В педагогической литературе в настоящее время появилось много практико-ориентированных материалов, раскрывающих методики и технологии работы социального педагога с детьми, имеющими стойкие проблемы в развитии (с девиантным поведением, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями и т. д.). В дан ном разделе рассматривается работа социального педагога с детьми группы "норма", у которых в различные периоды жизни также возникают проблемные ситуации и трудности, требующие помощи со стороны взрослых в их решении. Если ребенок не может справиться с возникшей проблемой, он может попасть в одну из вышеперечисленных групп проблемных детей. Поэтому одной из модификаций деятельности социального педагога может быть деятельность превентивного характера не только с детьми с уже выявленными проблемными, но и с обычными школьниками.
Социальным заказом на формирующуюся личность с позиций и родителей, и учителей является то, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для формирования способности к самоопределению, самореализации, т. е. способности к саморазвитию).
|
|
Этими тремя крупными блоками можно обозначить задачи работы школы, ее педагогов, которые реализуются через организацию различных видов деятельности — учебную, досуговую; через общение со взрослыми и сверстниками, с самим собой и т. д. В качестве основных сфер жизнедеятельности ребенка мы выделяем:
"Учение" — развитие способностей через различные виды деятельности.
"Здоровье" — охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
"Общение" — умение строить свои отношения с окружающим миром.
"Досуг" — развитие способностей во внеклассное время, в сфере дополнительного образования.
"Образ жизни" — развитие индивидуальных качеств личности ребенка, его самобытности.
Эти сферы составляют содержание деятельности социального педагога.
Здоровье. Это направление является базовым в процессе развития личности ребенка. Сохранение, поддержание и развитие здоровья является важнейшей задачей общества, в том числе и школы. Не случайно на всех уровнях государства и общества говорится о необходимости развития здоровьесберегающих технологий, развития спорта, физической культуры, пропаганда здорового образа жизни как средств выращивания здорового поколения граждан страны. В работе социального педагога в этом направлении мы выделяем три аспекта: диагностический, организационно-координационный, профилактический.
|
|
- диагностика состояния физического и психического здоровья учащихся (беседы с врачом, консультации школьного психолога, беседы с родителями о наследственных заболеваниях, о проблемах здоровья в раннем возрасте, о состоянии здоровья в домашних условиях);
- организация оздоровительных мероприятий (походы в лес, экскурсии на природу, подвижные игры на воздухе, физкультминутки, игры во время перемен, посещение спортивных мероприятий), координация усилий педагогов (ОБЖ, биология и т. д.) и специалистов (врачей, психолога, валеолога, массажиста и т. д.) по развитию физического и психического здоровья школьников);
- профилактика заболеваний школьников (беседы и дискуссии о здоровом образе жизни и т. д.).
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды: 1) индивидуальная:
- социальный педагог изучает особенности развития каждого ребенка, привлекая к этой работе школьного психолога. С этой целью он знакомится с семьей, выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка, строит "генеалогическое древо", которое помогает раскрыть причины имеющихся или возможных заболеваний или отклонений в здоровье;
- проводит совместно с психологом тестирование на выявление психического состояния ребенка, особенностей его характера, темперамента, а также ведет наблюдения и беседы с учеником. Все это поможет социальному педагогу предъявлять ученику требования, соответствующие состоянию его здоровья;
— совместно со школьным врачом, родителями педагог помогает ученику самому организовать свой режим жизни;
2) работа с коллективом детей:
— ведет серьезную работу по профилактике заболеваний и с этой целью организует беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей точечному массажу, рецептам народной и нетрадиционной медицины, овладению методиками релаксации (расслабления), проводит на уроках и переменах физкультминутки;
— проводит беседы о личной гигиене человека, мужчины и женщины;
— ведет антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду, разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом);
— проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев;
— организует спортивные соревнования, игры в классе, школе, на воздухе, экскурсии и походы в лес;
— рассматривает на педконсилиумах вопросы, связанные с проблемами ребенка в психическом и физическом развитии и т. д.;
3) участие в общешкольных делах:
— организует участие в спортивных соревнованиях, туристических слетах и т. д., проводимых в рамках школы и микрорайона;
— пропагандирует здоровый образ жизни.
Общение. Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между детьми — важнейшая функция социального педагога. Известно, как трудно приходится некоторым детям в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими смеются, четвертых не принимают в общие игры и т. д.
Это направление реализуется в трех аспектах: диагностическом, организационном и обучающем:
- диагностика коллектива учащихся в общении, особенностей взаимоотношений, индивидуальных особенностей ребят, проведение социометрии (определение лидеров, изгоев, микрогрупп, взаимоотношение мальчиков и девочек), тестирования на предмет типа темперамента, характера, отношения к миру, особенностей в общении, характера взаимоотношений в семье (беседы с родителями);
- организация совместной деятельности, поездок, коллективной творческой деятельности, "бесед по душам", помощи в разрешении конфликтных ситуаций и т. д.;
|
|
- обучение правилам и культуре взаимоотношений (практикумы по этикету, тренинги общения: "Сплетня", "Необитаемый остров", "Активное слушание", дискуссионные вечера общения ИТ..).
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды:
1) индивидуальная:
- изучив положение ребенка в сфере "общения", социальный педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с товарищами, взрослыми, родителями, создать условия для самоутверждения ребенка в коллективе, например, изменить социальную роль ребенка как "неудачника", "хулигана", "двоечника";
- доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, а в случаях неудовлетворительного поведения — дают шанс для исправления отрицательных черт. При этом не надо морализировать, нужно объяснить последствия поступка, как он отразится на близких для него людях и на нем самом;
2) работа с коллективом детей:
Деятельность социального педагога в этой сфере заключается в формировании у детей коммуникативной культуры, создании благоприятного психологического климата.
Для этого необходимо разработать программу общения применительно к данному коллективу, в которую необходимо включить:
— коллективные творческие дела: "Огоньки", "КВНы", походы, дискуссии, вечера отдыха и т. д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;
— практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;
— беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению;
тренинги по общению (привлечение школьного психолога). Необходимо развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и учиться управлять без конфликтов;
|
|
3) участие в общешкольных делах:
- социальный педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего коллектива учеников. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира;
- вся работа социального педагога по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм элементарной нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества педагога.
Учение. Наибольшее количество проблем у социального педагога возникает в этой сфере. Это связано с тем, что учение является основной сферой в образовательном учреждении. Причинами возникновения проблем у школьников являются следующие: отсутствие интереса к тому или иному предмету, отсутствие определенных учебных навыков, отсутствие (или слабо выраженное) внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья воспитанников, неблагополучные семьи, низкий уровень культуры преподавателя и преподавания предмета. Сфера "учение" представлена нами диагностическим, организационным и координационным аспектами:
- диагностика: познавательных интересов, особенностей мышления подростков, памяти, внимания, (привлечение с этой целью школьного психолога), затруднений в учении (беседы с учениками, учителями-предметниками, родителями о проблемах в подготовке домашнего задания, о познавательной атмосфере семьи и интересах ее членов, о наследственных особенностях мышления и т. д.);
- организация: мотивационно-познавательной и просветительской деятельности для школьников (экскурсии, "встречи с интересными людьми", дискуссии, познавательные игры, например "Разнобой", "Брейн-ринг", историческая и литературная игра "Ассоциация", "Научный форум", "Аукцион знаний" и др.), проведение индивидуальных бесед с ребенком (мотивация учения, выявление проблем, помощь в их разрешении, например на заседаниях "Педагогического консилиума"), привлечение учащихся к работе на кафедрах школы или методическом объединении учителей-предметников, участию в работе ученического научного общества, в научно-практических конференций школы, округа, города ("Творчество великих педагогов", "Творчество юных" и т. д.), индивидуальной научно-исследовательской работе, практической деятельности по интересующему предмету; координация помощи учителей-предметников (консультации, дополнительные занятия, факультативы);
- координация помощи учителей-предметников (консультации, дополнительные занятия, факультативы), родителей, коллектива учеников (ученики-консультанты), обсуждение вопросов, направленных на сокращение перегрузок учащихся по предмету, уменьшению объема домашних заданий.
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды:
1) индивидуальная:
- чтобы помочь ребенку в обучении, педагогу необходимо выяснить его учебные возможности, а именно: особенности мышления, умение выделять главное, самостоятельность; умение рационально планировать свою учебную деятельность; отношение к учению; интересы, склонности; осознание необходимости учебной деятельности; работоспособность;
- необходимо выявить причины отставания в учебе (состояние здоровья; отсутствие бытовых условий; пробелы в знаниях; недостатки преподавания; нет интереса к предмету; отсутствие определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; особенности мышления). Этот материал может предоставить школьный психолог. Очень важна здесь беседа с родителями, которая поможет объяснить некоторые особенности в умственном развитии ребенка (наследственные признаки, психическая атмосфера в семье и т. д.);
- в личных беседах с учеником, наблюдения за ним на уроках и после, социальный педагог выясняет причины отставания в учебе, выясняет, каким образом ему помогают родители, товарищи, учителя, заставляют ли его делать домашнее задание или он выполняет сам, какая помощь необходима от учителя, каким образом стимулируется успешная учеба дома, на уроках;
- в результате социальный педагог имеет серьезный материал по индивидуальным и учебным возможностям ребенка, что помогает ему создать условия для формирования познавательных интересов и расширения кругозора воспитанника во внеурочное время;
2) работа с ученическим коллективом:
- организует познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т. д.);
- организует экскурсии — в библиотеку, музеи, театры с последующим обсуждением;
- организует консультативную помощь по предметам нуждающимся в ней ученикам;
- проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами;
3) участие в общешкольных делах: социальный педагог помогает в проведении общешкольных "Олимпиад", конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и др.
Досуг — сфера дополнительного образования и свободного времяпровождения и самоопределения ребенка. От того как использует это время ребенок, зависит и уровень его духовного, и интеллектуального, и физического, и культурного развития. Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной отдыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей и интересов. Третья — свободное общение со значимыми для ребенка людьми.
Это направление работы нами представлено в трех аспектах:
- диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизическим, интеллектуальным возможностям ребят, хобби, какая необходима им помощь) путем анкетирования, бесед, наблюдении учащихся, бесед с родителями и руководителями кружков, спортивных секций, клубов;
- организация помощи в выборе занятий в сфере дополнительного образования, организация деятельности, направленной на развитие культуры проведения досуга, общей культуры личности, на развитие организаторских, коммуникативных способностей;
- просвещение учащихся по организации культурного досуга как рекреативной и реабилитационной сферы жизнедеятельности человека, сферы развития кругозора и интересов, выбора профессии.
Благотворное развитие школьника в сфере досуга происходит, если социальный педагог соблюдает следующие правила:
— формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добросовестно выбираются ими;
— досуговая деятельность строится на принципе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
— разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).
Работа социального педагога в этом направлении подразделяется на следующие виды:
1) индивидуальная:
— чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо изучить потребности ребят, их интересы; выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются; соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка. Информацию о необходимой помощи ребенку социальный педагог может получить от родителей (к чему больше склонен ребенок; как проводят свободное время родители и дети; семейное хобби); от руководителя кружка, секции, клуба (возможности, успехи, проблемы ребенка); от самого ученика путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы, путем тестирования, выявления его интересов, желаний и т. д.; от товарищей по классу, друзей;
— выявив индивидуальные интересы ребят, социальный педагог должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет);
2) работа с ученическим коллективом:
Социальный педагог строит совместно с детьми деятельность по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения, культуры труда путем:
— расширения познавательного и культурного кругозора учащихся (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино, театров и т. д.);
— участия в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников и т. д.);
— укрепления здоровья и организации отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т. д.);
— укрепления семейных связей (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т. д.);
— изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т. д.);
— изучения педагогических традиций России, Москвы, городов и регионов Российской Федерации;
— участия в национальных государственных праздниках, поисковая работа;
— организации коллективной творческой деятельности (творческие дела, "коммунарские сборы");
— организации добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т. д.;
— создания условий для творческой самореализации в организации спортивной, художественной, технической деятельности.
Досуг — важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Социальный педагог создает условия для развития самоуправления, принимает участие в работе органов самоуправления, тактично направляет работу лидеров, не ущемляет их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность;
— учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества школьников, социальный педагог внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе;
— социальный педагог может применять как отдельные формы работы (беседы, просмотр кинофильмов, спектаклей с последующим обсуждением, чтение религиозной литературы как части мировой культуры и т. д.), так и клубную форму, сочетающую синтез различных видов деятельности (например, организация клуба "Милосердие", включающего в свою работу помощь жителям микрорайона, разведка объектов заботы, подготовка спектаклей, концертов для педагогов-ветеранов и т. д.);
3) участие в общешкольных делах: социальный педагог не изолирует детей от школьной жизни (это может привести к проявлению группового эгоизма), и поэтому они участвуют в общешкольных и внешкольных праздниках, трудовых акциях; экскурсионной, туристической работы. Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.
Образ жизни— сфера духовного бытия ребенка, образа его жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей.
Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В школе периодически возникают "эпидемии", связанные с модой на прически, на стиль одежды и обуви, на ношение украшений, значков (не говоря уже о музыкальных увлечениях). Поэтому необходима диагностика индивидуальных особенностей ребенка, его предпочтений в музыке, в стиле одежды, а также организация мероприятий с целью раскрытия индивидуальности ребенка, разрешения его индивидуальных проблем.
Индивидуализировать деятельность личности педагогу удается как в рамках групповой деятельности, когда социальный педагог в групповом деле подбирает для каждого ученика отдельные роли, отдельное место, находит специфику участия школьника в данном деле, так и в процессе организации персональной деятельности школьника, соответствующей его интересам, желаниям, способностям.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Как влияет социальная среда на развитие ребенка-инвалида?
2. Заполните таблицу. Описание технологии консультирования подростка-инвалида
Подготовка к консультированию | Установление контакта | Исследование ситуации | Постановка цели | Поиск решений | Подведение итогов |
3. Опишите организацию деятельности и досуга детей с ограниченными возможностями.
4. Перечислите профессиональные качества социального педагога, работающего в реабилитационном учреждении. Есть ли различия в качествах социального педагога, работающего в других учреждениях?
5. Представьте схему обследования ребенка-инвалида.
6. Раскройте сущностное значение понятий "миграция", "мигранты", "маргиналы", "ассимиляция".
7. Обозначьте проблемы, с которыми сталкиваются мигранты на новой для них территории.
8. Определите задачи социальной службы по работе с семьями мигрантов.
9. Приведите примеры отечественного опыта работы социального педагога с детьми мигрантами.
10. Опишите факторы и симптомы социальной дезадаптации.
11. Каковы превентивные меры, предъявляемые к несовершеннолетним правонарушителям?
12. Какова социальная ситуация развития дезадаптированного подростка?
13. Какие существуют методики в работе социального педагога с дезадаптированными подростками?
14. Укажите формы и причины формирования девиантного поведения подростка.
15. Причины и последствия подростковой наркомании.
16. Охарактеризуйте педагогические условия девиантного поведения подростков.
225
. 17. В чем заключается педагогическая поддержка и социально-педагогическая поддержка подростка с девиантным поведением?
18. Какие проблемы возникают у детей группы "норма"? Расскажите о способах работы с ними.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.—М., 1993.
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М., 1999.
3. Детская безнадзорность и беспризорность в РФ: состояние, причины, перспективы: сборник научно-методических материалов. — М., 2003.
4. Дронова Е.Н. Консультирование и социально-педагогическая поддержка школьников // Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса: Материалы региональной науч.-практич. конференции, 16 мая 2003 г. — Барнаул, 2003. — С. 28-32.
5. Иванов А.В. Детско-взрослое сообщество культурной среды общеобразовательной школы: Монография. — М., 2005.
6. Иванов А.В. Культурная среда образовательного учреждения: Учеб. пособие. — М., 2006.
7. Истомина М.В. Социально-педагогическая поддержка матерей — выпускниц детских домов: Дисс. канд. пед. наук: 13.06.02. —СПб., 2008.
8. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация сегодня. — № 11. — 2001. — С. 31-37.
9. Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. — 2000. — № 10.
10. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я. Боярский, Д.И. За-лентей, А.Г. Вишневский и др.; под ред. проф. А.Я. Боярского. — 3-е изд., доп. и перераб. — М., 1985.
11. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие / Под ред. М. А Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002.
226
12. Новые ценности образования. — 1996. — Вып. 4: Культурная и мультикультурная среда школ.
13. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. — М., 2002.
14. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С.А. Беличевой, В.Н. Рас-кина. —М., 1998.
15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М., 1996.
16. Семья Г.В. Проблемы и технологии адаптации и социализации выпускников — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц их числа: Методические материалы. — М., 2008.
17. Современная демография / Под ред. А.Я. Кваша и В. А. Ион-цевой. —М., 1995.
18. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка самореализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования. — Челябинск, 2007.
19. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. — 7-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.
20. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности в учреждениях социального обслуживания семьяи и детей: Науч.-методич. пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. — М., 2001
21. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. — М., 2005.
22. ЩипицынаЛ.М. Психология детей-сирот: Учеб. пособие. — СПб., 2005.
Дополнительная:
1. Алексеева Л.С, Бурмистрова Е.В., Чупракова Н.Н., Ко-солапова Л.А. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семье. — М., 1999.
2. Белинская А.Б. Психолого-педагогическая проблема школьной дезадаптации младших школьников / / Педагогика и психология в образовательной и социальной сферах. — М., 2002. — С. 38-43.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.
4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — М., 2004.
5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. — М., 2001.
6. Матвеев В.Ф., Лебедева А.В. Особенности дезадаптированных подростков // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.
7. Новые ценности образования. — 1997. — Вып. 7: Культурные модели школ.
8. Новые ценности образования. — 2002. — Вып. 11: Куль-туросообразная школа.
9. Новые ценности образования. — 2004. — №3 (18): Школа — культурный центр.
10. Психология детей с отклонениями нарушениями психического развития / Сост. В.А. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб., 2001.
11. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. —• М., 2003.
12. Ярославцева Н.Д. Дошкольник: социальная реабилитация. Диагностика жестокого обращения с детьми: Методика реабилитации, инструментарий. — М., 1995.
13. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов.—СПб., 1999.
Нормативно-правовые документы о мигрантах:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Федеральный закон "О беженцах" от 19.02.1993 № 4528-1.
4. Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 135-ФЗ.
5. Закон РФ "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 №4530-1.
6. Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2008 № 724.
7. Указ Президента РФ "Вопросы федеральной миграционной службы" от 19.07.2004 № 928.
8. Указ Президента РФ "О федеральной миграционной программе" от 09.08.1994 № 1668.
9. Концепция регулирования миграционных процессов в РФ. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 № 256-Р.
Глава 6. Социально-педагогическая работа с семьей
Основные понятия: семейная социализация, семья; полная, неполная, однодетная и многодетная семья; моральный климат, семейное неблагополучие, социально-педагогическая поддержка семьи, педагогическая культура родителей, педагогическая рефлексия, взаимодействие, сотрудничество, формы работы школы с семьей, формы общения педагога с семьей, социально-педагогическая помощь.
6.1. Сущность семьи как социального института
Семья — наиболее древнее из социальных объединений людей, ее история насчитывает несколько тысячелетий.
В Древней Греции брак входил в общественные повинности граждан. Платон считал семью основой государства. Аристотель утверждал, что семья — первый вид социального взаимодействия людей, она является той первичной ячейкой, из которой возникло государство. Китайский философ Конфуций видел в семье самый естественный способ самореализации личности. Он считал семью, рутину семейного быта началом всех добродетелей. Кант считал, что правомерен и этичен лишь моногамный брак, основанный на договорных отношениях и пожизненной верности. В. Розанов придавал семье и супружеским отношениям в высшей степени сакральное значение и считал "религию пола" глубинной тайной брака, супружеских отношений. Русский философ Н.А. Бердяев писал, что семья есть необходимый социальный институт, подчиненный тем же законам, что и государство, хозяйство и пр.
История развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов общества.
Семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он ни был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.
В последние годы интерес к семье специалистов различных областей научного знания существенно возрос. Это связано с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. На сегодняшний день семья является сферой полидисциплинарных исследований. Изучением проблем семьи занимаются философы, социологи, психологи, историки, экономисты, правоведы, демографы, этнографы, медики, педагоги и даже исследователи тех областей научного знания, которые, как кажется на первый взгляд, не имеют к семье непосредственного отношения — физики, химики, математики.
Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Различные подходы к изучению брачно-семейных отношений предполагает многообразие трактовок понятия "семья". Однако любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным.
С точки зрения философии и социологии, семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью. И моральной ответственностью.
Социальная психология дает следующее определение: семья — это социальная группа, соответствующая нормам и ценностям данного общества, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.
Семья — это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особен-, но по отношению к детям и лицам пожилого возраста [Словарь-справочник, 1997: 293].
Благодаря семье, первой в жизни человека социальной общности (группы), он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения.
От других малых групп семья отличается рядом признаков: а) брачные (родственные) связи между ее членами; б) общность быта; в) особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Также семье присущи следующие особенности: 1) пожизненная принадлежность к семейной группе (роду); 2) максимальный гетерогенный состав — различия членов семьи (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и др.); 3) максимальная степень приватных, интимных контактов и повышенная эмоциональная значимость семейных событий.
Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. Как и в древние времена, в наши дни брак несет в себе символ узаконения, общественного одобрения и признания форм половых отношений и производства потомства.
Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей. По мере развития семейных отношений потребности расширяются до общесемейных, групповых и общественных.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
А.Н. Елизаров приводит следующий список основных функций семьи:
1. Порождение и воспитание детей.
2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего "Я", эмоциональном тепле, любви.
4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.
5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.
9. Удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитание, самореализация в детях.
10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д. [Елизаров, 1996: 42-49].
Анализируя весь перечень функций семьи, А.Н. Елизаров приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя семьей, порождает и воспитывает детей.
В.Н. Дружинин уточняет: "Семья возникает не после того, как в браке или вне его рожден ребенок, а тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина берут на себя ответственность за его жизнь, экономическое благосостояние и воспитание. Жизнь и минимальное экономическое воспомоществование сегодня может предоставить государство или общественные организации. Но первичное воспитание (первичную социализацию) кроме родителей не сможет дать никто" [Дружинин, 2000: 11].
6.2. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений
Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются образцы тендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, системы ценностей. Развитие института семьи в России на современном этапе частично повторяет путь развитых в экономическом отношении стран: увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи (монородительские семьи, незарегистрированный брак), уменьшение количества детей в семьях, эмансипация женщин и детей. Эти процессы на сегодняшний день характеризуют развитие института семьи в большинстве стран мира. В нашей стране ситуация осложняется тяжелым экономическим положением многих семей, а также трудностями политического, социального и нравственного порядка.
Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья — одно из условий деградации общества. В условиях экономической трансформации общества за два последних десятилетия большинство российских семей оказались социально не защищенными государством. Наиболее уязвимыми оказались семьи с детьми, а также слабо-защищенные категории семей (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, монородительские семьи). Стрессы, связанные с падением жизненного уровня и имущественной дифференциацией, переменой места жительства, сказались на семейном благополучии, стали новыми причинами семейных конфликтов между супругами и представителями различных поколений. Такая ситуация отрицательно влияет на качество семейной жизни, что отражается на процессе развития брачно-семейных отношений.
Современные законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Система льгот в связи с рождением ребенка, ухода за ним, воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в случае смерти матери, ее длительного отъезда или болезни. В случае развода, как правило, ребенок остается с матерью. У мужчин складывается представление о том, что ребенок—это прежде всего проблема женская.
В силу экономической независимости, которую обрела женщина на рубеже XX-XXI вв., изменился ее статус в семье. Структура семьи стала двух- либо одноглавой, но, как и во времена матриархата, главенствующую роль занимает женщина. Мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.
По мере развития общества центр тяжести в сфере воспитания все более уходит в сторону социальных структур: ясли, детский сад, школа, высшая школа, производственные коллективы. Чем более активно общество занимается воспитанием своих граждан, тем более активно оно отнимает эти функции у семьи.
Женщина все меньше времени уделяет семье и воспитанию ребенка. Воспитательные функции постепенно передаются либо государству, либо няне, гувернантке. Репродукция ставится в зависимое положение от карьерной доминанты.
Социальные потрясения, женская эмансипация, снижение потребности в детях на протяжении XX в. и ряд других причин привели к изменениям мотивации деторождения и формирования в России нового типа рождаемости, основанного на мало-детности, позднем вступлении в брак или осознанном безбрачии и ослаблении чадолюбия.
По мнению В.В. Абраменковой, последствия этих процессов сказываются в настоящее время. Это, с одной стороны, уменьшение количества браков, осознанно бездетные браки, увеличение числа разводов, а также рост количества детей без семьи, воспитывающихся в государственных учреждениях, рост детской беспризорности и безнадзорности в семьях и пр., а с другой, как ни парадоксально, — формирование у части родителей особой эмоциональной связи с ребенком — детоцентризм как основа репродуктивной мотивации нового типа, где дети занимают центральное положение, превращаясь в стержень, вокруг которого организовывается вся жизнь семьи. В результате: ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости.
Нарушение традиционной иерархии отношений в системе "ребенок — взрослый" в семье приводит к углублению конфликта поколений, падению авторитета взрослых, снижению ценности семьи и формированию социального инфантилизма у подрастающего поколения.
Важнейшими факторами растущего психологического духовного неблагополучия ребенка являются разрушение существовавших на протяжении тысячелетий естественных институтов социализации — прежде всего семьи, изменение нравственно-психологического климата в обществе, влияние средств массовой информации и др. Информационное поле современного ребенка существенно расширилось. Посредством компьютерных технологий он получил доступ практически к любой информации. Основным источником формирования детской субкультуры, эмоционально-познавательной сферы личности стали СМИ. Собственный социальный опыт и способность к критическому осмыслению реальности у детей существенно ограничены, поэтому картина, представленная средствами массовой информации, значительно влияет на мировоззренческие установки ребенка. Во Многих случаях она оказывается доминирующей. Влияние телевидения как ведущего средства среди СМИ меньше всего поддается противодействию со стороны других воспитательных средств. Ослабление педагогического потенциала средств культуры и массовой информации провоцирует ребенка на принятие конфронтационной модели поведения.
На протяжении XX в. патриархально-традиционный образ семейной жизни, характеризующийся подчиненным положением женщины и выраженным главенством мужа, почти нерегулируемым уровнем рождаемости и наличием нескольких поколений в семье, постепенно заменяется на эгалитарный. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и прав на автономию, инициативу и свободу. Новая структура семьи обуславливается четко проявляющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны, это благотворно сказывается на молодой семье, так как в ней быстро идет адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны, отсутствие контактов с прародителями нарушает преемственность поколений. В современных условиях многие пожилые члены семьи вынуждены работать. Те, кто не занят в общественном производстве, оказываются либо территориально удалены, либо психологически не готовы к воспитанию внуков. Молодые родители зачастую, относясь к прародителям с предубеждением, не доверяют им воспитание внуков.
Главная функция старшего поколения — сохранение и передача семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок и т. п., что призвано способствовать духовно-нравственному развитию младшего, да и среднего поколений, укреплению самой семьи.
Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки отношения между поколениями становятся симметричными. Современная молодежь не просто воспринимает эстафету культурной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их родителям. В связи с тем, что включение молодого поколения в культурную традицию переданы обществу и государству, возникли проблемы преемственности культуры отношений различных субкультур, сегодня эти проблемы стали не просто актуальными, но трудно разрешимыми.
Изменения в семье как союзе родителей и детей шли по нескольким направлениям: ослабление непререкаемой родительской власти над детьми; утрата директивной учительско-воспитательной роли родителей; снижение опекунской функции взрослых детей по отношению к престарелым родителям. Эти процессы характерны как для семьи вообще, так и для российской семьи в частности [Абраменкова, http://semyarossii.ru/ content/view/131 /2 24].
Нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе.
В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей, считает А.П. Ощепко-ва. И мужу и жене в силу необходимости удовлетворения эмоциональных потребностей личности требуется понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу. Справедливое равенство в семье между супругами (биархатная семья) становится непременным условием благополучия и счастья ее членов.
Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными.
Наряду с существующими эгалитарными семьями намечается тенденция возврата к патриархальной семье. За женщиной закрепляется роль хранительницы домашнего очага, матери, а за отцом — роль кормильца, добытчика. Это связано, во первых, с появлением в обществе состоятельных мужчин способных содержать безбедно свою семью, где жена становится лишь хозяйкой дома. Во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются материнским уходом, дороговизна сферы обслуживания компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье и отнимая все свободное время. Однако возврат традиционных ролей мужчине и женщине осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как прежде. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.
Такая традиционализация носит вынужденный характер и не всегда и не во всем соответствует потребностям как женщин, так и мужчин и даже в целом всего общества.
Отмечается и некоторая формализация семейных отношений: семейная жизнь строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, акценты смещаются на материальные проблемы, в общении семьи нет теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами.
Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости — это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Дети, лишенные родительской любви, испытавшие ее недостаток, компенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являются участившиеся случаи убийства детьми своих родителей.
Многие семьи столкнулись с проблемой потери работы. Не имея возможности содержать семью, родители теряют авторитет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.
Для развития современной семьи характерен рост разводов. Общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В первой половине XX в. неполные семьи были главным образом результатом овдовения, со второй половины — развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни — наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. В результате разлад между супругами дополняется кризисом родительства.
Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19-летних подростков и женщин после 35 лет.
В последнее время широкое распространение получили альтернативные браки.
Внебрачное сожительство. Супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может появиться ребенок или уже появился. Этот вид брака больше свойственен молодым парам в возрасте до 25-30. В более позднем возрасте идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.
Годвин-брак предполагает раздельное проживание супругов. У. Годвин — английский анархо-социалист — утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. Такая форма супружеских отношений — это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного дистанцирования. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид сознает себя как индивидуальность и тем более высока его потребность в обособлении. В связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно современной женщины, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих высокие доходы. С ней связывается возможность равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.
Семья-конкубинат (термин принадлежит сербскому юристу М. Босанац) означает возможность мужчины жить в официальном браке и при этом параллельно иметь союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка. Либо, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубинатной женой. При этом мужчина выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами.
Семья-содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отношения между супругами определяются не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентри-стском типе), а свойством. Муж и жена не безоговорочно подчиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.
Психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на ее воспитательный потенциал.
В вопросах воспитания еще многие родители придерживаются директивных методов. Жизнь ребенка строится на детальном расписании всех его дел и даже интересов, жестком контроле. У ребенка отсутствует минимальная свобода, возможность самовыражения.
Некоторые современные мамы признают, что не испытывают любви к своим детям, они руководствуются необходимостью как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми по причине либо незнания, либо отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют на заработки, оставляют в роддоме, а иногда идут и на убийство. Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материнская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребенка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями. Для обозначения не полноценного, частичного материнства появился специальный термин — "уклоняющееся материнство".
Отношение "мать-дитя" является первичной детерминан-той человеческой нравственности, человеколюбия. В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка. Дефицит материнской любви, а тем более ее отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление [Ощепкова, 2002: 35].
По прогнозам ученых, в ближайшие годы нормой станут дистантные и гостевые браки, редкость — вступление в брак до 30 лет. Это означает наступление революции в брачно-семей-ной сфере, сопровождающейся кардинальными изменениями норм полового поведения и реформированием морали, что повлияет на воспитание как общенациональную систему.
6.3. Социально-педагогическая работа с семьей
Семья обладает высоким воспитательным потенциалом, к тому же социализация в ней происходит наиболее естественно и безболезненно. Однако семья может выступать как положительный, так и отрицательный фактор воспитания. В связи с этим встает вопрос о необходимости оказания социально-педагогической поддержки семье.
Применительно к семье социально-педагогическая поддержка — это процесс взаимодействия специалистов (педагоги, психологи, омбудсмены и др.) и семьи (родители, дети, другие члены), результатом которого является освоение родителями педагогической культуры и социализация ребенка.
Одна из задач государственной семейной политики состоит в повышении педагогической культуры родителей, которая выражается в принятии ими ценностей гуманистического воспитания детей, освоении современных методик воспитания, развитии таких личностных качеств, как готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и другие.
Педагогическая культура родителей — это многоуровневое явление, включающее такие компоненты, как общекультурный уровень развития личности, принятие гуманистических ценностей, достаточная подготовленность к воспитанию детей (владение современными методиками и технологиями воспитания, умение применить качества воспитателя: готовность воспитывать и помогать своему ребенку в развитии и саморазвитии, толерантность, эмпатия, доброта, демократический стиль воспитания и др.
Педагогическая подготовленность родителей характеризуется определенной суммой приобретенных знаний (психолого-педагогических, физиолого-гигиенических, правовых и др.), а также умениями и навыками, выработанными в процессе воспитания детей. На процесс формирования педагогической культуры оказывают воздействие жизненный опыт и индивидуальные черты характера родителей, а уровень педагогической культуры в немалой степени зависит от общественной направленности их личности и уровня образования.
Таким образом, педагогическая культура родителей может рассматриваться как качественная характеристика деятельности по воспитанию детей, отражающая их готовность как воспитателей содействовать социализации ребенка и создавать условия для его самореализации в обществе. Важной составляющей педагогической культуры является педагогическая рефлексия.
Под педагогической рефлексией понимается умение самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами (О.Л. Зверева). От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка. Возникновение педагогической рефлексии способствует становлению родителей как педагогов: родители пересматривают свои методы воздействия на ребенка, нацелены на понимание его потребностей, желаний, пересматривают свое отношение к ребенку и меры педагогического воздействия.
Трудности формирования педагогической культуры родителей обусловлены следующими причинами:
- представления родителей о целях, методах, формах воспитательного воздействия не совпадают с осуществляемыми ими практическими мерами;
- между членами семьи присутствует рассогласованность педагогических требований, методов педагогического воздействия;
- напряженные супружеские отношения негативно влияют на детско-родительские и др.
Это приводит к отсутствию педагогической культуры у родителей и нарушает процесс социализации ребенка.
Социально-педагогическая поддержка семьи базируется на методическом подходе, который предполагает учет структуры семьи при организации взаимодействия педагога и семьи, учет установок родителей на воспитание и обучение.
Основными принципами реализации подхода выступают:
- принцип компетентности педагогического взаимодействия;
- принцип непрерывности семейного и общественного воспитания;
- принцип креативности в осуществлении взаимодействия педагогов и родителей, детей и взрослых.
Социально-педагогическая поддержка семьи осуществляется специалистами в области воспитания и образования, в частности социальным педагогом.
Взаимодействие педагогов воспитательно-образовательных учреждений и родителей как равноправных участников педагогического процесса будет результативным, если будет строиться на основе запросов семьи, так как именно родители являются основным социальным заказчиком.
Достижение социальным педагогом цели социально-педагогической поддержки семьям предполагает:
- осуществленные деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, анализ влияния социальной среды на формирование личности ребенка;
- прогноз развития проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;
- организация взаимодействия всех членов семьи на основе диалога;
- помощь в исправлении ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
- помощь родителям и ребенку найти и реализовать себя;
- информирование о возможных правовых мерах защиты семьи;
- оказание помощи в сфере эмоционально-психологического здоровья;
- формирование нравственно-правовой устойчивости членов семьи.
Работа социального педагога с родителями осуществляется по следующим направлениям:
1. Информирование и просвещение родителей.
Социально-педагогическая работа направлена на формирование у родителей кругозора по вопросам осуществления образовательной политики в школе, округе, городе, стране и системы педагогических знаний:
- организация информационного стенда, телевизионной службы для родителей с информацией по различным психолого-педагогическим проблемам, организационным вопросам работы администрации, психолога, социального педагога, плана работы родительского комитета класса, школы, Совета школы, округа, города, государства и т. д.;
- организация дней открытых дверей для родителей. На этих встречах учителя начальной школы рассказывают о видах и типах образовательных учреждений на территории округа, о системах и моделях начального образования, о правилах приема детей в 1-е классы, о психологических особенностях детей 6-7-летнего возраста, об организации учебно-воспитательного процесса в 1-м классе по четырехлетней модели образования. Для родителей, дети которых обучаются на второй и третьей ступенях, педагоги сообщают об особенностях адаптации и проблемах перехода из начальной в основную школу, затем в старшую, о программе преемственности в работе на разных ступенях обучения, особенностях развития детей.
- проведение тематических родительских собраний, посвященных особенностям развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, организации учебной деятельности и досуга школьников и др.
- организация бесед с отдельными группами родителей по интересующим их проблемам, организация индивидуальных встреч родителей с классным руководителем, психологом, врачами, сотрудниками милиции и др.
- проведение обучения родительского актива управленческим, организационным и коммуникативным способностям.
2. Обеспечение здоровья школьников.
Данное направление ориентировано на сохранение, укрепление и развитие психического и физического здоровья ребенка.
Родители планируют вместе с социальным педагогом, классным руководителем и детьми, в соответствии со школьным планом, спортивные игры, походы, экскурсии в лес, оказание помощи детям, имеющим отклонение в здоровье (материальная помощь для закупки необходимых лекарств, направление в санаторий, беседы детьми об охране труда, пожарной безопасности, поведения на улицах и проезжей части, вредных привычках, способах оздоровления организма). С этой целью приглашаются медики, специалисты по заявленным темами. Проводятся встречи с родителями детей, имеющими проблемы со здоровьем, и т. д.
3. Развитие учебно-познавательной деятельности школьников и организация профориентации.
В соответствии с этим направлением родители включены в жизнь педагогического коллектива школы, имеют возможность оценивать и контролировать воспитательно-образовательный процесс, поступление и распределение финансовых средств попечительского фонда, профориентационные мероприятия.
Родителям предоставляется возможность посещать уроки педагогов школы, классных коллективов с целью выявления проблем школьников в учении; участвовать в работе педагогических консилиумов, расширенных заседаниях административных советов, педагогических советов; проводить заседания согласительной комиссии по проблемам обучения школьника с его родителями, конфликтов между педагогами, учениками и их родителями; участвовать в поощрении лучших школьников и педагогов ценными призами и подарками; помогать в приобретении методических пособий, литературы, участвовать в программе профессиональной ориентации школьников, оказывать помощь в проведении промежуточных и государственных экзаменов, оказывать помощь в поиске и подборе педагогических кадров для образовательного учреждения из числа родителей и жителей близлежащего социума и т. д.
4. Организация и развитие досуговой сферы ребенка, оказание помощи в развитии ученического самоуправления.
В соответствии с данным направлением родители помогают в решении проблем, непосредственно взаимодействуют с учащимися и собственным ребенком, оказывают непосредственное влияние на их развитие. Имеют возможность наблюдать за своим ребенком в условиях общественной жизни, за его взаимодействием со сверстниками, поведением в коллективе, принятием решений и действиями в различных проблемных ситуациях.
Действенной силой при решении социально-педагогических проблем воспитательно-образовательного учреждения и семьи являются родительские комитеты. Родительский комитет школы создается с целью оказания помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса, внеурочного времени и социальной защиты обучающихся, формируется из числа родителей класса.
Родительские комитеты участвуют совместно с социальным педагогом, классным руководителем, учащимися класса в подготовке и проведении "Огоньков", "Вечеров отдыха", экскурсий, спортивных состязаний, познавательных поездок, походов, организации кружков по интересам школьников.
Практика показала, что в этом направлении наибольшую активность проявляют родители учащихся начальных классов, в последующих классах степень активности родителей уменьшается. Это связано с тем, что родители в начальной школе продолжают опекать развитие собственных детей, а затем предоставляют им больше самостоятельности. Участие в жизни школы является для них вынужденной мерой, поэтому со временем желание участвовать в оказании помощи школе и воспитании собственных детей ослабевает. Задача социального педагога — организовать сотрудничество с родителями, стимулировать их активность и готовность участвовать во всех делах воспитательно-образовательного учреждения.
5. Работа с проблемными семьями и детьми.
Для осуществления работы в данном направлении в школе может быть создана социальн