Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячеле­тия до н. э.), изменились климатиче­ские условия на планете. Одни жи­вотные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли дру­гие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приру­чили собаку. Все эти перемены, без­условно, оказали влияние на созна­ние первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, напри­мер, наскальные рисунки в при­брежных горных районах Восточ­ной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего худож­ника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеоли­тические рисунки представляли от­дельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сце­пы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охот­ников того времени. Кроме различ­ных оттенков красной краски при­меняли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом слу­жили яичный белок, кровь и, воз­можно, мёд.

Центральное место в наскаль­ной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачиваю­щимся действием.

Стрелок из лука. Наскальная живопись. Ущелье Вальторта. Испания.

Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бе­гу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изо­бражения драматических эпизодов военных столкновений между пле­менами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на пер­вом плане — фигура лежащего че­ловека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, под­нявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизнен­ны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для то­го, чтобы изображать массовые сце­ны. Первобытный художник освобо­дил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что меша-

16

ло бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: