Детям предлагаются карточки (настольная игра Белопольской) с изображением зверей в разном настроении. Учащиеся угадывают настроения и пытаются сами передать его мимикой.
Затем обсуждаются все предложенные варианты выражения эмоций. Вводятся понятия мимики и жеста, как средства выражения эмоций.
Угадай эмоцию
Ведущий предлагает детям ситуацию: «Друг взял у тебя книгу на один день, а не отдает уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь реплику, которая у тебя на карточке».
Примеры ответов детей:
1. Если ты не принесешь мне завтра же книгу, то тебе не поздоровится! Предупреждаю!
2. Извини, но мне очень нужна книга.
3. Немедленно верни книгу!
4. Ты – нахал! Почему не принес мне книгу?!
5. Послушай, что с тобой случилось? Ты здоров? Я волнуюсь, ты не принес мне книгу, может я зайду к тебе?
6. Пожалуйста, принеси мне книгу, она мне нужна. Если захочешь, то я тебе потом дам ее дочитать.
Обсуждение
Предлагается подумать, каким был твой ответ:
«сдержанный» - сделай вид, что не сердишься,
«агрессивный» - мне плохо, тогда и тебе будет плохо,
«мирный» - скажи о своих чувствах так, чтобы это никому не причинило вреда
- Выберите самый преемлимый ответ.
Игра «Угадай настроение»
Ведущий предлагает каждому изобразить при помощи позы и мимики эмоцию радости.
Для этого нужно вспомнить какое-то радостное событие из своей жизни. Задание выполняется с закрытыми глазами.
5. Анализ занятия
Анализируя разные способы выражения эмоций важно подвести детей к выводу, что эмоцииочень трудно подавлять, это необязательно, если человек умеет их выражать
мирно, не разрушая дружеские отношения и не нанося вред своему здоровью. Этому нужно учиться.
Занятие 2. Как победить страх
Цели:
— предупреждение и коррекция страхов.
Материалы:
— рассказ “Ночные страхи”;
— бумага и цветные карандаши.
Ход занятия:
Рисуем свой страх
Ведущий задает детям вопросы:
— Что такое страх?
— Нужен ли страх? (предупреждение об опасности)
— Чего боитесь вы?
Ведущий предлагает детям нарисовать свой страх. Затем все рисунки вывешиваются на доску, и все дети рассматривают их.
2. Работа с текстом
Ведущий читает детям рассказ «Ночные страхи»
Вот уже несколько ночей подряд Топтышка не спал. Как только выключали свет, и становилось темно и тихо, в углу комнаты, что–то начинало шевелиться и блестеть. Это очень пугало Топтышку, он залезал под одеяло с головой, закрывал глаза и уши, но страх все равно не давал ему уснуть. Но однажды Топтышка не выдержал, встал с кровати и громко сказал:
— Эй, кто там? Ты кто такой? Отвечай сейчас же!
В углу все сразу стихло. Топтышка спросил еще раз:
— Есть там кто–нибудь?
Эти слова помогли ему немного успокоиться, и он уже не так боялся. Через некоторое время в углу снова что–то зашевелилось, и раздался очень тихий, робкий голос:
— Ты не мог бы мне помочь?
— Помочь?! — переспросил Топтышка — разве Привидению нужна помощь?!
Он считал, что привидения могут только пугать.
— Если тебе нужна помощь, то выходи из угла и давай поговорим — сказал Топтышка
— Хорошо, только ты, пожалуйста, не бойся меня, — раздался шепот из угла, и оттуда вышло маленькое пушистое Привидение с добрыми светящимися глазами.
Приведение рассказало Топтышке, что давно хотело познакомиться с кем–нибудь, но почему–то все пугались и убегали от него.
— Меня можно увидеть только в темноте, — сказало Привидение, — но темнота многих пугает, а я так хочу, чтобы кто–нибудь научил меня танцевать.
— Если ты хочешь, — сказал Топтышка,– то я с удовольствием научу тебя танцевать.
Он взял Приведение за руки, и они начали весело кружиться и подпрыгивать.
Обсуждение
— Чего боялся Топтышка??
— Чего боялось Приведение?
— Как им удалось справиться со страхом?
— Можно ли сказать, что страх — это боязнь неизвестности?
— Как справиться с неизвестностью?
— Вам удавалось справляться со страхом?
4. Игра “Найди способ выйти из круга”
Все дети встают в круг, взявшись за руки. Один ребенок стоит внутри круга и должен постараться любым способом выйти из него.
Работа с рисунками
Ведущий предлагает детям нарисовать рядом со своим страхом себя (как можно крупнее), а затем зачеркнуть свой страх и оставить только себя. Если кому–то жаль зачеркивать свой рисунок, можно предложить назвать рисунок по–другому, например, “Чего я уже не боюсь”.
Комментарии для ведущего:
Это занятие направлено на предупреждение и коррекцию детских страхов. Его можно построить на содержании тех страхов, которые характерны для конкретной группы детей (по обращениям родителей).
ТЕМА: Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние
Занятие 3. Прогоняем злость
Цели:
- предупреждение агрессивных состояний детей;
- обучение способам снятия агрессивных состояний
Материалы:
- мячики из паралона,
- подушка;
- запись веселой музыки
Ход занятия:
Разминка
Детям предлагается вспомнить ситуацию, когда они очень разозлились, и изобразить свое состояние с помощью мимики и жестов.
Ведущий задает детям вопрос:
- Для чего нужна эмоция злости (предварительно обсуждается, что все эмоции нужны человеку)?
Подвести ребят к выводу о необходимости защиты чести и достоинства своего и других людей.
Игра «Воробьиные бои»
Эта игра на снятие физической агрессии. Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Проигрывает тот, кто упадет или уберет руки с колен.
Работа по теме занятия
Предложить учащимся закончить предложение:
-Я злюсь, когда……
-Я с трудом сдерживаю злость, если…..
-Мне трудно скрыть раздражение, когда…..
После высказываний о вопросы для бсуждения:
- В чьих ответах, злость не имела основания и скорее нужно было злиться на себя? Ведущий поясняет, что злость (гнев) можно перепутать с азартом, страхом, с напряжением.
- Как можно справляться с нахлынувшим раздражением?