Кор.10:6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 10

Кор.10:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море.

Кор.10:2. И все крестились в Моисея в облаке и в море.

Кор.10:3–4. И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие.

Кор.10:4. Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

Кор.10:5. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

Кор.10:6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Кор.10:7. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

Кор.10:8. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

Кор.10:9. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

Кор.10:10. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

1Кор.10:11. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

Кор.10:12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Кор.10:13. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

Кор.10:14. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

1Кор.10:15. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

Кор.10:16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?

Кор.10:16. Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

Кор.10:17. Один хлеб, и мы многие одно тело.

Кор.10:17. Ибо все причащаемся от одного хлеба.

Кор.10:18. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

Кор.10:19. Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

1Кор.10:20. Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу.

Кор.10:20. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

Кор.10:21. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую, не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

1Кор.10:22. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Кор.10:23. Все мне позволительно, но не все полезно.

Кор.10:23. Все мне позволительно, но не все назидает.

1Кор.10:24. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.

1Кор.10:25. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

Кор.10:26. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

1Кор.10:27. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.

Кор.10:28. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.

Кор.10:29. Совесть же разумею не свою, а другого.

Кор.10:29. Ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?

1Кор.10:30. Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

Кор.10:31. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.

Кор.10:32. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией.

1Кор.10:33. Так как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Кор.10:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море.

Перечисляет, скольких даров удостоены были иудеи от Бога, и объявляет, что и после этих даров многие не угодили Богу. Говорит же это с целью доказать, что как иудеям не послужило в пользу получение обильных даров, тогда как сами они не выполнили своего долга, так и вам не принесет пользы то, что вы уверовали и удостоились духовных таинств, если вы не представите себя достойными благодати Божией. "Все, – говорит, – были под облаком». Ибо Бог простер облако покровом над ними, и они прошли через море (Исх.13:21, 14:22).

Кор.10:2. И все крестились в Моисея в облаке и в море.

То есть вместе с Моисеем были под сенью облака и вместе перешли чрез море. Ибо когда увидели, что он первый переходит, тогда и сами смело пошли среди вод. Подобное сему и у нас. Первый умер и воскрес Христос, потом и мы уже крестились, подражая смерти Его чрез погружение в воде и воскресению чрез восхождение из нее. «Крестились в Моисея». Это значит: он предшествовал им в образе крещения. Ибо нахождение под облаком и переход чрез море прообразовали собой крещение.

Кор.10:3–4. И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие.

Как мы, по получении крещения, вкушаем Тело Владыки, так израильтяне, по переходе чрез море, вкушали манну (Исх.16:4, 15); и как мы пьем Кровь Владыки, так они пили воду из твердого камня (Исх.17:6). Называет манну и воду «духовными» потому, что они хотя были чувственные, но происходили не по закону природы, а по благости Духа, и питали с телом и души, и приводили к вере.

Кор.10:4. Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

Что касается пищи, то не требовалось никакого подтверждения; ибо необычайность ее сама собой очевидна. Но относительно питья нужно было подтверждение, потому что необычаен был только способ изведения оного. Поэтому и говорит: не природа камня дала воду (иначе он источал бы ее и прежде), но совершил все иной камень, именно Христос. Словом «последующего» выразил ту мысль, что Христос всюду был присущ им и все чудеса совершал.

Кор.10:5. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

Хотя Бог явил им много знаков в любви и удостоил их весьма многих благ, однако в большинстве их он не нашел угодного Себе, «не благоволил». Ибо отвергнуты были не все, но многие. Словом «не о многих» выражает ту мысль, что множественность их нисколько не послужила им на пользу, когда они со своей стороны не явили дел любви к своему Благодетелю. Словом «поражены были» указывает на внезапную погибель их и на казни, ниспосланные от Бога.

Кор.10:6. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

Как благодеяния, так и наказания иудеев были образами. Показывает, что грешники из христиан не только будут наказаны, но гораздо больше, чем иудеи, поскольку благодеяния сих были образами, а блага тех истина, и как в дарованиях преимущество на стороне христиан, так и в наказаниях. В словах «похотливы на злое» говорит вообще о всяком зле, ибо всякое зло от похоти (Иак.1:14.15); потом выставляет и некоторые виды зла. К чему же они были похотливы? они требовали чесноку, мяса, особых богов, как и сам апостол далее указывает на их идолослужение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: