Социально-педагогическая поддержка детей с временными проблемами

В педагогической литературе в настоящее время появилось много практико-ориентированных материалов, раскрывающих методики и технологии работы социального педагога с детьми, имеющими стойкие проблемы в развитии (с девиантным пове­дением, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями и т. д.). В дан ном разделе рассматривается работа социального педагога с детьми группы "норма", у которых в различные периоды жизни также возникают проблемные ситуации и трудности, требующие помощи со стороны взрослых в их решении. Если ребенок не может справиться с возникшей проблемой, он может попасть в одну из вышеперечисленных групп проблемных детей. Поэтому одной из модификаций деятельности социального педагога может быть деятельность превентивного характера не только с детьми с уже выявленными проблемными, но и с обычными школьниками.

Социальным заказом на формирующуюся личность с позиций и родителей, и учителей является то, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к самоопределению, самореализации, т. е. способности к саморазвитию).

Этими тремя крупными блоками можно обозначить задачи работы школы, ее педагогов, которые реализуются через орга­низацию различных видов деятельности — учебную, досуговую; через общение со взрослыми и сверстниками, с самим собой и т. д. В качестве основных сфер жизнедеятельности ребенка мы вы­деляем:

"Учение" — развитие способностей через различные виды деятельности.

"Здоровье" — охрана и укрепление физического и психи­ческого здоровья школьников.

"Общение" — умение строить свои отношения с окружающим миром.

"Досуг" — развитие способностей во внеклассное время, в сфере дополнительного образования.

"Образ жизни" — развитие индивидуальных качеств лич­ности ребенка, его самобытности.

Эти сферы составляют содержание деятельности социаль­ного педагога.

Здоровье. Это направление является базовым в процессе развития личности ребенка. Сохранение, поддержание и раз­витие здоровья является важнейшей задачей общества, в том числе и школы. Не случайно на всех уровнях государства и об­щества говорится о необходимости развития здоровьесберегающих технологий, развития спорта, физической культуры, про­паганда здорового образа жизни как средств выращивания здо­рового поколения граждан страны. В работе социального педа­гога в этом направлении мы выделяем три аспекта: диагности­ческий, организационно-координационный, профилактический.

- диагностика состояния физического и психического здо­ровья учащихся (беседы с врачом, консультации школьного пси­холога, беседы с родителями о наследственных заболеваниях, о проблемах здоровья в раннем возрасте, о состоянии здоровья в домашних условиях);

- организация оздоровительных мероприятий (походы в лес, экскурсии на природу, подвижные игры на воздухе, физ­культминутки, игры во время перемен, посещение спортивных мероприятий), координация усилий педагогов (ОБЖ, биология и т. д.) и специалистов (врачей, психолога, валеолога, массажи­ста и т. д.) по развитию физического и психического здоровья школьников);

- профилактика заболеваний школьников (беседы и дис­куссии о здоровом образе жизни и т. д.).

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды: 1) индивидуальная:

- социальный педагог изучает особенности развития каж­дого ребенка, привлекая к этой работе школьного психолога. С этой целью он знакомится с семьей, выясняет наследствен­ные и хронические заболевания ребенка, строит "генеалогичес­кое древо", которое помогает раскрыть причины имеющихся или возможных заболеваний или отклонений в здоровье;

- проводит совместно с психологом тестирование на вы­явление психического состояния ребенка, особенностей его ха­рактера, темперамента, а также ведет наблюдения и беседы с учеником. Все это поможет социальному педагогу предъявлять ученику требования, соответствующие состоянию его здоровья;

— совместно со школьным врачом, родителями педагог по­могает ученику самому организовать свой режим жизни;

2) работа с коллективом детей:

— ведет серьезную работу по профилактике заболеваний и с этой целью организует беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей точечному массажу, рецептам народной и не­традиционной медицины, овладению методиками релаксации (расслабления), проводит на уроках и переменах физкультми­нутки;

— проводит беседы о личной гигиене человека, мужчины и женщины;

— ведет антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъясняет социальные и физиологические последствия нар­комании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом);

— проводит профилактическую работу по предупрежде­нию несчастных случаев;

— организует спортивные соревнования, игры в классе, школе, на воздухе, экскурсии и походы в лес;

— рассматривает на педконсилиумах вопросы, связанные с проблемами ребенка в психическом и физическом развитии и т. д.;

3) участие в общешкольных делах:

— организует участие в спортивных соревнованиях, турис­тических слетах и т. д., проводимых в рамках школы и микро­района;

— пропагандирует здоровый образ жизни.

Общение. Войти в сферу общения детей, понять положе­ние каждого в ней, научиться корректировать отношения меж­ду детьми — важнейшая функция социального педагога. Изве­стно, как трудно приходится некоторым детям в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими сме­ются, четвертых не принимают в общие игры и т. д.

Это направление реализуется в трех аспектах: диагности­ческом, организационном и обучающем:

- диагностика коллектива учащихся в общении, особен­ностей взаимоотношений, индивидуальных особенностей ребят, проведение социометрии (определение лидеров, изгоев, микро­групп, взаимоотношение мальчиков и девочек), тестирования на предмет типа темперамента, характера, отношения к миру, осо­бенностей в общении, характера взаимоотношений в семье (бе­седы с родителями);

- организация совместной деятельности, поездок, кол­лективной творческой деятельности, "бесед по душам", помо­щи в разрешении конфликтных ситуаций и т. д.;

- обучение правилам и культуре взаимоотношений (прак­тикумы по этикету, тренинги общения: "Сплетня", "Необитае­мый остров", "Активное слушание", дискуссионные вечера об­щения ИТ..).

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды:

1) индивидуальная:

- изучив положение ребенка в сфере "общения", соци­альный педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, создать условия для са­моутверждения ребенка в коллективе, например, изменить со­циальную роль ребенка как "неудачника", "хулигана", "двоеч­ника";

- доверительные беседы помогают ученику приобрести уве­ренность в своих силах, а в случаях неудовлетворительного по­ведения — дают шанс для исправления отрицательных черт. При этом не надо морализировать, нужно объяснить послед­ствия поступка, как он отразится на близких для него людях и на нем самом;

2) работа с коллективом детей:

Деятельность социального педагога в этой сфере заключа­ется в формировании у детей коммуникативной культуры, со­здании благоприятного психологического климата.

Для этого необходимо разработать программу общения при­менительно к данному коллективу, в которую необходимо вклю­чить:

— коллективные творческие дела: "Огоньки", "КВНы", по­ходы, дискуссии, вечера отдыха и т. д., направленные на разви­тие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на пережива­ния товарищей, других людей;

— практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведе­ния в обществе;

— беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению;

тренинги по общению (привлечение школьного психолога). Необходимо развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленчес­кой работы, но и учиться управлять без конфликтов;

3) участие в общешкольных делах:

- социальный педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего коллектива учеников. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим клас­сом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира;

- вся работа социального педагога по формированию у де­тей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственно­сти должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Фор­мирование и развитие личности ребенка на фундаменте обще­человеческих ценностей — вот основа творчества педагога.

Учение. Наибольшее количество проблем у социального педагога возникает в этой сфере. Это связано с тем, что учение является основной сферой в образовательном учреждении. При­чинами возникновения проблем у школьников являются следу­ющие: отсутствие интереса к тому или иному предмету, отсут­ствие определенных учебных навыков, отсутствие (или слабо выраженное) внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья воспитанников, неблагополучные семьи, низкий уро­вень культуры преподавателя и преподавания предмета. Сфе­ра "учение" представлена нами диагностическим, организаци­онным и координационным аспектами:

- диагностика: познавательных интересов, особенностей мышления подростков, памяти, внимания, (привлечение с этой целью школьного психолога), затруднений в учении (беседы с учениками, учителями-предметниками, родителями о пробле­мах в подготовке домашнего задания, о познавательной атмос­фере семьи и интересах ее членов, о наследственных особенно­стях мышления и т. д.);

- организация: мотивационно-познавательной и просвети­тельской деятельности для школьников (экскурсии, "встречи с интересными людьми", дискуссии, познавательные игры, напри­мер "Разнобой", "Брейн-ринг", историческая и литературная игра "Ассоциация", "Научный форум", "Аукцион знаний" и др.), проведение индивидуальных бесед с ребенком (мотивация уче­ния, выявление проблем, помощь в их разрешении, например на заседаниях "Педагогического консилиума"), привлечение учащихся к работе на кафедрах школы или методическом объе­динении учителей-предметников, участию в работе ученичес­кого научного общества, в научно-практических конференций школы, округа, города ("Творчество великих педагогов", "Твор­чество юных" и т. д.), индивидуальной научно-исследовательс­кой работе, практической деятельности по интересующему предмету; координация помощи учителей-предметников (кон­сультации, дополнительные занятия, факультативы);

- координация помощи учителей-предметников (консуль­тации, дополнительные занятия, факультативы), родителей, коллектива учеников (ученики-консультанты), обсуждение воп­росов, направленных на сокращение перегрузок учащихся по предмету, уменьшению объема домашних заданий.

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды:

1) индивидуальная:

- чтобы помочь ребенку в обучении, педагогу необходимо выяснить его учебные возможности, а именно: особенности мыш­ления, умение выделять главное, самостоятельность; умение рационально планировать свою учебную деятельность; отноше­ние к учению; интересы, склонности; осознание необходимости учебной деятельности; работоспособность;

- необходимо выявить причины отставания в учебе (состо­яние здоровья; отсутствие бытовых условий; пробелы в знани­ях; недостатки преподавания; нет интереса к предмету; отсут­ствие определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; особенности мышления). Этот материал может предоста­вить школьный психолог. Очень важна здесь беседа с родите­лями, которая поможет объяснить некоторые особенности в ум­ственном развитии ребенка (наследственные признаки, психи­ческая атмосфера в семье и т. д.);

- в личных беседах с учеником, наблюдения за ним на уро­ках и после, социальный педагог выясняет причины отставания в учебе, выясняет, каким образом ему помогают родители, то­варищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках;

- в результате социальный педагог имеет серьезный мате­риал по индивидуальным и учебным возможностям ребенка, что помогает ему создать условия для формирования познаватель­ных интересов и расширения кругозора воспитанника во вне­урочное время;

2) работа с ученическим коллективом:

- организует познавательные беседы и игры (заочные пу­тешествия, викторины и т. д.);

- организует экскурсии — в библиотеку, музеи, театры с последующим обсуждением;

- организует консультативную помощь по предметам нуж­дающимся в ней ученикам;

- проводит диспуты, помогающие развивать диалогичес­кое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, выдвигать нео­бычные гипотезы, подкреплять их мыслительными эксперимен­тами;

3) участие в общешкольных делах: социальный педагог по­могает в проведении общешкольных "Олимпиад", конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и др.

Досуг — сфера дополнительного образования и свободного времяпровождения и самоопределения ребенка. От того как ис­пользует это время ребенок, зависит и уровень его духовного, и интеллектуального, и физического, и культурного развития. Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной от­дыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей и интересов. Третья — сво­бодное общение со значимыми для ребенка людьми.

Это направление работы нами представлено в трех ас­пектах:

- диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим, интеллектуальным возможностям ребят, хобби, какая необходима им помощь) путем анкетирова­ния, бесед, наблюдении учащихся, бесед с родителями и руко­водителями кружков, спортивных секций, клубов;

- организация помощи в выборе занятий в сфере дополни­тельного образования, организация деятельности, направлен­ной на развитие культуры проведения досуга, общей культуры личности, на развитие организаторских, коммуникативных спо­собностей;

- просвещение учащихся по организации культурного до­суга как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедея­тельности человека, сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии.

Благотворное развитие школьника в сфере досуга происхо­дит, если социальный педагог соблюдает следующие правила:

— формы и содержание досуга не навязываются школьни­кам, а добросовестно выбираются ими;

— досуговая деятельность строится на принципе самоуправ­ления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

— разумно чередуются нагрузки и формы организации до­суга (от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).

Работа социального педагога в этом направлении подраз­деляется на следующие виды:

1) индивидуальная:

— чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо изучить потребности ребят, их интересы; выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются; соответ­ствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможно­стям ребенка. Информацию о необходимой помощи ребенку со­циальный педагог может получить от родителей (к чему больше склонен ребенок; как проводят свободное время родители и дети; семейное хобби); от руководителя кружка, секции, клуба (воз­можности, успехи, проблемы ребенка); от самого ученика путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы, путем тестирования, выявления его интере­сов, желаний и т. д.; от товарищей по классу, друзей;

— выявив индивидуальные интересы ребят, социальный педагог должен помочь ученикам в решении их проблем, в вы­боре кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимает­ся, но хочет);

2) работа с ученическим коллективом:

Социальный педагог строит совместно с детьми деятель­ность по организации досуга таким образом, чтобы она была раз­нообразной и значимой для ребят, направленной на формиро­вание культуры проведения досуга, культуры общения, куль­туры труда путем:

— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров и т. д.);

— участия в общественно значимой деятельности (эколо­гия, охрана памятников и т. д.);

— укрепления здоровья и организации отдыха (спортив­ные праздники, игры, соревнования, туристические походы, эк­скурсии в лес, парк и т. д.);

— укрепления семейных связей (семейные клубы, празд­ники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т. д.);

— изучения обычаев, обрядов (участие в народных празд­никах, организация кружков народной игрушки, рисунка, тра­диций, историческое краеведение, беседы и т. д.);

— изучения педагогических традиций России, Москвы, го­родов и регионов Российской Федерации;

— участия в национальных государственных праздниках, поисковая работа;

— организации коллективной творческой деятельности (творческие дела, "коммунарские сборы");

— организации добровольной трудовой деятельности с эле­ментами экономической целесообразности, работа в летних тру­довых лагерях и т. д.;

— создания условий для творческой самореализации в орга­низации спортивной, художественной, технической деятельно­сти.

Досуг — важнейшая сфера развития самоуправления де­тей школьного возраста. Социальный педагог создает условия для развития самоуправления, принимает участие в работе ор­ганов самоуправления, тактично направляет работу лидеров, не ущемляет их самостоятельности и активности. Совместно с уче­никами планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность;

— учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляет­ся индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, социальный педагог внимательно наблю­дает за детьми и использует новые знания о них в воспитатель­ной работе;

— социальный педагог может применять как отдельные формы работы (беседы, просмотр кинофильмов, спектаклей с последующим обсуждением, чтение религиозной литературы как части мировой культуры и т. д.), так и клубную форму, со­четающую синтез различных видов деятельности (например, организация клуба "Милосердие", включающего в свою работу помощь жителям микрорайона, разведка объектов заботы, под­готовка спектаклей, концертов для педагогов-ветеранов и т. д.);

3) участие в общешкольных делах: социальный педагог не изолирует детей от школьной жизни (это может привести к про­явлению группового эгоизма), и поэтому они участвуют в обще­школьных и внешкольных праздниках, трудовых акциях; экс­курсионной, туристической работы. Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Образ жизни— сфера духовного бытия ребенка, образа его жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей.

Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В школе периодически возникают "эпидемии", свя­занные с модой на прически, на стиль одежды и обуви, на ноше­ние украшений, значков (не говоря уже о музыкальных увлече­ниях). Поэтому необходима диагностика индивидуальных осо­бенностей ребенка, его предпочтений в музыке, в стиле одеж­ды, а также организация мероприятий с целью раскрытия ин­дивидуальности ребенка, разрешения его индивидуальных про­блем.

Индивидуализировать деятельность личности педагогу удается как в рамках групповой деятельности, когда социальный педагог в групповом деле подбирает для каждого ученика от­дельные роли, отдельное место, находит специфику участия школьника в данном деле, так и в процессе организации персо­нальной деятельности школьника, соответствующей его инте­ресам, желаниям, способностям.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как влияет социальная среда на развитие ребенка-инва­лида?

2. Заполните таблицу. Описание технологии консультирования подростка-инвалида

Подготовка к консультиро­ванию Установление контакта Исследова­ние ситуа­ции Постановка цели Поиск решений Подведе­ние итогов
           

3. Опишите организацию деятельности и досуга детей с ог­раниченными возможностями.

4. Перечислите профессиональные качества социального педагога, работающего в реабилитационном учреждении. Есть ли различия в качествах социального педагога, работающего в других учреждениях?

5. Представьте схему обследования ребенка-инвалида.

6. Раскройте сущностное значение понятий "миграция", "мигранты", "маргиналы", "ассимиляция".

7. Обозначьте проблемы, с которыми сталкиваются мигран­ты на новой для них территории.

8. Определите задачи социальной службы по работе с семь­ями мигрантов.

9. Приведите примеры отечественного опыта работы соци­ального педагога с детьми мигрантами.

10. Опишите факторы и симптомы социальной дезадапта­ции.

11. Каковы превентивные меры, предъявляемые к несовер­шеннолетним правонарушителям?

12. Какова социальная ситуация развития дезадаптирован­ного подростка?

13. Какие существуют методики в работе социального пе­дагога с дезадаптированными подростками?

14. Укажите формы и причины формирования девиантного поведения подростка.

15. Причины и последствия подростковой наркомании.

16. Охарактеризуйте педагогические условия девиантного поведения подростков.

225

. 17. В чем заключается педагогическая поддержка и соци­ально-педагогическая поддержка подростка с девиантным по­ведением?

18. Какие проблемы возникают у детей группы "норма"? Расскажите о способах работы с ними.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.—М., 1993.

2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. по­собие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999.

3. Детская безнадзорность и беспризорность в РФ: состоя­ние, причины, перспективы: сборник научно-методических ма­териалов. — М., 2003.

4. Дронова Е.Н. Консультирование и социально-педагоги­ческая поддержка школьников // Психологическое консульти­рование субъектов образовательного процесса: Материалы ре­гиональной науч.-практич. конференции, 16 мая 2003 г. — Бар­наул, 2003. — С. 28-32.

5. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной сре­ды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.

6. Иванов А.В. Культурная среда образовательного учреж­дения: Учеб. пособие. — М., 2006.

7. Истомина М.В. Социально-педагогическая поддержка матерей — выпускниц детских домов: Дисс. канд. пед. наук: 13.06.02. —СПб., 2008.

8. Какая миграционная политика нужна России? // Россий­ская Федерация сегодня. — № 11. — 2001. — С. 31-37.

9. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые цен­ности образования. — 2000. — № 10.

10. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я. Боярский, Д.И. За-лентей, А.Г. Вишневский и др.; под ред. проф. А.Я. Боярского. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1985.

11. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М. А Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002.

226

12. Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 4: Куль­турная и мультикультурная среда школ.

13. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая под­держка детей группы риска: Учеб. пособие. — М., 2002.

14. Психолого-педагогическая реабилитация детей с огра­ниченными возможностями / Под ред. С.А. Беличевой, В.Н. Рас-кина. —М., 1998.

15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессив­ного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.

16. Семья Г.В. Проблемы и технологии адаптации и социа­лизации выпускников — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа: Методические материа­лы. — М., 2008.

17. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваша и В. А. Ион-цевой. —М., 1995.

18. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополни­тельного образования. — Челябинск, 2007.

19. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. — 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

20. Технологии социальной работы по профилактике без­надзорности в учреждениях социального обслуживания семьяи и детей: Науч.-методич. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2001

21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М., 2005.

22. ЩипицынаЛ.М. Психология детей-сирот: Учеб. пособие. — СПб., 2005.

Дополнительная:

1. Алексеева Л.С, Бурмистрова Е.В., Чупракова Н.Н., Ко-солапова Л.А. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. — М., 1999.

2. Белинская А.Б. Психолого-педагогическая проблема школьной дезадаптации младших школьников / / Педагогика и психология в образовательной и социальной сферах. — М., 2002. — С. 38-43.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтоге­незе // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.

4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняю­щегося поведения): Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М., 2004.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. — М., 2001.

6. Матвеев В.Ф., Лебедева А.В. Особенности дезадаптиро­ванных подростков // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.

7. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Куль­турные модели школ.

8. Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Куль-туросообразная школа.

9. Новые ценности образования. — 2004. — №3 (18): Школа — культурный центр.

10. Психология детей с отклонениями нарушениями психи­ческого развития / Сост. В.А. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб., 2001.

11. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. —• М., 2003.

12. Ярославцева Н.Д. Дошкольник: социальная реабилита­ция. Диагностика жестокого обращения с детьми: Методика ре­абилитации, инструментарий. — М., 1995.

13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих тер­минов.—СПб., 1999.

Нормативно-правовые документы о мигрантах:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Кодекс Российской Федерации об административных пра­вонарушениях.

3. Федеральный закон "О беженцах" от 19.02.1993 № 4528-1.

4. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 135-ФЗ.

5. Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 №4530-1.

6. Указ Президента РФ "О структуре федеральных орга­нов исполнительной власти" от 12.05.2008 № 724.

7. Указ Президента РФ "Вопросы федеральной миграци­онной службы" от 19.07.2004 № 928.

8. Указ Президента РФ "О федеральной миграционной про­грамме" от 09.08.1994 № 1668.

9. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-Р.

 

 


Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей

Основные понятия: семейная социализация, семья; полная, не­полная, однодетная и многодетная семья; моральный климат, семей­ное неблагополучие, социально-педагогическая поддержка семьи, пе­дагогическая культура родителей, педагогическая рефлексия, взаи­модействие, сотрудничество, формы работы школы с семьей, формы общения педагога с семьей, социально-педагогическая помощь.

6.1. Сущность семьи как социального института

Семья — наиболее древнее из социальных объединений лю­дей, ее история насчитывает несколько тысячелетий.

В Древней Греции брак входил в общественные повиннос­ти граждан. Платон считал семью основой государства. Арис­тотель утверждал, что семья — первый вид социального взаи­модействия людей, она является той первичной ячейкой, из ко­торой возникло государство. Китайский философ Конфуций видел в семье самый естественный способ самореализации лич­ности. Он считал семью, рутину семейного быта началом всех добродетелей. Кант считал, что правомерен и этичен лишь мо­ногамный брак, основанный на договорных отношениях и пожиз­ненной верности. В. Розанов придавал семье и супружеским от­ношениям в высшей степени сакральное значение и считал "ре­лигию пола" глубинной тайной брака, супружеских отношений. Русский философ Н.А. Бердяев писал, что семья есть необходи­мый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство и пр.

История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и прими­тивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов общества.

Семья уникальный и пока единственный социальный ин­ститут воспитания, воспроизводящий людей как носителей со­циальной, культурной, этнической информации. Ни один обще­ственный, государственный, социальный институт, как бы гу­манно он ни был устроен, сегодня не в состоянии реально ре­шить проблему психологического одиночества современного человека.

В последние годы интерес к семье специалистов различных областей научного знания существенно возрос. Это связано с той ролью, которую она играет в процессе формирования и разви­тия личности, а следовательно, настоящего и будущего обще­ства в целом. На сегодняшний день семья является сферой по­лидисциплинарных исследований. Изучением проблем семьи занимаются философы, социологи, психологи, историки, эконо­мисты, правоведы, демографы, этнографы, медики, педагоги и даже исследователи тех областей научного знания, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют к семье непосредственно­го отношения — физики, химики, математики.

Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Различные подходы к изучению брачно-семейных отношений предполагает многообразие трактовок понятия "семья". Однако любое определение с точки зрения ка­кой-либо отдельно взятой науки будет неполным.

С точки зрения философии и социологии, семья представ­ляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, вза­имной помощью. И моральной ответственностью.

Социальная психология дает следующее определение: се­мья — это социальная группа, соответствующая нормам и цен­ностям данного общества, объединенная формируемой в совмес­тной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

Семья — это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особен-, но по отношению к детям и лицам пожилого возраста [Словарь-справочник, 1997: 293].

Благодаря семье, первой в жизни человека социальной об­щности (группы), он приобщается к ценностям культуры, осва­ивает первые социальные роли, приобретает опыт обществен­ного поведения.

От других малых групп семья отличается рядом призна­ков: а) брачные (родственные) связи между ее членами; б) общ­ность быта; в) особые морально-психологические, эмоциональ­но-этические и правовые отношения. Также семье присущи сле­дующие особенности: 1) пожизненная принадлежность к семей­ной группе (роду); 2) максимальный гетерогенный состав — раз­личия членов семьи (возрастные, половые, личностные, соци­альные, профессиональные и др.); 3) максимальная степень при­ватных, интимных контактов и повышенная эмоциональная зна­чимость семейных событий.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Брак является общественным институтом, регу­лирующим отношения между полами. Как и в древние времена, в наши дни брак несет в себе символ узаконения, общественно­го одобрения и признания форм половых отношений и произ­водства потомства.

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей. По мере развития семей­ных отношений потребности расширяются до общесемейных, групповых и общественных.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, назы­вается функцией семьи.

А.Н. Елизаров приводит следующий список основных фун­кций семьи:

 

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколе­ниям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реа­лизация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего "Я", эмоциональном тепле, любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близ­кими людьми, в установлении прочных коммуникативных свя­зей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцов­стве или материнстве, контактах с детьми, их воспитание, са­мореализация в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспече­нию семьи.

12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов се­мьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состо­яний и т. д. [Елизаров, 1996: 42-49].

Анализируя весь перечень функций семьи, А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существу­ют только тогда, когда группа людей, называющая себя семьей, порождает и воспитывает детей.

В.Н. Дружинин уточняет: "Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Жизнь и минимальное экономическое воспомоществование сегодня мо­жет предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не сможет дать никто" [Дружинин, 2000: 11].

6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений

Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изме­няются образцы тендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, системы ценностей. Развитие института семьи в России на современном этапе частично повторяет путь развитых в эко­номическом отношении стран: увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи (монородительские семьи, незарегистрированный брак), умень­шение количества детей в семьях, эмансипация женщин и де­тей. Эти процессы на сегодняшний день характеризуют разви­тие института семьи в большинстве стран мира. В нашей стране ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, а также трудностями политического, социально­го и нравственного порядка.

Опросы общественного мнения на Западе, в России пока­зывают, что семья воспринимается в качестве одной из глав­ных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий дег­радации общества. В условиях экономической трансформации общества за два последних десятилетия большинство российс­ких семей оказались социально не защищенными государством. Наиболее уязвимыми оказались семьи с детьми, а также слабо-защищенные категории семей (многодетные семьи, семьи с деть­ми-инвалидами, монородительские семьи). Стрессы, связанные с падением жизненного уровня и имущественной дифференци­ацией, переменой места жительства, сказались на семейном благополучии, стали новыми причинами семейных конфликтов между супругами и представителями различных поколений. Такая ситуация отрицательно влияет на качество семейной жизни, что отражается на процессе развития брачно-семейных отношений.

Современные законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Система льгот в связи с рождением ребенка, ухода за ним, воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в случае смерти матери, ее длительного отъезда или болезни. В слу­чае развода, как правило, ребенок остается с матерью. У мужчин складывается представление о том, что ребенок—это прежде всего проблема женская.

В силу экономической независимости, которую обрела жен­щина на рубеже XX-XXI вв., изменился ее статус в семье. Структура семьи стала двух- либо одноглавой, но, как и во вре­мена матриархата, главенствующую роль занимает женщина. Мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения де­тей к социуму.

По мере развития общества центр тяжести в сфере воспита­ния все более уходит в сторону социальных структур: ясли, детс­кий сад, школа, высшая школа, производственные коллективы. Чем более активно общество занимается воспитанием своих граж­дан, тем более активно оно отнимает эти функции у семьи.

Женщина все меньше времени уделяет семье и воспитанию ребенка. Воспитательные функции постепенно передаются либо государству, либо няне, гувернантке. Репродукция ставится в зависимое положение от карьерной доминанты.

Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях на протяжении XX в. и ряд других причин привели к изменениям мотивации деторождения и формирова­ния в России нового типа рождаемости, основанного на мало-детности, позднем вступлении в брак или осознанном безбра­чии и ослаблении чадолюбия.

По мнению В.В. Абраменковой, последствия этих процес­сов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, уменьшение количества браков, осознанно бездетные браки, увеличение числа разводов, а также рост количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях и пр., а с другой, как ни парадоксально, — формирование у части роди­телей особой эмоциональной связи с ребенком — детоцентризм как основа репродуктивной мотивации нового типа, где дети за­нимают центральное положение, превращаясь в стержень, вок­руг которого организовывается вся жизнь семьи. В результате: ценность детей становится самостоятельным фактором, моти­вирующим ограничение рождаемости.

Нарушение традиционной иерархии отношений в системе "ребенок — взрослый" в семье приводит к углублению конф­ликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению цен­ности семьи и формированию социального инфантилизма у под­растающего поколения.

Важнейшими факторами растущего психологического ду­ховного неблагополучия ребенка являются разрушение суще­ствовавших на протяжении тысячелетий естественных инсти­тутов социализации — прежде всего семьи, изменение нрав­ственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Информационное поле современно­го ребенка существенно расширилось. Посредством компьютер­ных технологий он получил доступ практически к любой инфор­мации. Основным источником формирования детской субкуль­туры, эмоционально-познавательной сферы личности стали СМИ. Собственный социальный опыт и способность к критичес­кому осмыслению реальности у детей существенно ограниче­ны, поэтому картина, представленная средствами массовой ин­формации, значительно влияет на мировоззренческие установ­ки ребенка. Во Многих случаях она оказывается доминирующей. Влияние телевидения как ведущего средства среди СМИ мень­ше всего поддается противодействию со стороны других воспи­тательных средств. Ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации провоцирует ребен­ка на принятие конфронтационной модели поведения.

На протяжении XX в. патриархально-традиционный образ семейной жизни, характеризующийся подчиненным положени­ем женщины и выраженным главенством мужа, почти нерегу­лируемым уровнем рождаемости и наличием нескольких поко­лений в семье, постепенно заменяется на эгалитарный. В эгали­тарной семье отношения между супругами, родителями и деть­ми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, при­знания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и прав на автономию, инициативу и сво­боду. Новая структура семьи обуславливается четко проявля­ющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, так как в ней быстро идет адаптация к новым ролям, условиям жизни, мень­шая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны, отсутствие контактов с прародителями нарушает преемственность поколений. В совре­менных условиях многие пожилые члены семьи вынуждены работать. Те, кто не занят в общественном производстве, ока­зываются либо территориально удалены, либо психологически не готовы к воспитанию внуков. Молодые родители зачастую, относясь к прародителям с предубеждением, не доверяют им воспитание внуков.

Главная функция старшего поколения — сохранение и пе­редача семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок и т. п., что призвано способствовать духовно-нравственному развитию младшего, да и среднего поколений, укреплению самой семьи.

Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки отно­шения между поколениями становятся симметричными. Совре­менная молодежь не просто воспринимает эстафету культур­ной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их ро­дителям. В связи с тем, что включение молодого поколения в культурную традицию переданы обществу и государству, воз­никли проблемы преемственности культуры отношений различ­ных субкультур, сегодня эти проблемы стали не просто акту­альными, но трудно разрешимыми.

Изменения в семье как союзе родителей и детей шли по нескольким направлениям: ослабление непререкаемой роди­тельской власти над детьми; утрата директивной учительско-воспитательной роли родителей; снижение опекунской функ­ции взрослых детей по отношению к престарелым родителям. Эти процессы характерны как для семьи вообще, так и для рос­сийской семьи в частности [Абраменкова, http://semyarossii.ru/ content/view/131 /2 24].

Нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе.

В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом пла­не по сравнению с традиционной семьей, считает А.П. Ощепко-ва. И мужу и жене в силу необходимости удовлетворения эмо­циональных потребностей личности требуется понимание, ува­жение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношени­ях друг к другу. Справедливое равенство в семье между супру­гами (биархатная семья) становится непременным условием благополучия и счастья ее членов.

Демократизация супружеских отношений быстрее осуще­ствляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семь­ях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными.

Наряду с существующими эгалитарными семьями намеча­ется тенденция возврата к патриархальной семье. За женщи­ной закрепляется роль хранительницы домашнего очага, мате­ри, а за отцом — роль кормильца, добытчика. Это связано, во­ первых, с появлением в обществе состоятельных мужчин спо­собных содержать безбедно свою семью, где жена становится лишь хозяйкой дома. Во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются материнским уходом, дороговизна сферы обслужи­вания компенсируется все расширяющимися домашними обя­занностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая все сво­бодное время. Однако возврат традиционных ролей мужчине и женщине осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как преж­де. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообраз­ные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рам­ки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.

Такая традиционализация носит вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям как женщин, так и мужчин и даже в целом всего общества.

Отмечается и некоторая формализация семейных отноше­ний: семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, акценты смещаются на материальные проблемы, в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Фор­мализация отношений сопровождается эмоциональным отторже­нием родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Дефицит роди­тельского внимания компенсируется деньгами, вещами.

Многие исследователи считают, что проявления подрост­ковой и юношеской жестокости — это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Дети, ли­шенные родительской любви, испытавшие ее недостаток, ком­пенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являют­ся участившиеся случаи убийства детьми своих родителей.

Многие семьи столкнулись с проблемой потери работы. Не имея возможности содержать семью, родители теряют автори­тет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, ко­торое ему необходимо для нормального роста и развития. В се­мье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.

Для развития современной семьи характерен рост разво­дов. Общественное мнение стало воспринимать развод как яв­ление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В первой половине XX в. неполные семьи были главным обра­зом результатом овдовения, со второй половины — развода. Про­цент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тен­денция подтверждает новые особенности семейной жизни — на­личие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. В результате разлад между супругами дополняется кризисом родительства.

Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19-летних подростков и женщин пос­ле 35 лет.

В последнее время широкое распространение получили альтернативные браки.

Внебрачное сожительство. Супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может появиться ребенок или уже появился. Этот вид брака больше свойственен молодым парам в возрасте до 25-30. В более позднем возрасте идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отноше­нию к сожительству обуславливает взгляд на него как на нор­мальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.

Годвин-брак предполагает раздельное проживание супру­гов. У. Годвин — английский анархо-социалист — утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершен­ства людей и различия их склонностей и потребностей. Такая форма супружеских отношений — это попытка разрешить на­пряжение, возникшее между мужем и женой путем их времен­ного дистанцирования. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид сознает себя как индивидуальность и тем более высока его потребность в обособлении. В связи с процессом становления и развития ин­дивидуальности, самостоятельности, особенно современной женщины, такая форма семейной жизни вполне реальна, осо­бенно у людей, имеющих высокие доходы. С ней связывается возможность равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

Семья-конкубинат (термин принадлежит сербскому юри­сту М. Босанац) означает возможность мужчины жить в офи­циальном браке и при этом параллельно иметь союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка. Либо, сохра­нив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубинатной женой. При этом мужчина вы­полняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Семейные отношения в данной семье чреваты непредс­казуемыми эмоциональными и психологическими стрессами.

Семья-содружество способствует индивидуальному раз­витию, которое осуществляется через раскрытие индивиду­ального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отно­шения между супругами определяются не родством (как в пат­риархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентри-стском типе), а свойством. Муж и жена не безоговорочно под­чиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отно­шения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают бо­гатые и разнообразные отношения между полами и поколени­ями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

Психологический дискомфорт, испытываемый семьей се­годня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отноше­ниями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформи­руют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на ее воспитательный потенциал.

В вопросах воспитания еще многие родители придержива­ются директивных методов. Жизнь ребенка строится на деталь­ном расписании всех его дел и даже интересов, жестком конт­роле. У ребенка отсутствует минимальная свобода, возможность самовыражения.

Некоторые современные мамы признают, что не испыты­вают любви к своим детям, они руководствуются необходимос­тью как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми по причине либо незнания, либо отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют на заработки, оставляют в роддоме, а иногда идут и на убийство. Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материн­ская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребен­ка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями. Для обозначения не полноценного, частичного материнства появился специальный термин — "уклоняющееся материнство".

Отношение "мать-дитя" является первичной детерминан-той человеческой нравственности, человеколюбия. В отношени­ях с матерью закладывается в ребенке первичный нравствен­ный опыт, первичные нравственные представления и отноше­ния. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ре­бенка. Дефицит материнской любви, а тем более ее отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление [Ощепкова, 2002: 35].

По прогнозам ученых, в ближайшие годы нормой станут дистантные и гостевые браки, редкость — вступление в брак до 30 лет. Это означает наступление революции в брачно-семей-ной сфере, сопровождающейся кардинальными изменениями норм полового поведения и реформированием морали, что по­влияет на воспитание как общенациональную систему.

6.3. Социально-педагогическая работа с семьей

Семья обладает высоким воспитательным потенциалом, к тому же социализация в ней происходит наиболее естественно и безболезненно. Однако семья может выступать как положи­тельный, так и отрицательный фактор воспитания. В связи с этим встает вопрос о необходимости оказания социально-педа­гогической поддержки семье.

Применительно к семье социально-педагогическая поддер­жка — это процесс взаимодействия специалистов (педагоги, пси­хологи, омбудсмены и др.) и семьи (родители, дети, другие чле­ны), результатом которого является освоение родителями пе­дагогической культуры и социализация ребенка.

Одна из задач государственной семейной политики состо­ит в повышении педагогической культуры родителей, которая выражается в принятии ими ценностей гуманистического вос­питания детей, освоении современных методик воспитания, раз­витии таких личностных качеств, как готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толеран­тность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и другие.

Педагогическая культура родителей — это многоуровне­вое явление, включающее такие компоненты, как общекультур­ный уровень развития личности, принятие гуманистических ценностей, достаточная подготовленность к воспитанию детей (владение современными методиками и технологиями воспита­ния, умение применить качества воспитателя: готовность вос­питывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазви­тии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и др.

Педагогическая подготовленность родителей характеризу­ется определенной суммой приобретенных знаний (психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых и др.), а также умениями и навыками, выработанными в процессе вос­питания детей. На процесс формирования педагогической куль­туры оказывают воздействие жизненный опыт и индивидуаль­ные черты характера родителей, а уровень педагогической куль­туры в немалой степени зависит от общественной направлен­ности их личности и уровня образования.

Таким образом, педагогическая культура родителей может рассматриваться как качественная характеристика деятельно­сти по воспитанию детей, отражающая их готовность как вос­питателей содействовать социализации ребенка и создавать условия для его самореализации в обществе. Важной составля­ющей педагогической культуры является педагогическая реф­лексия.

Под педагогической рефлексией понимается умение само­критично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на си­туацию его глазами (О.Л. Зверева). От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребен­ка. Возникновение педагогической рефлексии способствует ста­новлению родителей как педагогов: родители пересматривают свои методы воздействия на ребенка, нацелены на понимание его потребностей, желаний, пересматривают свое отношение к ребенку и меры педагогического воздействия.

Трудности формирования педагогической культуры роди­телей обусловлены следующими причинами:

- представления родителей о целях, методах, формах вос­питательного воздействия не совпадают с осуществляемыми ими практическими мерами;

- между членами семьи присутствует рассогласованность педагогических требований, методов педагогического воздей­ствия;

- напряженные супружеские отношения негативно влия­ют на детско-родительские и др.

Это приводит к отсутствию педагогической культуры у ро­дителей и нарушает процесс социализации ребенка.

Социально-педагогическая поддержка семьи базируется на методическом подходе, который предполагает учет структуры семьи при организации взаимодействия педагога и семьи, учет установок родителей на воспитание и обучение.

Основными принципами реализации подхода выступают:

- принцип компетентности педагогического взаимодей­ствия;

- принцип непрерывности семейного и общественного вос­питания;

- принцип креативности в осуществлении взаимодействия педагогов и родителей, детей и взрослых.

Социально-педагогическая поддержка семьи осуществля­ется специалистами в области воспитания и образования, в час­тности социальным педагогом.

Взаимодействие педагогов воспитательно-образовательных учреждений и родителей как равноправных участников педа­гогического процесса будет результативным, если будет стро­иться на основе запросов семьи, так как именно родители явля­ются основным социальным заказчиком.

Достижение социальным педагогом цели социально-педа­гогической поддержки семьям предполагает:

- осуществленные деятельность по изучению личности ре­бенка и окружающих его людей, анализ влияния социальной среды на формирование личности ребенка;

- прогноз развития проблемы и ее решение в процессе раз­вития и воспитания ребенка;

- организация взаимодействия всех членов семьи на осно­ве диалога;

- помощь в исправлении ошибок воспитания, отрицатель­но влияющих на развитие личности ребенка;

- помощь родителям и ребенку найти и реализовать себя;

- информирование о возможных правовых мерах защиты семьи;

- оказание помощи в сфере эмоционально-психологичес­кого здоровья;

- формирование нравственно-правовой устойчивости чле­нов семьи.

Работа социального педагога с родителями осуществляет­ся по следующим направлениям:

1. Информирование и просвещение родителей.

Социально-педагогическая работа направлена на формиро­вание у родителей кругозора по вопросам осуществления обра­зовательной политики в школе, округе, городе, стране и систе­мы педагогических знаний:

- организация информационного стенда, телевизионной службы для родителей с информацией по различным психоло­го-педагогическим проблемам, организационным вопросам ра­боты администрации, психолога, социального педагога, плана работы родительского комитета класса, школы, Совета школы, округа, города, государства и т. д.;

- организация дней открытых дверей для родителей. На этих встречах учителя начальной школы рассказывают о ви­дах и типах образовательных учреждений на территории ок­руга, о системах и моделях начального образования, о правилах приема детей в 1-е классы, о психологических особенностях де­тей 6-7-летнего возраста, об организации учебно-воспитатель­ного процесса в 1-м классе по четырехлетней модели образова­ния. Для родителей, дети которых обучаются на второй и тре­тьей ступенях, педагоги сообщают об особенностях адаптации и проблемах перехода из начальной в основную школу, затем в старшую, о программе преемственности в работе на разных сту­пенях обучения, особенностях развития детей.

- проведение тематических родительских собраний, посвя­щенных особенностям развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, организации учебной деятельности и до­суга школьников и др.

- организация бесед с отдельными группами родителей по интересующим их проблемам, организация индивидуальных встреч родителей с классным руководителем, психологом, вра­чами, сотрудниками милиции и др.

- проведение обучения родительского актива управленчес­ким, организационным и коммуникативным способностям.

2. Обеспечение здоровья школьников.

Данное направление ориентировано на сохранение, укреп­ление и развитие психического и физического здоровья ребенка.

Родители планируют вместе с социальным педагогом, классным руководителем и детьми, в соответствии со школь­ным планом, спортивные игры, походы, экскурсии в лес, оказа­ние помощи детям, имеющим отклонение в здоровье (матери­альная помощь для закупки необходимых лекарств, направле­ние в санаторий, беседы детьми об охране труда, пожарной бе­зопасности, поведения на улицах и проезжей части, вредных привычках, способах оздоровления организма). С этой целью приглашаются медики, специалисты по заявленным темами. Проводятся встречи с родителями детей, имеющими проблемы со здоровьем, и т. д.

3. Развитие учебно-познавательной деятельности школь­ников и организация профориентации.

В соответствии с этим направлением родители включены в жизнь педагогического коллектива школы, имеют возможность оценивать и контролировать воспитательно-образовательный процесс, поступление и распределение финансовых средств попечительского фонда, профориентационные мероприятия.

Родителям предоставляется возможность посещать уро­ки педагогов школы, классных коллективов с целью выявле­ния проблем школьников в учении; участвовать в работе пе­дагогических консилиумов, расширенных заседаниях адми­нистративных советов, педагогических советов; проводить за­седания согласительной комиссии по проблемам обучения школьника с его родителями, конфликтов между педагогами, учениками и их родителями; участвовать в поощрении луч­ших школьников и педагогов ценными призами и подарками; помогать в приобретении методических пособий, литерату­ры, участвовать в программе профессиональной ориентации школьников, оказывать помощь в проведении промежуточ­ных и государственных экзаменов, оказывать помощь в по­иске и подборе педагогических кадров для образовательного учреждения из числа родителей и жителей близлежащего социума и т. д.

4. Организация и развитие досуговой сферы ребенка, ока­зание помощи в развитии ученического самоуправления.

В соответствии с данным направлением родители помогают в решении проблем, непосредственно взаимодействуют с учащи­мися и собственным ребенком, оказывают непосредственное вли­яние на их развитие. Имеют возможность наблюдать за своим ребенком в условиях общественной жизни, за его взаимодействи­ем со сверстниками, поведением в коллективе, принятием реше­ний и действиями в различных проблемных ситуациях.

Действенной силой при решении социально-педагогических проблем воспитательно-образовательного учреждения и семьи являются родительские комитеты. Родительский комитет шко­лы создается с целью оказания помощи педагогическому кол­лективу в организации образовательного процесса, внеурочно­го времени и социальной защиты обучающихся, формируется из числа родителей класса.

Родительские комитеты участвуют совместно с социальным педагогом, классным руководителем, учащимися класса в под­готовке и проведении "Огоньков", "Вечеров отдыха", экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, походов, орга­низации кружков по интересам школьников.

Практика показала, что в этом направлении наибольшую активность проявляют родители учащихся начальных классов, в последующих классах степень активности родителей умень­шается. Это связано с тем, что родители в начальной школе про­должают опекать развитие собственных детей, а затем предос­тавляют им больше самостоятельности. Участие в жизни шко­лы является для них вынужденной мерой, поэтому со временем желание участвовать в оказании помощи школе и воспитании собственных детей ослабевает. Задача социального педагога — организовать сотрудничество с родителями, стимулировать их активность и готовность участвовать во всех делах воспитатель­но-образовательного учреждения.

5. Работа с проблемными семьями и детьми.

Для осуществления работы в данном направлении в школе может быть создана социальн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: