кулак, а другая пусть пока лежит ладошкой на столе. Теперь – наоборот – вот так. Продолжай движения вместе со мной.»
Оценка результатов:
5 балла – задание выполняется правильно. В заданном темпе;
4 балла – задание выполняется правильно, автоматизировано, но в замедленном темпе;
3 балла – вначале задание выполняется правильно, затем возникает дезавтоматизация движений;
2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизируются, выраженные явления дискоординации приводят к распаду формулы движения;
1 балл – задания не выполняются из-за выраженной персевераторности движений.
Графические пробы.
Ребенок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев: «цепочки»:
«заборчика»:
Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции («Рисуй и подсказывай себе: башня – крыша – башня – крыша»).
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;
4 балла – задание выполняется правильно, но в конце графического ряда происходит замедление движения, отрыв карандаша от бумаги;
3 балла – при выполнении задания сохраняется топологическая схема, но нарушается плавность движения, появляется микро- и макрографии;
2 балла – в конце графического ряда утрачивается топологическая схема движений;
1 балл – с самого начала выполнения задания топологическая схема движений не усваивается.
Конструктивный праксис.
|
|
1.2.1. «Лестница».
Складывается из палочек пространственно организованной фигуры «лестницы». Простое копирование - экспериментатор сидит рядом с ребенком. Копирование с «перешифровкой» (переворот на 180 – экспериментатор сидит напротив ребенка). Задание выполняется после предварительного обучения.
Оценка результатов:
5 баллов – задания выполняются правильно;
4 балла – простое копирование выполняется правильно, копирование с «перешифровкой» сопровождается длительным поиском;
3 балла – простое копирование удается, при «перешифровке» возникает зеркальность изображения;
2 балла – простое копирование удается не сразу, копирование с перешифровкой» не удается;
1 балл – не удается даже простое копирование.
1.2.2. Методика Коса.
Инструкция: «Вот кубики, они раскрашены по-разному. В какой цвет окрашена эта сторона? Правильно, в красный. А эта? Правильно, в синий… На карточках нарисованы узоры, попробуй сложить их из кубиков». Сначала на простых задачах (№1, 2, 3), проверяется правильно ли ребенок понял инструкцию, различает ли цвета, как воспроизводит простые («расчлененные») структуры. Затем предлагаются задачи в виде «нерасчлененных» моделей (№4-10).
Оценка результатов:
5 баллов – задание выполняется правильно, самостоятельно;
4 балла – задание выполняется правильно, но замедленно;
3 балла – кубики для выполнения выбираются правильно, но возникают трудности в их расположении, задание выполняется при незначительной организующей помощи;
2 балла – ребенок затрудняется в пространственном расположении кубиков, принцип действия не устанавливается, необходима массивная помощь (например, на рисунок накладывается сетка, расчленяющая узор на четыре части);
1 балл – ребенок не может усвоить принцип действия даже при массивной помощи.