Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, правильное распределение количества и качества пищи по приемам. При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Школьники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. Ужинать ребенок должен за 1-1,5 часа до сна, а непосредственно перед сном полезно выпить стакан молока или кефира.
Пища должна включать известное количество воды, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов. Рациональное питание включает в себя и соблюдение режима питания, а также правильное распределение пищи по калорийности в течение дня с обеспечением высокого уровня усвоения пищевых продуктов.
Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.
|
|
Необходимо ежедневно мыть ноги на ночь, чаще менять носки, просушивать обувь. Следует систематически следить за ногтями рук и ног. Уход за полостью рта и зубами также немаловажный фактор. Скапливающиеся частички пищи во рту, а также больные зубы—благоприятная почва для развития вредных бактерий и частая причина нарушений работы желудочно-кишечного тракта. После каждого приема пищи необходимо полоскать рот теплой водой, перед сном и утром чистить зубы пастой или зубным порошком. Два раза в год следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.
Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:
· Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.
· После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.
· Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.
· Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.
· Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.
|
|
· Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.
· 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.
· Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.
· Спите не менее 9-10,5 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение/
· Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.
· Если Вы занимаетесь во вторую смену, делать уроки вечером не следует, домашнее задание нужно готовить через 30 минут после завтрака.
Заключение
По ходе работы над проектом, я выяснил, что такое режим дня и его составляющие, как его правильно организовать.
Составил рекомендации по составлению распорядка дня.
В дальнейшем я хочу исследовать режим дня учеников 5 классов и сравнить его с гигиеническими требованиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что соблюдение рационального режима дня детьми способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Примерный режим дня учащихся, занимающихся в 1-ю смену
(начало занятий в 8.00)
· Подъем 7.00.
· Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00-7.20.
· Утренний завтрак 7.20-7.40.
· Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.40-8.00
· Занятия в школе 8.00-13.00.
· Горячий завтрак в школе около 10 ч.
· Дорога из школы или прогулка после занятий в школе13.00-13.30.
· Обед 13.30-14.00.
· Послеобеденный отдых 14.00-14.30
· Прогулка или игры на воздухе и спортивные занятия 14.30-16.00.
· Полдник 16.00-16.15.
· Приготовление домашних заданий 16.15-17.30.
· Прогулки на свежем воздухе 17.30-19.00.
· Ужин и свободные занятия 19.00-20.00.
· Приготовление ко сну 21.00-21.30.
· Сон 22.00-7.00.
Список литературы
1. А.А. Силаев, О.Л. Попова. Гигиенические аспекты организации режима дня школьников: Практика педиатра, Гигиена. Май,2008
2. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1989.
3. Ю.В.Науменко, И.В.Федоскина. Моё здоровье. – М.: Глобус, 2008
4. Сохранение, укрепление и восстановление индивидуального здоровья детей. Методические рекомендации. – Курган: ИПКРО, 2003