Основные виды театрализованных игровых конкурсов

    Вечера веселых вопросов – они представляют развернутую и несколько театрализованную викторину. Интереснее всего эти конкурсы проходят в тех случаях, когда участники игры разбиваются на ряд соревнующихся групп. Игровое задание обдумывают все, а отвечает кто-нибудь один. Вечера веселых вопросов бывают тематическими. Содержание их может охватывать какую-то область человеческой деятельности – спорт, литературу, поэзию, искусство, музыку, театр, кино, живопись. Вечера веселых вопросов значительно обогащаются, если их будущие участники заранее получают общую тематическую ориентировку.

    Конкурсы-аукционы – представляют серию тематических вопросов и заданий с которыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Он состоит обычно из двух турнирных периодов. В первом проводится отборочное соревнование. Побеждает на этом этапе тот, кто последним вносит наиболее существенное разъяснение, добавление к ранее полученным ответам.

    Во втором туре, строящемся по принципу развлекательно-игрового зрелища, борются за личное или командное первенство.

    КВН.  Большой популярностью среди молодежи пользуется КВН. Это яркая театрализованная игра, которая позволяет проявить способности и разносторонние таланты, смекалку, находчивость, фантазию, юмор, оригинальность мышления, общую эрудицию, умение общаться и принимать коллективное решение.

    При подготовке КВНа составляется план, который включает в себя:

1. Выход и приветствие команд.

2. Соревнование капитанов.

3. Разминка команд.

4. Соревнование команд.

5. Домашнее задание.

     На этапе подготовки к игре выбирается жюри, согласуются виды конкурсов и сами задания, ведется отбор членов команды и капитанов, приглашаются болельщики. На заседаниях инициативной группы определяется тематика КВН, виды конкурсов, оговариваются вопросы. Решается вопрос об элементах внешнего оформления, выступления команд (костюмы членов команды, ее эмблема, плакаты и др.), разрабатываются конкурсы, уточняется их направленность и содержание. Форма подачи материала в конкурсах разнообразна. Здесь могут быть вопросы, задания, сюжеты, инсценировки, музыкальные номера и др. Заранее оговариваются условия оценивания конкурсов членами жюри.

    Особое внимание следует обратить на подбор ведущего. От него во многом зависит уровень проведения КВН. Ведущий должен хорошо владеть словом, быть способным не растеряться в непредвиденной ситуации, любить шутки и уметь шутить.

    Игра «Что? Где? Когда?»

    Игра «Что? Где? Когда?» является эффективной формой пропаганды научных знаний и развития логического мышления молодежи, навыков быстрого и точного выражения мысли.

    Важной задачей на этапе подготовки игры является разработка вопросов для участников. Основным требованием при составлении которых должна быть четкость формулировки с указанием источника информации.

    Для участия в игре создаются 2 команды по шесть человек каждая.

    Жеребьевка определяет очередность выступления команд. На обдумывание ответа на вопрос дается одна минута. В случае досрочного ответа, команда получает дополнительно один балл.

    Право ответа на вопрос, на который не смогла ответить команда, получают болельщики. В случае правильного ответа один балл прибавляется к счету их команды. Если болельщики не дают ответа на вопрос, то право ответа получают болельщики другой команды.

    Побеждает команда, которая набрала больше баллов.

    Игра «Угадай мелодию»

    Эта игра пришла в клубную работу с экрана телевизора и заняла достойное место в сфере досуга молодежи. Однако она значительно модифицирована организаторами молодежного досуга и имеет свои варианты. Несколько из них проводилось в общежитиях нашего училища. Это: «Нам песня учиться и жить помогает», «Музыкальный винегрет».

    Игра «Угадай мелодию» содействует развитию музыкального вкуса, слуха, обогащению музыкального кругозора, воспитанию устойчивости интереса к различным жанрам музыки. Одновременно участники игры имеют возможность проявить свои музыкальные способности, эрудицию, находчивость, творческие способности.

    Игра проводится в несколько туров.

    Например:

    1 тур – «Рассыпанные строчки».

Необходимо как можно быстрее собрать куплет песни из предложенных слов и спеть его.

    2 тур – «Спой, цветик…»

Каждая команда должна спеть куплет на указанную тему. Например: «Весна», «Ромашка», «Любовь», «Город» и т.д.

    3 тур – «Музыкальная мозаика»

Табло состоит из картинок, на обороте каждой назван музыкальный жанр (фамилия композитора, исполнителя и т.п.). Команде необходимо отгадать произведение по музыкальному фрагменту из выбранного раздела.

    4 тур – «Раз словечко, два словечко»

Ведущий говорит слово какой-либо песни, а команда должна продолжить.

    5 тур – «Стань звездой»

Представитель команды должен спеть песню под фонограмму. Очко присуждается лучшему исполнителю.

    6 тур – «Пойми меня»

Ведущий читает подсказку по очереди каждой команде. Участники должны по ней угадать песню. Если одна команда не угадала. То право ответа переходит ко второй команде.

    Например:

1. Песня о городе, куда не едут поезда и не летят самолеты.

(Мальчик хочет в Тамбов)

2. Песня о домашнем животном, которого ненавидел весь дом. (Черный кот)

3. Песня одинокой пловчихи с дудкой.

(А я в воду войду – ду-ду-ду…)

4. Песня о поездке в глухомань на велосипеде. (Букет)

5. Песня о животном, которого каждая дворняжка знает.

(Песня Чебурашки)

6. Песня, объясняющая вращение Земли вокруг своей оси.

(Песенка о медведях)

    7 тур – «Песенный аукцион»

Ведущий называет известного исполнителя, а участники команды воспоминают его песни.

    8 тур – конкурс частушек «Студенческие страдания»

Команды по очереди представляют домашнее задание.

    9 тур – конкурс «С миру по нитке»

Командам предлагается вспомнить за одну минуту слова, в состав которых входят названия нот (до м, ми лая, сол ь и т.д.).

    Игра «Поле чудес»

    Игра стала популярной среди молодежи разных возрастов. Игра направлена на активизацию знаний, на развитие логического мышления, стремления к углублению, расширению круга знаний в различных областях.

    На подготовительном этапе необходимо:

- определить время, место проведения игры, ведущего, творческую группу;

- подготовить необходимое оборудование: табло для карточек с буквами, игровой барабан с секторами;

- выбрать общую тему игры и соответствующие вопросы для отборочного тура, трех туров игры и заключительного тура – суперигры;

- подготовить призы участникам игры;

- предложить участникам литературу по теме игры для самостоятельного ознакомления.

      Проведение игры начинается с ознакомления присутствующих с ее правилами. Ответ на заданный вопрос можно дать сразу, не начиная крутить барабан, но если слово названо неправильно, участник выбывает из игры. Правильно названная буква дает право вторично крутить барабан, если названной буквы нет, ход переходит к другому игроку. Если стрелка укажет на сектор «+» игрок имеет право открыть любую букву. Если на «0», ход переходит к следующему игроку; если на сектор «Б», что значит «Банкрот», все очки «сгорают» и ход переходит к следующему игроку; если на сектор «П», что означает «Приз», игрок может выбрать приз или продолжить игру.

    Между турами может проводиться игра со зрителями или исполняться номера художественной самодеятельности.

    Победители трех туров встречаются в финале. Им предлагается вопрос.

    Победителю финала предлагается принять участие в супер-игре, от участия в которой он может отказаться, чтобы не рисковать потерять выигрыш – приз победителя финала. В случае согласия ему на ответ дается одна минута, в течение которой он должен назвать слово.

    В заключении игры награждается победитель и победители всех туров.

    Игра «Брейн-ринг»

    Это интеллектуальная игра, способствующая развитию творческих способностей, логики мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Она основана на принципе состязательности в сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.

    Брейн-ринг может быть тематическим, что обеспечивает целенаправленность подготовки молодежи к участию в нем, например: «Природа и человек», «Молодежь и спорт», «Знание – сила», «Эврика», «В мире искусства» и т.д.

    Структурно игра состоит из трех раундов, в каждом из которых участникам игры предъявляется блок вопросов. Задача команд состоит в том чтобы первой ответить на поставленный вопрос в течение указанного времени.

Вопросы по своему характеру могут задаваться самые разные: на эрудицию, смекалку, вопросы-шутки, загадки, вопросы типа «черный ящик».

    К участию в игре могут готовиться две-четыре команды, что определяет и продолжительность игры.

    Конкурс «Мисс училища, техникума»

    Своеобразная форма работы, цель которой способствовать развитию творческой фантазии, эстетического вкуса молодежи, понимания приоритета внутренней красоты.

    Конкурс может иметь название «Когда зажигаются звезды…». В соответствии с темой оформляется актовый зал.

    Заранее подготавливается корона победительницы, а также призы участникам.

    Проведению конкурса могут предшествовать отборочные туры в первичных коллективах, победительницы которых становятся финалистами.

    Участниц конкурса необходимо подготовить как практически, так и психологически.

    В частности, целесообразно провести беседу о том, что такое красота человека, в чем она проявляется, что красота – это не только внешние данные, но и высокий интеллект, и нравственное совершенство. Проводятся занятия по хореографии, сценическому движению.

    Например:

    1 тур – представление участниц.

    2 тур – «Мисс эрудит».

    3 тур – «Танцуй, танцуй».

    4 тур – «Хозяюшка».

    5 тур – «Мисс …»

     Подведение итогов и вручение призов.

    Как видите, по своему содержанию разные виды театрализованных конкурсов заметно отличаются друг от друга. Однако подготовка и проведение имеет много общих черт.

    В большинстве игровых конкурсов участвуют команды, болельщики, жюри и ведущие. Многие команды выступают в единой форме. Болельщики также украшают себя эмблемами, приносят плакаты, флажки.

    В итоге любого конкурса должен быть выявлен победитель. Это возлагается на жюри, от членов которого требуется строгая объективность, хорошее знание и понимание сути заданий, обширная эрудиция, эстетический вкус, чувство юмора. При всем разнообразии применяемых оценочных систем всегда действует общий принцип: учитывается не только правильность ответа, но и остроумие, неожиданность, юмор.

    Распорядителем конкурса является ведущий. Он представляет команды друг другу и зрителям, объявляет задание, кратко объясняет условия игры, определяет очередность выступлений.

    Ролевая игра «Суд над …»

    Ролевая игра «Суд над …» - это вид имитационной игры. Она проводится в форме «судебного процесса» над негативными явлениями жизни современного общества (равнодушие, наркомания, проституция, алкоголизм, хулиганство и т.д.), человеческими пороками (жадность, лень, лживость, скупость, цинизм, тунеядство и т.п.), безнравственными поступками (предательство, воровство и т.п.). Она призвана содействовать формированию у молодежи осознанного их неприятия, развивать понимание их пагубного влияния на личность, воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, способствовать становлению навыков нравственного анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

    Игра требует достаточно длительной и серьезной подготовительной работы, которая состоит в следующем:

    1. Выбор инициативной группы, которая выполняет всю организационную работу.

    2. Выбор проблемы-негатива (явления, качества), которое на предстоящем судебном заседании предстанет в качестве «обвиняемого».

    3. Формулировка темы предстоящего судебного разбирательства. Например: «Суд над наркоманией», «Суд над общественной пассивностью», «Суд над равнодушием», «Суд над жесткостью» и т.д.

    4. Распределение ролей для проведения процедуры «судебного заседания»:

- «судья» – ведет судебный процесс;

- «секретарь» – письменно фиксирует основные аргументы «за» и «против» выступающих в ходе судебного заседания;

- «обвиняемый» – явление общественной жизни, человеческий порок, отрицательное качество, анализ и оценка которого будут осуществлены в ходе ролевой игры (роль обвиняемого может играть юноша или девушка);

- «прокурор» – выносит обвинение, подтверждая свои выводы об общественной опасности обсуждаемого явления аргументами, фактами;

- «адвокат» – приводит аргументы, факты в защиту обсуждаемого явления, качества и т.п.;

-  «свидетели обвинения»;

- «свидетели защиты»;

- «присяжные заседатели».

     5. Подготовка ролей, поиск необходимой информации в периодической печати, художественной литературе, отбор ярких и убедительных фактов для выступления на судебном заседании с учетом специфики выполняемой роли.

    Сам ход ролевой игры имитирует ход судебного заседания.

    Секретарь, обращаясь к залу, провозглашает: «Встать, суд идет!» Все присутствующие встают. Судья сообщает, что слушается дело по обвинению… (называет обвиняемое явление, качество) и предоставляет слово «обвинителю-прокурору». После его выступления «судья» по очереди вызывает «свидетелей обвинения», которые отвечают на вопросы, в том числе и «адвокат». Затем выступает «адвокат-защитник», которого поддерживают в своих показаниях «свидетели защиты».

    Судья предоставляет слово «обвиняемому». После всех выступлений «присяжные заседатели» обсуждают факты, представленные суду. Каждый из них должен вынести свое решение – «виновен» или «не виновен», аргументируя свое решение. «Секретарь» подсчитывает количество высказываний «за» и «против».

    Судья выносит окончательное решение «виновен» или «не виновен» с соответствующей аргументацией, отражающей мнение большинства «присяжных заседателей».

    После окончания ролевой игры целесообразно провести коллективный ее анализ по вопросам: «Что получилось в игре? Почему? Что не получилось? Почему? Согласуется ли твое мнение с решением суда? и др.

    Ток-шоу

    По своей сути ток-шоу – это дискуссия с большим числом участников.

    Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями сверстников, с общепринятыми нравственными требованиями.

    Процесс подготовки к ток-шоу включает решение следующих организационных задач:

    1. Выявление актуальной нравственной проблемы. Например: «Мы и культура», «Отцы и дети», «Любовь и брак», «Мода, вкус и нравственность», «Бизнес и мораль», «Культура речи и культура человека», «Мы и родители», «Дети и деньги», «Дети и вещи», «Молодежь и армия» и т.д.

    2. Выбор ведущего ток-шоу, который будет направлять ход обсуждения.

    3. Определение способа ведения дискуссии:

- рассказ человека в маске, «история маски»;

- демонстрация фрагмента кино- или видеофильма;

- прочтение содержания ситуации из книги, журнальной, газетной статьи;

- инсценировка ситуации и т.д.

     4. Выработка правил ведения дискуссии.

    Например:

- порядок и последовательность выступлений определяет ведущий;

- любое мнение должно быть аргументировано фактами, примерами (из жизни, литературы, кинофильмов);

- каждый имеет право на свое особое мнение;

- обсуждаются точки зрения, а не личности и т.д.

     5. Оформление помещения, где будет проводиться мероприятие.

    6. Разработка сценария дискуссии.

    7. Формулировка вопроса для анкетирования, который позволит выявить позиции молодежи по обсуждаемой проблеме. Например: «Мода, вкус и нравственность» можно предложить вопрос – «Считаете ли вы правомерной взаимосвязь между этими понятиями? Если – да, то в чем она проявляется. Если – нет, то почему?». К теме «Отцы и дети» может быть предложен вопрос – «По каким вопросам с мнением родителей ты не можешь согласиться?»

    8. Разделение участников предстоящего обсуждения на две группы, определение в каждой из них основного оппонента.

    9. Составление 3-4 проблемных вопросов для обсуждения на самом ток-шоу, с которыми участники предстоящего мероприятия могут быть ознакомлены заранее.

    Например, к обсуждению темы «Мы и культура» формулируются такие вопросы:

    1. Какие стороны поведения современных молодых людей противоречат требованиям культуры?

    2. Трудно ли стать и быть культурным человеком?

    3. Культура и «массовая культура». Каково их соотношение?

    4. Можно ли говорить о молодежной культуре?

    К обсуждению темы «Мы и родители» можно предложить следующие вопросы:

1. Кто отвечает за нас: мы сами, родители, учебное заведение?

2. Имеем ли мы право поступать самостоятельно не считаясь

родителями?

3. Что значит любить своих родителей?

4. Как быть, если родители возражают против избранного

тобой жизненного пути? Запрещают дружбу с девушкой (юношей)?

    5. Как избежать отчуждения, конфликта, возникающего в этих случаях?

 

    10. Подбор литературы для самостоятельного прочтения участниками ток-шоу.

    При любом варианте проведения ток-шоу следует включать в него следующие структурные компоненты:

- вступительное слово ведущего, раскрывающего актуальность рассматриваемой проблемы, значимость ее решения;

- ознакомление присутствующих с выработанными правилами участия в обсуждении;

- предложение аудитории основных дискуссионных вопросов;

- представление разных точек зрения;

- обращение к аудитории с уточняющими вопросами с целью внесения ясности в позиции оппонентов;

- анализ целей; мотивов поведения «героев» ситуации. Выдвижение различных вариантов выхода из конфликта, способов решения проблемы, поиск оптимального нравственно обоснованного решения.

      Обязательным условием при подготовке и проведении ток-шоу должно стать:

- реальная потребность в решении конкретной проблемы у молодежи;

- создание доверительной, благожелательной атмосферы в процессе обсуждения;

- участие молодежи при планировании, подготовке, проведении ток-шоу и анализе его результатов;

- соответствие рассматриваемой нравственной проблемы уровню актуального развития молодежной аудитории, их жизненному опыту.

     Только в этом случае можно добиться положительного результата.

    Дискоклуб – это самодеятельный творческий коллектив, объединяющий людей на основе общего интереса к музыке, искусству, взаимному общению, ставящий своей целью не только воспитание, просвещение, рост социальной, нравственной зрелости тех, кто приходит на его программы, но и самовоспитание, творческий и духовный рост самих членов клуба в процессе деятельности. Дискоклуб относится к одному из типов самодеятельных любительских объединений.

    Значительное место в дискоклубах занимает пропагандистско-организационная работа, заключающаяся прежде всего в регулярном показе дископрограмм актуальной тематики.

    С чего начать организацию дискоклуба?

1. Дискоклуб начинается с людей. Поэтому первым шагом должно стать выявление энтузиастов, желающих и способных стать организаторами нового любительского объединения.

2. Требуется точная и подробная информация о клубе. Эффективным способом является привлечение и выступление опытного дискоклуба с хорошей программой.

3. После того, как закончена подготовительная работа, уточнен состав дискоклуба, сформировано руководство, определены цели и задачи, намечен режим занятий, нужно провести первое занятие клуба, на котором обсуждается устав, определяются права и обязанности.

4. Молодежь приходит в клуб не только для того, чтобы проводить дископрограммы. Для нее не менее важен сам процесс творчества, взаимное общение с другими членами клуба, на основе общих целей и увлечений.

В дискоклубе существует несколько творческих групп: художест-

венная и исполнительская, техническая. Программу принимает художественный совет. Они должны быть адресованы молодежи, поэтому требуется хорошее знание интересов, которые волнуют молодых людей.

    Наиболее массовыми являются танцевально-музыкальные программы. Но такая программа должна просвещать и информировать. Информация должна быть краткой, ненавязчивой, легко запоминаться. Программа должна воспитывать танцевальную культуру. Другая разновидность программ по блочному принципу. Блок – это законченная в тематическом отношении часть программы (15-25 мин.). Музыкальные композиции объединяются в блоки по темпу, ритму, тематике. Между блоками устраиваются паузы, которые переключаются на другой вид деятельности: мультфильмы, концерты, песни. Часто проводятся тематические дископрограммы, в основе которых лежит актуальная тема.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: