Игра в социокультурной деятельности

 

ПЛАН

 

1. Сущность игры, ее значение.

2. Специфика игры в социокультурной сфере.

3. Роль ведущего-аниматора в организации игрового действа.

4. Составляющие элементы игры.

 

«Теоретическая физика - это детские игрушки по сравнению с детской игрой».

А.Эйштейн

 

    Игра является сокровищницей человеческой культуры, в которой отражаются все области материального и духовного творчества людей. Игра – явление культуры, культура – первоначально разыгрывалась. Игра как феномен культуры является предметом изучения различных наук: истории, философии, педагогики, этнографии, антропологии, культурологи.

    Игра – одно из наиболее ярких, впечатляющих явлений культуры. Игры людей – естественное состояние, а участие в игровой деятельности способствуют наиболее полной самореализации. В игре формируется стратегическое поведение людей, что позволяет считать ее эффективным средством специализации, подготавливающим психику к функционированию в сложном мире человеческого общения и деятельности. Особая привлекательность игры состоит в том, что она позволяет действовать в ситуации риска, неопределенности, свободы выбора. В игре человек как бы ставит все на карту и сам, не советуясь ни с кем, принимает решение.

    Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Во все времена игровой инстинкт проявляется в полную силу, вовлекая как отдельную личность так и массы в увлекательный вихрь игры.

    Отличительными признаками игры являются напряжение и непредсказуемость. Всегда стоит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? К формальным признакам игры относятся:

    - наличие правил и принципов игры, определяемых заранее;

    - наличие определенных условий (места, времени, атрибутов и т.д.);

    - временность или конечность осуществления игрового процесса;

    - условный характер игрового процесса;

    - свобода входа и выхода из игры, предполагающая отсутствие принудительной мотивации для вступления в игру;

    - самонацеленность игровых действий;

    - наличие субъекта игры (игрока), предмета (играемого) и средства («игрушки»).

    Универсальная интрига любой игры – победа над собой: физическая, духовная, интеллектуальная, творческая – любая; наслаждение от процесса (иногда от результата), победы над собой.

    Ценность и значимость игры заключается еще и в том, что она представляет собой интегральную деятельность. В игре могут трансформироваться все формы человеческой активности – физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные и психологические структуры, соответствующие разноплановым задачам: коммуникативным, компенсаторным, оздоровительным, адаптационным, стратегическим.

    В формировании навыков социокультурного творчества значительную роль может оказать игра, которая способствует максимальному самораскрытию личности человека, вовлекая его в разнообразный и насыщенный мир общения и социокультурных импровизаций.

    Игра обладает психологическими организационно-методическими преимуществами:

    - позволяет существенно сократить время для накопления необходимой информации, приобретения тех или иных навыков и умений;

    - имитирует различные виды социальной деятельности, помогает ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

    - расширяет сферу контакта личности (с группами людей, с жанрами искусства и т.д.);

    - является действенным инструментом углубления обучения, сотрудничества, социального диалога.

    Игра-метод выздоровления. Так «прятки» тренируют выживаемость, «жмурки» развивают ориентировку, «прыгалки», «салки» укрепляют опорно-двигательный аппарат.

    Игровая ситуация, основанная на принципе занимательности, вовлекает значительную часть присутствующих. Любая игра преследует конкретную цель:

    - развитие речи, повышение культурного уровня личности;

    - поиск выхода из трудной ситуации;

    - формирование практических навыков и умений и т.п.

    Игровой метод способствует созданию коллектива, воспитывает чувство ответственности у каждого участника игры, т.к. успех часто зависит от согласованности командных действий. Это очевидно в игре «Что? Где? Когда?»

    Коллективная деятельность порождает соревнование, а это способствует развитию творческого мышления. Любая игра – это пробы собственных сил человека.

    Игра предстает перед нами как:

    - игра-представление, игра-шутка, игра-фокус, подвижные, занимательные игры;

    - игра-шанс – как ряд необъяснимых совпадений, это ярко выражено в программе «О, счастливчик».

    Игре присущи самые различные функции:

    · воспитательная;

    · познавательная;

    · терапевтическая;

    · развлекательная;

    · компенсаторная;

    · развитие творческих способностей.

    - игра – полезна как упражнения различного рода, эксперимент;

    - игра – отдых, удовлетворение бессознательных влечений, форма моделирования человеческих отношений;

    - игра – разрядка средство психологической компенсации, способ радостного обучения, форма гуманизации труда;

    - игра – коммуникативная деятельность конкурентного типа, в которой каждый из игроков свободен и независимо ищет оптимальные решения. Это делает игру наилучшей формой взаимодействия. В игре каждый участник полностью использует свой потенциал, в то время как правила игры позволяют гарантировать устойчивость и сохранность целого. Игра объединяет разрозненных участников в команду.

    Игра – спутница жизни. Она доступна всем без исключения, так как:

    - является средством дипломатики, помогает установить контакт между людьми;

    - включает замкнутых и застенчивых людей разных национальностей, язык игры интернационален;

    - обладает психологическими и организационно-методическими преимуществами по сравнению с другими методами досуговой деятельности;

    - позволяет существенно сократить время накопления необходимой информации, приобретения тех или иных навыков и умений;

    - является средством имитации различных видов социальной деятельности;

    - расширяет сферу контакта личности с группами людей, с жанрами искусства.

    Таким образом, игра является действенным инструментом углубления общения, сотрудничества, социального диалога.

    Игра – емкая по своему содержанию. В процессе игры происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреативных потребностей человека. Посредством направленного использования игры могут решаться задачи воспитания и распространения культурных ценностей.

    Значение игровых принципов помогает ориентироваться в многообразии игр и игрового общения.

    Конкурсный принцип игры – выявляет лидерство, победителя соревнования. При этом игра связана с проигрышем.

    Аттракционный принцип игры – может быть словесным, песенным, материальным. Это игра с перечислением предметов либо распродажа за знания.

    Викторинный принцип игры – строится на отгадывании поставленных вопросов.

    Затея – как игровой принцип – это игра-притворство, шутка.

    Лотерея  - как игровой принцип – театрализованная беспроигрышная игра. Игра-шанс.

    Состязание  - как игровой принцип – это всегда соперничество, борьба:

                       - эстафетная (комические, театрализованные элементы);

                       - блиц-турнир;

                       - микрочемпионат.

    Гадальный подход к играм – загадывание под судьбу. Используется для усиления сюжета игрового действа.

    Фанты – как игровой принцип – используется для проявления активности, предмет принадлежности личности предъявляют игроку за провинность. Но чтобы вернуть его, нужно «отобрать» фант.

    Игра как представление – игру необходимо одеть в сверкающие одежды: музыку, костюм, речь, энергетику аниматора. Все должно быть зрелищным.

    В настоящее время исследователи в области социокультурной деятельности обращаются к игре как к части досуга, идеальной форме развлечения, средству коррекции социальных отклонений личности и даже реабилитации инвалидов. Социокультурное назначение игры обеспечить усвоение участниками всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов сформированного коллектива.

    Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним. Наполненность игры эмоционально-познавательным содержанием – главная ее особенность.

    Как часть культуры, игра, несомненно, имеет самостоятельное значение, являясь формой связи поколений, средством передачи социальных ценностей, знаний, навыков. Игра – это также форма человеческого общения. Потребность человека в общении, обмене информацией с другими людьми относится к числу важнейших факторов его существования.

    2. Спецификой игры в социокультурной сфере является то, что она выступает в разных качествах, прежде всего как игровая форма и игровой компонент. Игровая форма – это игра в чистом виде, где процесс является одновременно и результатом. В таком виде игра выступает в социокультурной работе парков культуры и отдыха, клубов любителей игры (шахматистов, любителей кроссвордов, интеллектуальных и азартных игр). Игровая форма характеризуется специфическим игровым контекстом, внутренним «миром игры», который строится и поддерживается с применением специальных средств, предполагает наличие позиций или ролей участников и особых механизмов, позволяющих порождать движение игры, ее содержание. Под содержанием игры мы понимаем: сюжет, правила игры и игровое действие, входящее в игру для достижения цели.

    Сюжет – это сфера действительности, которую человек отражает в игре. Сюжеты игр в социокультурной сфере разнообразны: профессиональные, бытовые, сказочные и т.д. Сюжеты игр видоизменяются в зависимости от конкретных условий жизни человека, от его кругозора, от той исторической эпохи, в которой он живет.

    Правила игры – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений. Правила игры – это одно из важных организующих ее элементов. Они определяют последовательность действий, взаимоотношения партнеров.

    Игровое действие реализует сюжет игры и включает такие элементы, как неожиданность, загадку, соревнование, лаконичную фразу и т.д.

    Игровой компонент – это группа игр, выступающая составной частью клубных объединений, праздников, обрядов, школьных уроков, кружковых занятий, и проявляется в разных формах: это могут быть разнообразные шуточные соревнования, ритуалы посвящения в члены объединения. Кроме того, игровой компонент может быть выражен в виде «сквозной игры» типа «Почта», «Поиск пары» на балах, презентациях, праздниках, шоу-программах.

    Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности, например: «Вечары на канапе», КВН, «А ну-ка, девушки», «Спортландия», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

    В зависимости от направленности игровые программы могут быть следующими:

    - интеллектуально-познавательные – преобладают интеллектуальные игры: викторины, игры со словами, с буквами, кроссворды, анаграммы, игры-жесты и др.;

    - конкурсные – состоят из разнообразных конкурсов: профессиональных, шуточных, сказочных;

    - физкультурно-оздоровительные – состоят из подвижных игр, состязаний в силе и ловкости, выносливости, укреплении воли;

    - фольклорные – включают народные игры, танцы, хороводы, массовое пение, обрядовые игры;

    - театрализованные – ведущим является персонифицированный образ, герой того или иного произведения, сказочный герой;

    - азартные, или коммерческие – включают в основном азартные игры, или игры шанса;

    - профилактико-реабилитационные – включают игры для коррекции негативного психического состояния клиента и реабилитации инвалидов.

    Специфика игровых программ требует тщательного отбора игр. Подчеркнем основные принципы такого отбора.

    Принцип этической направленности игровых программ. Педагогическая эффективность игры раскрывается через ее содержание. Содержание игр, включенных в игровую программу, должно нести позитивный этический потенциал. В этом важнейшая воспитательная функция игры.

    Принцип соответствия содержания игр общему замыслу и целям игровой программы. Игры определяют характер программы, ее воспитательный потенциал, ее колорит и темпоритм. Например, при проведении игровой программы на празднике «Купалле» в игре должны учитываться структурные особенности построения праздника, его содержание, место проведения, состав участников. Такими играми могут быть «Скокі праз вогнішча”, “Слуцкія паясы”, “Пацяг”, игра-конкурс на лучший веночек, хороводы с элементами танца и игры и т.д.

    Принцип свободного вхождения в игру и выхода из нее. Он предполагает свободное включение в игру участников, проявление изобретательности и инициативы во время прохождения игрового процесса, развитие и дополнение сюжета игры и свободный выход из игрового пространства.

    Принцип многообразия форм игры. Игровая программа должна включать широкий спектр игровых форм: поединки, конкурсы, викторины, массовые игры, аттракционы, игры с эстрады, лабиринты, шоу-игры. Использование разнообразных игр в программах придает им массовость, зрелищность, а их участники имеют возможность выбрать игру согласно своим склонностям, интересам.

    Принцип сочетания игр с художественно-выразительными средствами, т.е. музыкой, танцами, песнями, репризами и монологами ведущего, художественным оформлением игрового пространства, оригинальным реквизитом. Сочетание игры с художественным сопровождением позволяет оригинально выстроить драматургию программы, придает ей зрелищность, яркость, праздничность.

    В практической деятельности работников социокультурной сферы при создании сценариев игровых программ могут применяться и другие принципы в зависимости от региональных условий, квалификации специалиста, материально-технического обеспечения.

    В качестве основных приемов, используемых в игровых программах, можно назвать следующие:

    - массовое пение, являющееся средством общегруппового сплочения. Например, два хора – хор Снегурочки, которые при помощи песни ведут между собой диалог;

    - хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление чувства сплоченности и снятие напряжения. Это могут быть парные, групповые танцы, конкурсы под разные мелодии, общий танец или хоровод всей аудитории (змейка, ручеек и т.д.);

    - слайд-программа, выполняющая несколько задач: снятие напряжения, расслабление, активизация творческой деятельности участников;

    - дискуссия, возникающая во время проведения программы. Она является элементом «мозгового штурма» и позволяет активизировать интеллектуальный ресурс аудитории.

    Таким образом специфика организации игр в социокультурной деятельности заключается в том, что игра выступает в трех качествах: игровая форма – игровой компонент – игровая программа.

    3. Немаловажным фактором в успешной организации игрового процесса является личность игротехника, ведущего-аниматора. Его отличают такие качества, как общая эрудиция, художественный вкус, такт, умение общаться, способность активно вмешиваться в групповой процесс и наоборот – уметь молчать, создавая нужную атмосферу для свободного раскрытия творческих способностей участников игры. Основной задачей ведущего является не демонстрация своих способностей (хотя и они должны быть незаурядными), а обеспечение условий для проявления творчества и самодеятельности участников игровых программ. Кроме того, организатор такого мероприятия должен строго придерживаться принципов отбора игр в программу.

    Выделим следующие этапы работы ведущего-аниматора во время игрового процесса:

1. Определение целей и задач предстоящей игровой программы, которая должна соответствовать интересам и потребностям ее участников, композиционное построение программы.

2. Отбор содержания и форм игры, подготовка места для ее проведения, необходимого реквизита, художественно-музыкального оформления программы.

3. Работа ведущего непосредственно на площадке, включающая приглашения на игру, объяснение условий игры, обеспечение хода игры и подведение ее итогов.

Таким образом успешность работы ведущего игровых программ определяется его индивидуальным стилем-имиджем. Основа имиджа – это самопознание, постижение собственного «я». Основными слагаемыми имиджа ведущего-аниматора являются духовность и целостность личности. Последнее качество предполагает единство внутреннего мира и внешнего облика ведущего. Внутренний мир характеризуется рядом качеств – природных, приобретенных в ходе воспитания и образования и профессиональных. Внешняя привлекательность ведущего определяется гармоничным телосложением, элегантностью в манерах, изысканностью вкуса, обаятельностью и талантом привлекать к себе внимание. Ведущий всегда сосредоточен на поиске своих выигрышных качеств и свойств, которые определяют эффективность (и эффектность) его работы. Это громкий и уверенный голос, манера держаться во время ведения программы, уровень информированности, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Если помнить, что в основе игры всегда заложен юмор, то задача ведущего – создать чудесный, праздничный мир шутки, жизненной правды, правильных ответов на интеллектуальные вопросы, дружеское общение.

Сегодня ведущий – это человек, который должен уметь организовать игру ума, фантазии, воображения, а играющего сделать не просто отвечающим на вопросы, а участником творческого процесса, артистом из народа.

4. Игра – это явление культуры. Ее организатор должен быть профессионалом, знающим методику подготовки и проведения игры.

Технология игрового общения – это искусство, мастерство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр. В момент проведения игры аниматор ведет жесткий расчет – условий игрового поля, настроений собравшихся, их интеллектуальных и физических возможностей, интересов и много другого.

Для того чтобы осуществлять технологию игрового общения, аниматору необходимо знать все об игре. И прежде всего то, что любая организационная игра состоит из составляющих ее элементов, расположенных в определенной последовательности. Рассмотрим это.

1. Все начинается с появления ведущего на игровом поле. Его костюм, грим, пластика, речь соответствуют определенному сценическому образу. Он приветствует собравшихся, пока просто зрителей, не проявляющих интереса к играм.

2. Как сломить стену отчуждения, создать условия активного игрового общения?

Необходимо действие. Нужен конфликт, решить который могут только присутствующие. Для создания такой ситуации аниматор всегда работает с группой ассистентов. Например, аниматор – юморист, ассистент – человек без юмора (ЧБЮ), или другой прием – Ржевский и Эллочка-людоедка. Возможен вариант сказочных персонажей – вечно ссорящиеся Лиса Алиса и Кот Базилио, Баба Яга и Кикимора и т.п. Ведущий с ассистентом спорят, присутствующие уже вовлечены в круговорот проблем, они уже соучастники разворачивающихся событий.

3. Для игры необходимо конкретное число участников. Как их вызвать, минуя просьбы, объяснения, возможные препирательства? 

На помощь приходит манок – прием незаметного для присутствующих вовлечения в игровое действо.

    Например, загадывание загадок; предложение продолжить известное стихотворение; повторить скороговорку… Это все «крючки», на которые цепляются желающие взаимодействовать с ведущим, становящиеся сразу участниками предлагаемой игры или конкурса.

4. Появившиеся на игровом поле участники становятся артистами. Им присваиваются роли, устанавливаются правила игры, определяется арена их действий. Участников игрового соревнования необходимо мизансценировать, т.е. удобно расставить для взаимодействия друг с другом, с реквизитом, ведущим и зрителями.

5. Игровое действие для ее участников – всегда настоящее соревнование. Поэтому необходимо усвоить правила игры. С этой целью часто применяется «пробная» игра, как репетиция предстоящего игрового состязания.

6. Соревнование проходит до полного выполнения условий игры. Заканчивается игра определением победителя по решению жюри или зрительской симпатии.

7. Награждением для соревнующихся может быть разыгрываемый приз, зрительские овации, предоставление возможности взять с «лавки призов» приглянувшуюся безделушку, получить в подарок концертный номер…

Зная все перечисленные этапы игрового действия, аниматор (ведущий) осознанно разворачивает игровое представление.      

 

УСТАНОВЫ КУЛЬТУРЫ КЛУБНАГА ТЫПУ Ў РАЗВІЦЦІ АБРАДАВЫХ ТРАДЫЦЫЙ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: