Средства выражения художественного образа

Scan by Ne Quid Nimis

- 17 -

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУД0ЖЕСТВЕННС«ОбР/В|4»^^*Я1ЯЯ№Ш<1№.«»а*|1ЙШШ1ИА

ЦВЕТ

I

Проблема колористической гармонии к наиболее сложным проблемам эстде$? ношении человека к цвету формируется iif

 

На примерах различных культур мы видим, чте ции в период ее развития и становления, фор/*" собственной государственности x;ip;ikiejjn и яркие цвета. Эта тенденция прослеживает га 4%&ц писи, моде, цветовом решении интерь'ероГ туре, прикладном искусстве. Когда же сходит с исторической apei обладать приглушенные и

V7i '"'

l V * *„.; вм

Л\'ЪЗ

нюансные сочетания. Так реагирует на окру тивно воспринимая его в произведениях искусст

Средства выражения художественного образа

Чтобы понять значение цвета как средства выражения художественного образа, необходимо разобраться в его природе. Сам по себе феномен цвета непрост: в нем содержатся и объективное начало — свет, и субъективное — зрение. Только свет рождает цветовое богатство окружающего нас мира. Проблема цвета, цветовой гармонии, воздействия цвета на человека, его восприятия всегда привлекала людей. На всем протяжении развития науки о цвете мы встречаем имена художников, философов, ученых, которые посвятили свою деятельность этой проблеме: Лукреций, Альберти, Леонардо да Винчи, Ньютон, Гете, Гельмгольц, Ломоносов, Освальд, Рабкин, Менсел, Юстов, Кюпперс и другие.

Существуют более или менее общие оценки воздействия цвета на человека, не зависящие от факторов, которые естественно влияют на восприятие. Это факторы времени, возраста, пола, национальности и т. д. Они могут усилить или ослабить воздействие, но не способны снять его полностью.

Физиологическое воздействие цвета на человека

• Красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий. Активизирует все функции организма, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

• Оранжевый — тонизирующий. Действует так же, как и красный, но слабее.

• Желтый — физиологически оптимальный, наименее утомляющий. Стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый — физиологически оптимальный, самый привычный для органа зрения, уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии, мигрени, на продолжительное время повышает двигательно-мускуль-ную работоспособность.

• Голубой — успокаивающий. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление, стабилизирует пульс и замедляет ритм дыхания.

• Синий — успокаивающее действие переходит в угнетающее. Способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

• Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего цветов. Производит угнетающее действие на нервную систему.

Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. Вот почему мы начинаем слышать цвет, чувствовать его вкус. Так, музыку Моцарта называют «розовой», а синие оттенки, к примеру, вызывают щелочной привкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями, которые можно подразделить на физические и эмоциональные.

Физические ассоциаций:

весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие);

температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие);

фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие);

акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные);

пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).

Scan by Ne Quid Nimis

- 19 -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: