Закон города Севастополя от 6 августа 2018 года № 437-ЗС «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе»

ОТЧЕТ

по итогам прохождения практики

                                      

 

в студенческой правовой консультации (юридической клинике) юридического института

 

 

Выполнил Репей М.А.

Ю/б-18-1-о

 

Направление

40.04.01 «Юриспруденция»

 

Руководитель практики от Университета к.ю.н., доцент

Никитина Алина Петровна

 

Севастополь

2020

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….4

Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 


Введение

В период с 13.07.2020 года по 25.07.2020 года я проходила производственную практику в структурном подразделении Юридического института – Студенческой правовой консультации (Юридической клинике) Юридического института Севастопольского государственного университета (СевГУ).

Цель данной производственной практики – получить практические навыки в области консультирования граждан по различным юридическим вопросам, научиться составлять процессуальные и иные документы.

Задачами практики являются:

- ознакомление с деятельностью юридических клиник;

- ознакомление с функциями и задачами юридической клиники;

- изучение внутренней документации;

- изучение законодательства РФ.

В своем отчете я расскажу подробнее о видах и деятельности юридических клиник, а также оказание бесплатной юридической помощи студентами в юридических клиниках.

 

Основная часть

 

Понятие «юридическая клиника» довольно многогранно и многие авторы дают свое понимание данного термина, но, по мнению большинства ученых, юридическая клиника – это, как правило, структурное подразделение высшего учебного заведения (осуществляющего подготовку юридических кадров), обеспечивающее сочетание теоретического и практического обучения студентов в целях оказания юридических услуг по правовой поддержке населения на безвозмездной основе. Недостаточная подготовка выпускников юридических факультетов к их последующей практической деятельности является достаточно актуальной проблемой в современной России. Обеспечение качественного юридического образования, отвечающего запросам развивающейся в нашей стране рыночной экономики, невозможно без практической направленности образовательных программ, каковой и является юридическая клиника. К настоящему времени юридические клиники созданы уже во многих вузах, осуществляющих подготовку студентов-юристов. Деятельность юридических клиник сегодня регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Во исполнение данного Закона в Свердловской области принят Закон Свердловской области от 05.10.2013 № 79-ОЗ «О бесплатной юридической помощи в Свердловской области», содержание которого не имеет существенных отличий от федерального Закона, за исключением отдельных положений регионального характера. Деятельность юридических клиник является важной инновацией учебного процесса для юридических факультетов. Клиническое обучение является серьезным дополнением стандартного юридического образования. Оно направлено на повышение качества подготовки профессиональных юристов посредством глубокого знания не только теоретических, но и практических аспектов юридической деятельности. Стоит отметить, что юрист в настоящее время имеет возможность оказывать влияние на формирование уровня правосознания и правовой культуры населения. Именно оказание бесплатной юридической помощи позволяет не только совершенствовать студенту свои профессиональные навыки, но и ощутить ответственность, как перед обществом, так и перед отдельными лицами. В свою очередь, граждане, которым оказывают такую помощь, не только получают возможность эффективно отстаивать свои интересы, но и повышают уровень своей правовой грамотности. Анализируя роль юридических клиник в современной России, исследователи, кроме образовательной функции, направленной на профессиональную подготовку квалифицированных юристов, выделяют еще несколько. В частности, это и:

- социальная функция, связанная с оказанием бесплатной юридической помощи населению;

- воспитательная, способствующая соблюдению при общении с клиентами норм профессиональной этики;

- коммуникативная, связанная с процессом развития социальных и межличностных отношений, навыков общения и взаимодействия с клиентами;

- научно-исследовательская, связанная с проведением научных исследований, проведением семинаров и конференций в сфере практического образования.

Юридические клиники, реализуя образовательную функцию через специально разработанные методики обучения, под руководством преподавательского состава, способствуют более глубокому усвоению студентами получаемых ими теоретических знаний путем оказания бесплатной юридической помощи малоимущим и социально-незащищенным гражданам. Будущий юрист в процессе профессиональной подготовки должен овладеть набором умений, таких как: - участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; - составлять юридические документы; - быть готовым предупреждать, пресекать, выявлять, раскрывать и расследовать правонарушения; - осуществлять экспертно-консультационную деятельность; осуществлять консультирование по вопросам права; - осуществлять правовую экспертизу документов.

В 40-е гг. XIX в. Д. И. Мейер обратился к руководству СанктПетербургского университета с предложением о создании юридической консультации для населения, в которой проходили бы практику студенты, обучающиеся праву. Однако его идея не получила поддержки в Санкт-Петербурге. Позже, уже будучи преподавателем Казанского императорского университета, Мейер учредил правовую клинику для обучения студентов. Она просуществовала около 10 лет. После закрытия клиники идея о развитии клинического юридического образования в России была забыта на несколько десятилетий. Начало XX в. ознаменовало оживленную дискуссию в литературе многих ученых-цивилистов о создании правовых клиник при учебных заведениях. И. С. Иосилевич, А. Люблинский, Г. Фроммгольд, Г. Ф. Шершеневич и многие другие высказывались за открытие такого рода правовых консультаций. «Однако реализовать проект юридической клиники в начале XX века так никому и не удалось, идея осталась невостребованной». Развитие клинического юридического образования в первой половине XX в. Было приостановлено в связи с напряженной геополитической обстановкой в мире. Первая правовая клиника в современной России появилась в 1995 г. на базе Петрозаводского государственного университета. 30 сентября 1999 г. Министерство образования Российской Федерации издало приказ о поддержке создания правовых клиник на правах структурных подразделений вузов. Этот документ во многом способствовал развитию клинического юридического образования в нашей стране. Сегодня в России действуют более 200 юридических клиник. Некоторые вузы создали целую сеть бесплатной юридической помощи, открыв юридические клиники в разных городах нашей страны. Следует отметить, что развитие клинического юридического образования выходит за рамки одной страны: создаются международные фонды по поддержке и развитию правовых клиник, проводятся семинары и конференции по совершенствованию клинического юридического образования. Деятельность этих клиник сводится преимущественно к оказанию юридической помощи населению. К сожалению, методическая сторона клинической деятельности большинства вузов пока не удовлетворяет современным требованиям. Методика клинического юридического образования, его организация и практика еще не получили в России необходимого уровня развития.

27 мая 2011 года был создан Центр развития юридических клиник. Он был учрежден специалистами в области клинического образования как организация, независимая от какого-то ни было высшего учебного заведения, органа государственной власти, политической партии или общественного движения, коммерческой или некоммерческой организации.

Деятельность Центра развития юридических клиник имеет несколько направлений:

развитие юридического клинического образования, распространение идей и методов юридического клинического образования, внедрение в вузах, занимающихся подготовкой юристов, иных практических методов обучения;

деятельность по унификации методов работы и принципов организации юридических клиник, включая выработку рекомендаций по методике и организации работы юридических клиник;

разработка и проведение специальных обучающих семинаров, тренингов, лекций, курсов и т.п. для преподавателей и студентов, занятых в работе юридических клиник по вопросам работы юридических клиник в России и за рубежом;

материально-техническая поддержка существующих и вновь создаваемых юридических клиник, создание единой службы юридических клиник;

налаживание взаимовыгодных связей между юридическим сообществом, юридическими вузами и факультетами, юридическими клиниками России, органами государственной власти, общественными организациями и аналогичными институтами зарубежных государств.

Категории лиц, имеющих возможность получить бесплатную юридическую помощь в клинике, определяются самой клиникой. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. №324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", основными категориями являются малоимущие граждане, инвалиды, пенсионеры и т.д. Однако, это вовсе не означает, что клиники не могут оказать помощь и другим слоям населения. В настоящее время большое количество юридических клиник оказывает бесплатную юридическую помощь всем категориям населения. Юридические клиники действуют в рамках системы бесплатной юридической помощи и являются ее неотъемлемой частью.

В каждой клинике имеются свои особенности, но можно выделить некоторые основные моменты.

1 прием: Посетитель приходит первый раз в юридическую клинику. Он подробно излагает консультанту суть проблемы, предоставляет документы. касающиеся вопроса, консультант снимает копии. После этого консультант оценивает сложность вопроса, советуется с куратором группы и либо дает ответ на вопрос посетителя (если вопрос очень простой), либо назначает повторный прием (что бывает в большинстве случаев).

2 прием: Как правило повторный прием назначается через неделю, либо две, в зависимости от клиники. За это время консультант успевать подготовить ответ на вопрос и посоветоваться с руководителем. На консультации консультант отдает ответ посетителю, обязательно разъясняя его. Если у посетителя не остается вопросов, то на этом консультация завершается.

Если у посетителя сложный вопрос, или несколько вопросов, то может потребовать 3, 4 и более приемов.

Качество юридической помощи зависит от нескольких факторов:

во-первых, у каждой группы студентов есть куратор - преподаватель или практикующий юрист, который в течение всей консультации помогает студентам верно решить дело. Но, здесь важным моментом является тот факт, что консультацию дает именно студент, а не куратор, поэтому посетитель не может требовать, чтобы его консультировал именно он.

во-вторых, когда студент начинает заниматься реальной проблемой, а не ищет ответ на вопрос из задачника, то здесь можно говорить о довольно высоком уровне ответственности. Конечно, можно сказать, что не все студенты ответственные и добросовестные, но в большинстве ВУЗов клиники являются делом добровольным, поэтому туда приходят уже заинтересованные в качественной работе студенты, и именно поэтому качество консультаций весьма высоко.

в-третьих, помощь в юридических клиниках не является сиюминутной, то есть в основном на первом приеме не дается ответ на вопрос (за исключением очень простых вопросов). Для подготовки качественного ответа у студента есть неделя-две (в зависимости от клиники). За это время он может изучить всю правовую базу, касающуюся данного вопроса, проанализировать судебную практику, если таковая имеется, проконсультироваться с куратором группы, а уже после этого дать посетителю готовый ответ. Обычно это происходит на втором-третьем приеме, в зависимости от сложности вопроса. Если же посетителю нужен срочный ответ на вопрос (например: составить иск к завтрашнему дню), то юридическая клиника не сможет ему помочь так скоро.

 

В настоящее время юридические клиники классифицируют по различным основаниям.

В зависимости от организационной формы выделяют следующие виды юридических клиник:

1. Интернатура, т. е. клиника, созданная вне вуза. Для создания интернатуры необходимы прочные деловые контакты вуза с юридическими фирмами или правоохранительными органами, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве. Эта форма организации клинического обучения имеет ряд своих преимуществ − она не требует от учебного заведения финансовых затрат на создание материальной базы и кадровое обеспечение и не вынуждает рекламировать свою деятельность и «искать» клиентов. В то же время значительным недостатком интернатуры является ослабление связи студента с учебным заведением на период работы в организации.

2. Клиника, созданная при вузе, избавляет от отмеченных выше недостатков интернатуры, создавая ряд трудностей для руководства факультета: согласование деятельности клиники со стандартным учебным планом вуза, проблемы материальной базы (помещение, соответствующее оборудование, средства на организацию и поддержание работы клиники), решение вопроса об учете нагрузки руководителей клиники и оплате их труда

 

По характеру изучаемых тем и принимаемых к рассмотрению проблем выделяют:

1. Клиники общей практики.

2. Специализированные клиники (по категориям дел: по экологическим вопросам, по жилищным вопросам, по трудовым вопросам, по социальным вопросам, по правам потребителей и т. п.; по категориям клиентов: несовершеннолетние, заключенные, пострадавшие от насилия, беженцы и вынужденные переселенцы и т. п.)

 

Основополагающими целями юридических клиник являются:

- подготовка юристов профессионалов;

- повышение у населения правовой культуры;

- оказание бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения;

- обучение студентов к приему граждан клиентов клиники.

 

Клиническое юридическое образование позволяет студентам не только получить различные практические навыки, но и достичь следующих результатов:

- значительно возрастает уровень профессиональных знаний и умений студентов, расширяется их юридический кругозор;

- отрабатывается способность организовывать и координировать деятельность по решению правовых вопросов, вырабатывается самостоятельный подход к делу;

- приобретается необходимый минимум подготовки для работы в качестве юрисконсульта. [1]

 

Изученные нормативно-правовые акты

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.

Федеральный закон устанавливает основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Федеральным законом разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также определяются полномочия в указанной области Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов прокуратуры Российской Федерации.  [1]

 

Закон города Севастополя от 6 августа 2018 года № 437-ЗС «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе».

Статья 2. Право на получение бесплатной юридической помощи

1. Право на получение бесплатной юридической помощи имеют граждане Российской Федерации (далее – граждане), проживающие на территории города Севастополя.

2. Иностранным гражданам и лицам без гражданства бесплатная юридическая помощь оказывается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания города Севастополя в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

К полномочиям Законодательного Собрания города Севастополя в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью относятся:

1) издание законов города Севастополя, устанавливающих дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение их исполнения;

2) осуществление контроля за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью;

3) иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Севастополя в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. [3]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: