Типы сельскохозяйственных агрегатов

МДК 02.01

Группа

Задание № 6 на 07.09.20

Часа

Типы сельскохозяйственных агрегатов

В современном механизированном сельскохозяйственном предприятии основным средством, с помощью которого выполняются как мобильные, так и стационарные технологические процессы, является агрегат.

Агрегат -- это сочетание машины-движителя (источника энергии) с сельскохозяйственной машиной-орудием и в необходимом случае с промежуточным звеном-сцепкой.

Классификация агрегатов. По способу соединения машин-движителей с сельскохозяйственными машинами подвижные агрегаты делятся на прицепные, навесные, полунавесные и самоходные.

Прицепным называется агрегат, у которого машина-орудие имеет свою ходовую часть и с помощью специального устройства прицепляется к крюку машины-движителя (большей частью трактора).

Навесным называется агрегат, у которого машина-орудие не имеет собственной ходовой части и навешивается на раму трактора с помощью подъемно-навесного устройства. В транспортном положении навесное орудие не соприкасается с почвой.

Полунавесным называется агрегат, который навешивается на раму трактора, но имеет свою ходовую часть (опорные колеса), воспринимающую в транспортном положении агрегата часть массы орудия (остальная масса приходится на трактор).

Самоходным называется агрегат, у которого источник энергии и машина-орудие смонтированы на одной раме. Разновидностью самоходного агрегата является самоходное шасси, у которого машина или рабочие узлы навешиваются на шасси, имеющие источник энергии и ходовое устройство.

По количеству машин агрегаты делятся на простые и сложные.

Простые агрегаты состоят из одной машины, сложные -- из нескольких однородных сельскохозяйственных машин.

По количеству одновременно выполняемых операций агрегаты делятся на однородные и комбинированные.

Однородные агрегаты предназначены для выполнения какой-нибудь одной операции -- пахоты, посева, рыхления, культивации и др.

Комбинированные агрегаты состоят из нескольких различных машин, которые позволяют одновременно выполнять несколько технологических операций. Например, пахоту с боронованием или прикатыванием, уборку с измельчением и сбором соломы, уборку с лущением, междурядную обработку с подкормкой и др.

По наименованию выполняемых работ агрегаты делятся па пахотные, предназначенные для вспашки, бороновальные -- для боронования, уборочные -- для уборки. Имеются агрегаты для ухода за растениями, внесения удобрений и др.

Основным средством сельскохозяйственного производства в полеводстве является машинно-тракторный агрегат. Машинно-тракторный агрегат представляет собой сочетание энергетической части (трактор, самоходные шасси), передаточного механизма и рабочих машин-орудий.

Применяемые машинно-тракторные агрегаты различают по способу проведения работы: подвижные, стационарные;

по наименованию выполняемой работы: пахотные, посевные, уборочные и т. д.;

по составу машин: одномашинные, состоящие из трактора (самоходного шасси) и одной сельскохозяйственной машины; многомашинные-- из трактора, сцепки и нескольких однотипных машин; комбинированные -- из трактора, нескольких разнотипных машин, выполняющих одновременно разные виды работ, и (при необходимости) сцепки;

по сочетанию энергетической части, передаточного механизма и машины-орудия: прицепные; навесные для стабилизации, имеющие опорные ролики-катки; полунавесные; самоходные;

по способу использования энергии: тяговые, тягово-приводные;

по относительному расположению в агрегате рабочих машин и энергетической части: симметричные агрегаты, у которых тяговое сопротивление машин-орудий совпадает с продольной осью трактора, и асимметричные агрегаты;

по способу передачи энергии к рабочим машинам агрегата: последовательная передача энергии, например, трактор и две прицепные жатки; параллельная передача энергии, например, трактор, одна навесная и одна прицепная жатки; смешанная передача энергии, сочетание первых двух типов;

по количеству используемых источников энергии: агрегата с единым источником, агрегата с двумя и более источниками энергии.

Для наиболее эффективного использования агрегатов необходимо знать эксплуатационные показатели тракторных двигателей, тракторов, эксплуатационные свойства сельскохозяйственных машин-орудий и сцепок, а также комплектование их.

Расчет и обоснование эксплуатационных показателей тракторов

Основные эксплуатационные показатели трактора. Основными эксплуатационными показателями трактора являются:

тяговое усилие Ркр, кГ;

рабочая скорость движения Vv, км/ч;

тяговая мощность Nкр, л. с;

расход топлива за 1 ч работы GT, кг/ч;

расход топлива на 1 тяговую лошадиную силу за 1 ч работы --

удельный расход топлива,

буксование, тяговый коэффициент полезного действия трактора,.

Тяговым усилием трактора называют усилие, развиваемое трактором на тяговом (крюковом) устройстве, которое затрачивается на преодоление сопротивления сельскохозяйственных машин-орудий, сцепки и дополнительного оборудования, входящих в состав агрегата. Тяговое усилие, соответствующее нормальным оборотам s коленчатого вала двигателя, называется нормальным.

Расчетным путем, при установившемся движении и при достаточном сцеплении с почвой нормальное тяговое усилие определяют из уравнения тягового баланса трактора

где Ркн -- касательная сила тяги трактора, приложенная касательно к окружности ведущих колес или движителей при нормальных оборотах двигателя, кГ;

Ркач -- сопротивление передвижению, кГ;

Рпол --сопротивление подъема (при движении на^подъем с минусом, под уклон с плюсом), кГ. Составляющие тягового баланса определяют следующим образом:

I. Касательная сила тяги

где N ен-- эффективная номинальная мощность двигателя трактора, развиваемая при нормальных оборотах, л. с;

г-- коэффициент полезного действия гусеницы;

тр -- коэффициент полезного действия трансмиссии.

Величина коэффициента полезного действия трансмиссии зависит от количества и технического состояния пар цилиндрических и конических шестерен, находящихся в зацеплении при использовании данной передачи, ее определяют по формуле

где ц и к -- коэффициенты полезного действия одной пары цилиндрических и конических шестерен;

п и m -- количество пар соответствующих шестерен, находящихся в зацеплении на данной передаче;

VT --скорость движения трактора без учета буксования (теоретическая скорость), км/ч.

Теоретическую скорость движения определяют по формуле

где rK --радиус перекатывания колеса или начальной окружности звездочки гусеницы, м;

пн -- нормальные обороты коленчатого вала двигателя в минуту;

т-- передаточное число трансмиссии на данной передаче. Для колесных тракторов на пневматических шинах радиус перекатывания определяют с учетом усадки шины по формуле

r0 = r0 + h-k (м),

где r0 --радиус стального обода колеса, м;

h -- высота пневматической шины, м;

k -- коэффициент усадки, равный для пневматических шин низкого давления на стерне 0,75, на вспаханном поле -- 0,8.

Для гусеничных тракторов скорость движения определяют по другой формуле:

где t -- шаг гусеничной цепи, м;

z -- число звеньев гусеничной цепи, укладывающихся по окружности звездочки.

II. Сопротивление передвижения (качения)

где G -- эксплуатационный вес трактора, кГ;

т -- коэффициент сопротивления передвижению трактора.

III. Сопротивление преодоления подъема

Р под= ± G * sin б (кГ), где б -- угол подъема, град.

тобы установить, достаточно ли сцепление трактора с почвой на той или иной передаче, нужно определить максимальную силу сцепления его с почвой по формуле

Рсц--максимальная сила сцепления, кГ;

µ --коэффициент сцепления;

Gсц--сцепной вес трактора, кг.

Для гусеничных тракторов и тракторов с двумя ведущими осями сцепной вес равен

Gсц = G * cos б (кг),

где G -- эксплуатационный вес трактора, кг;

б -- угол подъема пути движения, град.

Для колесных тракторов с одной ведущей осью сцепной вес определяют по формуле

где L -- продольная база трактора, м;

а -- расстояние от центра тяжести трактора до вертикальной плоскости, проходящей через геометрическую ось ведущих колес (табл. 2), м. Если максимальная сила сцепления си) окажется больше касательной силы тяги кн) или равна ей, то, значит, сцепление трактора с почвой достаточное, а если меньше, то недостаточное.

При недостаточном сцеплении для колесных тракторов с одной ведущей осью нужно пересчитать величину максимальной силы сцепления трактора с почвой, так как Рсц меньше Р кн. В этом случае максимальную силу сцепления определяют по формуле

В условиях недостаточного сцепления при определении силы тяги на крюке колесного или гусеничного трактора в уравнении тягового баланса вместо касательной силы тяги ставят максимальную силу сцепления. Уравнение тягового баланса примет следующее выражение:

где Ркр --тяговое усилие на крюке трактора при недостаточном сцеплении, кГ.

Особенностью работы тракторов в условиях недостаточного сцепления является повышенное буксование ведущих органов по сравнению с допустимым значением, что вызывает уменьшение касательной силы тяги трактора, рабочей скорости движения и тяговой мощности. У колесных тракторов, при недостаточном сцеплении, конструкцией предусмотрено увеличение сцепного веса их путем навешивания дополнительного груза и воды, заливаемой в шины колес. По данным Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства и Государственного научно-исследовательского тракторного института допустимое буксование для колесных универсальных тракторов на пневматических шинах 17,5%, колесных общего назначения 15% и для гусеничных 5%.

Рабочая скорость движения. Рабочая скорость выражает расстояние, которое проходит трактор в единицу времени -- в метрах за 1 сек (м/сек) или в километрах за 1 ч (км/ч).

Рабочую скорость движения определяют по формуле:

Где й р--длина пройденного рабочего пути, км;

tp -- чистое рабочее время прохождения данного пути, ч;

д-- буксование трактора, %.

При достаточном сцеплении трактора с почвой для определения VT применяют нормальные обороты коленчатого вала двигателя пн, а при недостаточном сцеплении их определяют по следующему выражению:

где nхх -- максимальные обороты холостого хода двигателя, мин.

Тяговая мощность трактора. Тяговой (крюковой) мощностью трактора называют полезную мощность, которая используется для тяги машин-орудий, входящих в агрегат.

Тяговую мощность определяют по формуле

Для лучшего использования трактора очень важно знать характер изменения эксплуатационных показателей по передачам в зависимости от силы тяги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: