IV. Религии древней Месопотамии (двуречья)

 

Бассейны Тигра и Евфрата- один из древнейших на земле очагов земледельческой культуры и ранней государственности. Первые города- государства Двуречья созданы шумерами - народом, чья расовая 6 принадлежность и языковые связи не известны. Относительно высокую культуру шумеров унаследовали аккадские племена, говорившие на одном из семитских языков и развившие письменность на глиняных табличках (клинопись). Равнины Двуречья были открыты для завоеваний, и царства сменялись часто, но основа месопотамской цивилизации переживала тысячелетия, не разрушаясь, а только видоизменяясь.

Это цивилизация аграрная, использующая воду из двух великих рек для искусственного орошения. В Двуречье рано началось строительство оросительных каналов. Опустошительные разливы Тигра и Евфрата по плоской равнине (а значит - на огромные расстояния) породили миф о вселенском потопе, перешедший затем в еврейскую Библию (Ветхий Завет). Насущные интересы сельского хозяйства требовали постоянного наблюдения за звездами для точного определения важных пунктов аграрного цикла (например, срока сева); Двуречье - родина астрономии. Жрецы месопотамских религий были одновременно и учеными: астрономами и математиками. Они создали календарь - год из двенадцати месяцев - и двенадцатиричную систему счисления (счет на дюжины). От них же произошла семидневная неделя, каждый день носил имя одного из небесных светил (Солнце, Луна и пять планет); одновременно эти светила почитались как боги и богини, имели свои мифические «биографии». Плодами этой далекой культуры мы пользуемся поныне в нашем повседневном счете времени.

Типичный политеизм месопотамских религий включал в себя и почитание природных стихий, олицетворенных в образах полулюдей - полуживотных (например, человек с рыбьим хвостом). В честь богов возводилась грандиозные храмы и зиккураты (ступенчатые пирамиды), особенно в городе Вавилоне, который в 19-6 веках до н.э. был столицей нескольких великих царств, сменявших друг друга. В его религии высшим божеством стал Мардук, а одна из главных богинь - богиня любви Иштар, в служении которой должны были время от времени участвовать все женщины Вавилона: это так называемая иеропорния (храмовая проституция). Стражами вавилонских храмов были огромные изваяния крылатых быков с бородатыми человеческими головами; это мифическое существо называлось «херуб», в древнееврейском языке множественное число «херубим» (отсюда русское слово «херувим»).

Месопотамская культура создала обширную литературу, величайшим памятником которой остается шумеро-аккадский эпос о богатыре Гильгамеше. Он спустился в подземное царство, чтобы добыть траву бессмертия, и даже добыл ее, но тут же утратил. Эта огромная эпическая поэма - первая «трагическая онтология» в мировой литературе;   ряд тем и мотивов эпоса перешли в Ветхий Завет евреев, другие отразились в гомеровском эпосе древних греков.

Войдя в состав Персидского царства, Месопотамия постепенно утратила свое культурное своеобразие и ведущую роль в духовной жизни Ближнего Востока, хотя слава халдейских мудрецов и звездочетов (астрономов, которые одновременно были астрологами, т.е. гадали по звездам) надолго пережила вавилонскую религию. Несомненно влияние этой религии на иудаизм (древнееврейскую религию): евреи ненавидели надменный и «развратный» Вавилон, но многое почерпнули из его культуры. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: