IX. Зарождение и становление христианской религии

Проблема историчности Иисуса. Европейский атеизм ставил под сомнение само историческое существование Иисуса Христа, считая его чисто мифической, вымышленной фигурой. Однако римские историки Светоний, Тацит и (что особенно важно) романизированный еврей Иосиф Флавий сообщают об Иисусе как о реально жившем человеке. Евангельская биография Христа не имеет внешних подтверждений, но историчность самой личности признана светской наукой.

Первые христиане как одна из иудейских сект, оппозиционных Храму. Под гнетом Римской империи иудейская религия переживала затяжной кризис, авторитет Храма упал ввиду сотрудничества жреческой аристократии с угнетателями. За обличение этого предательского сотрудничества Храм и местные царьки жестоко преследовали многочисленных народных пророков: так, Иоханан (Иоанн Креститель) был обезглавлен в крепости Махерон, а галилейский пророк Йешуа (Иисус) распят на Лысой горе (Голгофе) возле Иерусалима. Последователи обоих казненных пророков сплотились и провозгласили, что Йешуа был мессией, Сыном Божиим, а Иоханан - его Предтечей. На третий день после своей смерти Йешуа воскрес, передал своим ученикам последние наставления и вознесся на небо. Теперь он вернется перед концом времен, чтобы судить все человечество. Верные последователи его будут спасены. Это новое вероучение выбивало почву из-под Иерусалимского Храма и всей земной власти, ибо она объявляется неправедной.

Первые иудео-христиане были революционерами, они приняли участие в еврейской национальной революции 67-71 годов, которая была свирепо подавлена римлянами Храм был уничтожен, тысячи   повстанцев проданы в рабство, еврейский народ принудительно расселен (начало диаспоры, т. е. рассеяния).

Раннее христианство демократично. Одна из первых христианских общин так и называлась «эбионим» («бедняки»). Эти общины не отвергали ни рабов, ни бывших преступников, ни блудниц, коль скоро они раскаялись в своих грехах. Именно скудная жизнь в пещерах, в пустынях, в заброшенных каменоломнях диктовала христианам совместный труд и совместное потребление; в XIX веке это назовут «евангельским социализмом». Соответственно этой жизни Иисус представлялся им в своем земном воплощении бедняком, бесприютным скитальцем, добрым и милостивым ко всем людям, но суровым к торговцам и ростовщикам. Он изгнал торговцев из Иерусалимского Храма. Он говорил, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. В числе апостолов (двенадцати первых учеников Иисуса) было четыре рыбака. Сам Иисус был сыном плотника Иосифа; ранние иконы изображали Святое Семейство в виде Иосифа, Марии и Ребенка (ср. изображения Осириса, Исиды и Гора). Позже сложилось учение о непорочном зачатии Девы Марии от Святого Духа, Иосифа стали называть не мужем Марии, а обручником.

В дальнейшем для согласования иудейского монотеизма с учением о Воплощении Сына Божьего было выработано учение о Троице (Бог един, но в трех лицах - Отец, Сын и Святой Дух).

В диаспоре в христианские общины начали принимать неевреев, а потому отпал обычай обрезания, зато абсолютно необходимым стало водное крещение младенцев. Внутри христианских общин утверждаются принципы национального и социального равенства. Апостол Павел, прозванный «апостолом язычников», провозгласил: «... Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всех Христос» (Послание к Колоссянам). Этим равенством всех людей во Христе, этим религиозным интернационализмом Павел сделал христианство вселенской религией. Возникнув как одна из сект иудаизма, христианская религия стала всемирной (ранее то же самое произошло с буддизмом). Фактически именно Павел основал христианскую церковь, причем сознательно стремился порвать с иудейской традицией.

Павел создал учение о наследственности первородного греха (грехопадения Адама и Евы), с которого началось все зло в мире. Бог послал на землю Сына, и Христос своею смертью искупил грехи   людей. Кто верует в Христа, тот спасется. Раз в Адаме все умерли, то во Христе оживут все же: воскреснут и евреи, и язычники, и праведники, и грешники. Павел рекомендовал безбрачие всем, кто в силах переносить его, а кто не в силах - пусть женятся. Труд обязателен для всех: «Кто не трудится, тот пусть и не ест». Этот лозунг Павла был заимствован большевиками в 1917 году, но без указания авторства. Особенно категорически настаивал Павел на необходимости любви к людям. Он учил рабов повиноваться своим господам, а господ - хорошо относиться к рабам. Христианство оказалось альтернативой революции.

После долгих преследований новой религии со стороны римских властей христианство постепенно победило во всей Римской империи, поскольку оно смягчало рабовладельческий строй, вносило идею любви и было самой личностной из религий. Христианин предстоит Богу как личность, отвечает сам за себя. Христианский индивидуализм противостоит иудейскому религиозному коллективизму. К тому же христианство заменило подданным Рима утраченную свободу внутренним освобождением: Христос заменил Спартака. Осознав это, императоры (и первым из них Константин Великий) стали оказывать христианству сильную поддержку, а затем крестились сами. В IV веке христианство стало государственной религией Римской империи.

Это имело огромные последствия для европейской культуры. Произошла эстетическая революция, низвергнувшая телесную красоту античных богов и прославившая красоту духовную. С христианской точки зрения, Венера Милосская не прекрасна, а отвратительна. Ранние христиане прославляли бедность, аскетизм, нищету. С икон большими глазами кротко смотрела Приснодева со своим Младенцем, и ее одежда оставляла открытыми только лик и кисти ее рук. Христиане уничтожили античные храмы, театры и цирки; зато по указу Константина повсеместно открывались приюты для воспитания выброшенных детей и сирот. Библия дополняется христианским Новым Заветом.

Впечатляющие успехи раннехристианских философов, особенно Оригена и Августина, придали новой религии известную стройность; ее доктрина впитала в себя некоторые традиции античного (в основном платоновского) идеализма. Развивается христианское храмостроительство, религиозная литература, иконопись.

Характерный для христианства дуализм духа и плоти, иудейского и античного наследия, диалектика любви и страха создалив европейском мышлении постоянную напряженность, климат мучительных исканий, что и привело со временем европейскую культуру к мировому лидерству. Нужно только помнить о его исторически относительном характере. Сама христианская религия прошла через несколько этапов развития.

 

X. ЖИЗНЬ МОХАММЕДА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА.

 

 Арабская предыстория. Древние государства арабов (Саба). Города по берегу Красного моря. Бедуины. Скотоводство и торговля. Раздробленность арабских племен. Историческая необходимость объединения.

Арабское язычество. Культ Каабы в Мекке. Влияние монотеистических религий. Зарождение ханифизма (проповедь единобожия, но без догматики и письменной фиксации вероучения). Влияние Библии на арабов.

Мохаммед ибн Абдаллах (570 - 632). Знатное происхождение, раннее сиротство. Водитель караванов и купец; широта его кругозора, глубина мысли. Идеи ханифизма и встречи Мохаммеда с христианами и иудеями; как следствие - перекличка коранических преданий с библейскими. Начало проповеди (ок. 610). Ислам как самая молодая из мировых религий.

Борьба Мекки против новой религии и удаление Пророка из Мекки в Ятриб (622 г., начало мусульманского летосчисления). Исламизация Ятриба, его превращение в Город Пророка, отсюда новое название - Медина (Город). Степные войны между Мединой и Меккой, перехват караванов. Успехи мусульман. Религиозный компромисс - включение культа Каабы в ислам, после чего Мекка покорилась Пророку. Основные принципы ислама.

Ислам - строгий монотеизм (мусульмане отвергают христианское учение о Троице, как троебожие). Обязанности мусульманина - милосердие к людям (обязательная раздача милостыни бедным), пятикратная молитва, соблюдение дневного поста в священный месяц рамадан и хотя бы раз в жизни «хадж» (паломничество в Мекку). Общественная жизнь мусульман характеризуется открытостью и массовостью; любой человек может возвыситься в государстве («мусульманский эгалитаризм», принцип равенства). Снятие расовых и национальных различий в исламе.

Мухаммед - фактический основатель арабской державы. Объединение всех арабов в единой религии (главная историческая функция религий - объединительная). Распространение ислама на Иран, Северную Африку, Испанию, Среднюю Азию, Индию и т.д. Величайшая организующая и культурная миссия ислама. Его отношение к другим религиям (беспощадные гонения против язычников, относительная терпимость к иудеям и христианам).

Коран, его историческое и культурное значение. Созвучия с Библией и древнеарабские традиции. Поэтический язык, образность и богатство фантазии. Философские особенности (идея относительности времени). Коран как эстетический канон. Запрет изображения живых существ (т.е. живописи и ваяния). Культурные последствия этого запрета.

Мусульманская культура (как до нее иудейская) - в основном культура слова. Бурный расцвет поэзии. Развитие архитектуры под влиянием Ирана и Византии. Великие архитектурные памятники ислама. Синтез традиций. Зодчество в Багдадском халифате. Багдад как мировой культурный центр Средневековья.

Особое значение исламизации Ирана. Древняя, утонченная культура Ирана; роль языка фарси в исламском мире. Мусульманская поэзия Ирана, Фирдоуси («Шахнамэ»). Суфизм. Поэты-вольнодумцы (Омар Хайям). Повествовательная проза. Сборник «Тысяча и одна ночь».

Расцвет культуры на перифериях исламского мира. Испаномавританское зодчество (Альгамбра, Джиральда и др.). Индомусульманская культура, заимствование элементов местных культур (напр., мотив лотоса в архитектурном декоре). Тадж-Махал как архитектурный символ любви.

Открытость исламской философии. Переводы греческих философских трудов на арабский язык (Ифлятун, Арасту). Арабский аристотелизм. Великие философы Ислама. Сунниты и шииты.

Постепенное ослабление Багдадского Халифата. Крестовые походы и победа мусульман над крестоносцами; вторжение монголов и гибель Багдада. Параллельные процессы расширения исламского мира и истощение его центра (Аравии). Закат Халифата.

Рождение нового центра исламского мира - Османской империи (XIV век). Турки-османы, их завоевания; захват Константинополя (1453). Усвоение турками византийского культурного наследия. Строительство мечетей в Стамбуле. Синан, исламизированный грек, - «Микеланджело ислама». Турецкая   литература на языке фарси. Изысканная придворная культура султанов («тюльпанная эра»).

Значение ислама для культурного развития Северной и Восточной Африки, Передней и Средней Азии, Индонезии и северных тюркских народов (в том числе татар и башкир). Красота и односторонность исламской культуры (отсутствие изобразительного искусства, театра; слабое развитие инструментальной музыки, поскольку она никогда не входила в культ).

Постепенно возрастающее научно-техническое отставание исламского мира от Европы. Страны ислама как объекты колониальной экспансии. Их национальная борьба, их мечта о возрождении утраченного могущества. Ваххабизм (XVIII век) и его реставраторская идеология. Борьба арабов против турецких султанов.

Зарождение тенденций к модернизации ислама (Афгани). Распад Османской империи и рождение новой Турции. Особая историческая роль Ататюрка. Ислам и светская государственность.

Исламское Возрождение XX века и его противоречивый характер. Вражда между исламским модернизмом (Турция, Египет) и фундаментализмом. Трагедия иранской революции (Хомейни и его теократия). Трагедия Афганистана. Терроризм. Разжигание ненависти, противоречащее заповедям Корана.

Ложность теории о «конфликте цивилизаций». Рост мусульманского населения в Западной Европе. Взаимовлияние культур Запада и Востока. Перспективы сближения.

Ислам как наиболее динамичная из мировых религий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: