Абстрактное искусство -абстракционизм (абстрактивизм), беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, обобщающееназвание для целого ряда художественных направлений в искусстве ХХ века.
Основоположники абстрактного искусства великие деятели европейского авангарда ХХ в. В. Кандинский и К. Малевич, пользовались понятием «беспредметное искусство», указывая при этом, что отсутствие предмета в картине не есть отсутствие в ней смысла. (Знаменитая книга К. Малевича, вышедшая в 1927 г., называлась «Беспредметный мир».) Однако многие локальные движения внутри абстрактного искусства отчасти сохраняют фигуративность, стремясь выявить в изображаемых сюжетах некие первичные, абсолютные сущности пластического или чисто идеального, даже мистического характера. Программа абстрактного искусства при всем его многообразии связана, с напряженным философско-эстетическим поиском, благодаря чему некоторые из представителей абстрактного искусства оказываются также и крупными писателями-публицистами, лидерами новой эстетики. Таковы В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Т. ван Дуусбург, С. Поляков и другие. По словам П. Мондриана, чистая мысль должна постигнуть в мире нечто столь общее, что уже невозможно было бы подвергнуть дальнейшему обобщению. Это «всеобщее» большинство ранних представителей абстрактного искусства рассматривают как Абсолютный Дух. Такие идеи не теряют актуальности и во второй половине века, в эпоху расцвета абстрактного экспрессионизма. Но теперь на смену Духу приходит выплескиваемая в живом творчестве или созерцаемая в его результатах Энергия.
Художественная практика абстрактного искусства сохраняет в своей основе идею поиска чистой формы, которая возникала у мастеров-постимпрессионистов еще в предшествующую эпоху. С помощью неизобразительных элементов (линия, цветовое пятно) создается композиция, не имеющая фигуративного характера, но, как правило, передающая определенный круг авторских ассоциаций, связанных с тем или иным предметом, сюжетом или стилем. Как уже сказано, такое программное осмысление присутствует в произведениях абстрактного искусства далеко не обязательно: напротив, наиболее чистыми, беспримесными образцами абстрактного искусства являются композиции внесюжетного характера. Они чаще всего получают соответствующие наименования («Композиция», «Номер...», «Без названия») или обозначаются только датой создания картины. В первой половине века в области абстрактного искусства господствует геометрическое направление.
Абстрактное искусство как крайняя форма «чистого искусства», поиска «чистой пластики» возникло в ходе расслоения ряда художественных течений 1920-х гг. Свое влияние на формирующееся абстрактное искусство оказали столь различные явления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, символизм, а в его становлении приняла участие целая плеяда выдающихся мастеров ХХ века. Первые образцы абстрактного искусства создали работавшие в 10-е гг. ХХ в. в Германии художники-экспрессионисты В. Кандинский и П. Клее. В 1912 г. была написана работа В. Кандинского «О духовном в искусстве», ставшая теоретическим фундаментом абстрактного искусства. Значительный вклад в абстрактное искусство внесли французский живописец Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чешский художник Ф. Купка. Особенно значимой была роль итальянских футуристов: Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини. Интерес к абстрактному искусству затронул культуру почти всех без исключения европейских стран. В России первые работы в духе абстрактного искусства были созданы К. Малевичем, художниками «лучистами» М. Ларионовым и Н. Гончаровой. В Нидерландах абстрактный принцип лег в основу творчества представителей «неопластицизма» и художников группы «Стиль» (П. Мондриан, Т. ван Дуусбург, Б. ван дер Лек). Работавшие в Париже А. Архипенко, К. Брынкуши (Бранкузи) и другие несколько позже обратились к опытам абстрактной скульптуры.
После Первой мировой войны абстрактное искусство начинает оказывать принципиальное воздействие на творческие поиски крупнейших архитекторов Европы. Неизобразительная природа архитектуры осознавалась как весьма близкая нефигуративному искусству живописи и скульптуры.
В духе различных направлений и авторских стилей абстрактного искусства решался декор интерьеров и некоторые элементы наружного облика современных построек. Так поступали создатели и мастера «Баухауза», представители архитектурного функционализма; композициями в абстрактном стиле украшал свои архитектурные произведения великий французский зодчий, художник и скульптор Ле Корбюзье. В пластических искусствах и живописи в эти годы находят все более частое и широкое применение уже не только приемы непосредственного абстрагирования реальности, но и математические и инженерные принципы (Н. Габо, А, Колдер).
В эти же годы большая группа мастеров перешла к практической работе в прикладном искусстве и художественном конструировании. Фактически они стали создателями одной из новейших областей культуры ХХ в. - дизайна (В. Татлин, Л. С. Попова).
В годы Второй мировой войны в США возникла школа абстрактного экспрессионизма, распространившегося после войны во многих странах Европы. Эти художники, чье творчество столь же многообразно, как и раннее абстрактное искусство, поставили своей целью непосредственную и обобщенную в форме передачу энергии творческого процесса. В нем выдвигался на первый план подсознательный, интуитивный характер творчества, непредвиденность и спонтанность возникающих эффектов.
Внутри течения абстрактного экспрессионизма также существовали разные направления и тенденции: от яркой и темпераментной работы чистым цветовым пятном до передачи с помощью цвета и линии разнообразных мистических умозрений. Ярчайшие лидеры абстрактного экспрессионизма на первом его этапе - Дж. Поллок, Ж.. Матье; близкие к ним по взглядам представители Art informel - Ж. Дюбюффе, П. Сулаж, лидер группы «Кобра» К. Апель. Лирическая сфера, часто привлекавшая мастеров абстрактного искусства, представлена работами американской художницы Х. Франкенталер, также тяготевшей к направлению абстрактного экспрессионизма. Большинство ее работ выполнено в технике размытых пятен, оказавшей воздействие на манеру художников К. Ноланда и М. Луиса. Абстрактный характер пейзажа, декоративность, впечатление непосредственной импровизации свойственны многим работам Х. Франкенталер. Другим характерным примером абстрактного искусства являются работы американского живописца Б. Ньюмена. Он был представителем сразу трех важных тенденций в искусстве этой эпохи: абстрактивистского метода восприятия мира, мистико-экспрессивной манеры в его передаче и минимализма, нередко сопутствующего этим творческим установкам. Ньюмен стремился воспроизвести не реальную красоту, а некую мистическую абстракцию, квинтэссенцию настроения. Аскетическая сдержанность, яс ность и простота типичны для его работ («Завет»).
Абстрактное искусство США, страны, где оно получило наибольшее признание и распространение, делится на два основных направления. Одно из них - тихоокеанская школа во главе с М. Тоби. Из этой школы вышли художники т. н. нью-йоркской школы, к которой относятся М. Ротко, Р. Мазервелл, Х. Хофман.
В середине ХХ в. Абстрактное искусство, и в частности абстрактный экспрессионизм, приобрело в европейском искусстве лидирующий характер. Оно повлияло на художественную культуру стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. абстрактное искусство порождает одно из своих новейших в ХХ веке и наиболее чистых и крайних течений - т. н. оптическое искусство, или оп-арт.
Крупнейшим исследованием, посвященным истории и теории абстрактного искусства, до настоящего времени остается книга французского искусствоведа Марселя Бриона «Абстрактное искусство» («Art abstrait»), изданная в 1956г.
Литература:
Полевой В.М. Искусство ХХ в. М.,1991.
Рейнгардт Л.Я. Современное западное искусство. Борьба идей. М., 1983.