В свете этих представлений основная структура психики выглядит следующим образом.
Первый блок системы психики составляют потребности, а также обеспечивающие их удовлетворение совокупность мотивов, побуждений к активной деятельности и соответствующих чувств. Именно эта совокупность потребностей и обеспечивающая их эмоционально- мотивационная сфера являются центральным, управляющим блоком всей психики. На физиологическом уровне за осуществление этой управляющей и побуждающей функции отвечают определенные отделы мозга человека и животных.
Второй блок психики образует подсистема «отражения», сохранения и переработки информации. Она является периферийной подсистемой по отношению к центральной подсистеме, совокупности потребностей. Образующие ее процессы ощущений, восприятий и мышления, т.е. сознания, выступают как регулятор взаимодействия субъективного мира психосферы, основанной на потребностях, с объективной природной и социальной средой.
Этот исполнительный блок психики человека обеспечивает на основе ориентировки в особенностях конкретной ситуации выполнение задаваемых первым блоком врожденных или приобретенных психомоторных и речевых программ.
|
|
Второй блок психики имеет свою собственную структуру, включающую следующие три компонента:
· познавательные процессы, процессы сознания, создают возможность ясного видения поступающей извне и снаружи информации о сложившейся в каждый данный момент ситуации. Эта информация включает в себя не только сообщения, идущие из социума. но и сведения, поступающие от организма, из природной среды, а также из собственной психосферы. Познавательные процессы — это традиционно обозначаемые в картинах психической структуры процессы ощущения, восприятия, представления. внимания, памяти, мышления и воображения;
· психомоторные процессы, т.е. совокупность двигательных действий, которыми человек управляет сознательно, включают в себя осуществление движений тела, конечностей, головы, органов чувств и т.п. Без такого рода действий реализация импульсов, идущих от управляющей психики к исполнительной, была бы невозможной;
· речь - способ существования психики, выступающий в форме системы знаков, имеющих значение, смысл. Речь может выражать любые процессы, протекающие в психике и за ее пределами. Речь справедливо определяют как словесное измерение мира. Речь в значительной мере определяет формирование и деятельность человека, его сознание и поведение.
Рассмотренные исполнительные психические процессы изначально прописаны в человеческой психике, так же как и процессы управленческие. Вместе с тем в ходе формирования человека, его воспитания и обучения они проходят закономерные этапы своего развития.
|
|
Таким образом, в структуре психики обнаруживается достаточно четкое разделение се функций на два основных блока: цели и средства, управляющую и исполнительную психику.
Причем все механизмы исполнительной психики выполняют роль психологических средств по достижению целей, в основе которых лежат потребности личности. Таким образом, механизмы исполнительной психики — от ощущений до умозаключений — обслуживают управляющую психику, выполняя ее направляющие указания по организации оптимального поведения в целях обеспечения потребностей личности.
В заключение следует отметить, что, имея сложную внутреннюю структуру, выполняя разнообразные функции, психика тем не менее никогда не существует в «чистом виде», в условиях изоляции от окружающей среды. В этой внешней среде, без которой не может существовать никакая психическая деятельность, можно выделить следующие три основных компонента:
· сам живой организм, включая нервную систему, которая организует все поведение организма и его психику, может существовать до тех пор, пока этот организм живет, функционирует;
· психика, как и живой организм, в котором она находится, постоянно взаимодействует с окружающей природной средой, атмосферой, гидросферой и литосферой. Без этих основных сфер не может существовать и психосфера, или, как называл ее В.И. Вернадский, ноосфера, сфера разума;
· и наконец, психика человека зависит от того социального окружения, в котором находится тот или иной субъект, хотя роль этого компонента окружающей среды и нельзя абсолютизировать. как это делаюсь в советской психологии. Опыт показывает, что весьма часто в одних и тех же социальных и природных условиях формируются совершенно разные люди, нередко с противоположными личностными качествами. Поэтому к указанным трем одинаково важным сферам функционирования личности следует добавить еще одну - возможности самой личности по самосовершенствованию и саморегулированию своей психики.
Психические процессы, состояния, свойства, управленческий и исполнительный блоки психики образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.
К сказанному следует добавить, что далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.
Бессознательно е представлено в форме индивидуального бессознательною и коллективного бессознательного.
Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами. под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие под влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволоюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.
Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечаюсь выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.
Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.
Коллективное бессознательное. в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу. — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».
|
|
Выделение уровней в структуре психики связано с се сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.