Умение слушать других людей

 

Занятие 10. Учимся слушать друг друга

 

   Цели:

        -подвести к значимости собственного «Я»;

          - учить понимать необходимость жить в согласии с собой и другими.

 

      Материалы: - тетради, бланки теста «Умеешь ли ты слушать?»

 

  Ход занятия

Вступление

Ведущий спрашивает ребят:

- Кто может ответить на вопрос домашнего задания и сравнить понятия «слушать»

- и слышать»?

- Подумайте, почему человеку даны 2 уха, 2 глаза и только один язык?

- Важно ли, чтобы тебя слышали?

Работа по теме занятия

   - Что для вас является самым ценным в жизни?

    (ответы записываются на доске)

Далее ведущий задает учащимся вопросы для обсуждения:

- Когда человеку бывает хорошо? (когда его любят, когда он здоров, когда его понимают).

- Когда человека понимают? (когда его слушают)

- Умеете ли вы слушать?

   Тест «Умеете ли вы слушать?»

 Каждый получает бланк с вопросами:

-Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

-Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

-Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

-Ты часто перебиваешь собеседника?

-Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

-Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?

-Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Анализ: Чем больше +, тем меньше вы умеете слушать.

- Что мешает нам слушать других? (неинтересно, не хотим тратить энергию, думает о

- своем, сразу хотим дать ответ и т.д.)

- Часто люди не слушают, потому, что боятся услышать что-то неприятное для себя. 

- Подумайте и скажите, когда и почему мы не слушаем других.

  Игра «Испорченный телефон»

Участники по цепочке передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящему с краю учащемуся. Все, «по цепочке», передают соседу на ухо то, что удалось услышать. Последний вслух произносит то, что он услышал

  Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Анализ занятия

-Трудно ли было оценивать себя?

-Что нового вы узнали о себе?

-Оцените в баллах занятие.

 

 

Занятие 11. Пойми меня

 

Цель: - формировать у учащихся умение понимать друг друга. 

                - стимуляция поведенческих изменений. 

                  

Материалы: - бланки с пословицами на каждого учащегося.

 

  Ход занятия

Разминка

 Игра-шутка «Пойми меня» 

Участники разбиваются по трое, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Дается задание договориться о подарке другу.

 

Работа по теме занятия

1.Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Мы достаточно хорошо знаем своих одноклассников, и сейчас проверим, так ли это.

Ведущий раздает участникам бланки с пословицами и каждый выберет ту, которая наиболее подходит к его жизненной позиции и соответствует его мнению.

Нет такого человека, чтобы век без греха;

Всякая неправда-грех;

От судьбы не уйдешь;

Риск - благородное дело;

Денег наживешь-без нужды проживешь;

Когда деньги говорят-правда молчит;

И с умом воровать – беды не избежать;

Раз украл-навек вором стал;

Кто сильнее-тот и прав;

С кем поведешься-от того и наберешься;

Умная ложь-лучше глупой правды;

Убежал-прав, а попался-выноват

.

Ведущий просит участников объяснить выбор той или иной пословицы и ее смысл.

 Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу и обосновать почему. 

Можно предложить (не называя) показать пословицу при помощи пантомимы, а участники отгадывают.

 

Анализ занятия

- Хорошо ли мы знаем друг друга?

- Важно ли учиться понимать друг друга?

- Оцените, кто лучше всех сегодня показал способность понимать других.

 

Занятие 12. Настоящая дружба

 

Цель:  - помочь детям осознать качества настоящего друга;

        -подвести к пониманию собственного умения дружить.     

Материалы: - коробочка и карточки с именами детей группы 

 

  Ход занятия

Разминка

Детям предлагается дописать предложения:

«Настоящий друг – это тот…..»

«Друзья всегда…..»

«Я могу дружить с такими людьми, которые….»

«Со мной можно дружить потому что…..»

Ведущий предлагает (по желанию) поделиться своими ответами.

Работа по теме

Расскажи о своем друге.

Ведущий предлагает детям рассказать о своем друге, не называя его имени. Постараться вспомнить все самое хорошее о нем.

Обсуждение

-Обязательно ли друг должен быть во всем похож на тебя?

-Нужно ли настаивать на том, чтобы твой друг соглашался во всем с тобой?

-Что вы цените в дружбе?

-Чего вы ждете от своего друга?

-Что вы делаете для своих друзей?

Игра «Тайный друг»

Ведущий предлагает учащимся поиграть в игру в течение следующей недели. Каждый участник вытягивает по жребию имя ученика, для которого он будет делать тайные приятные сюрпризы.

В течение следующей недели каждый становится «таинственным другом» того, чье имя он вытянул. «Таинственный друг должен незаметно делать небольшие приятные сюрпризы для своего друга, которые могут приносить радость, улыбку, и удовольствие. Сюрпризы должны устраиваться так, чтобы подопечный не мог догадаться, от кого он их получает. Через неделю игра закончится, и все будут отгадывать своего тайного друга.

Четвертый класс

К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность и способность к саморегуляции. Чаще всего учебные трудности детей в средней школе вызываются именно недостаточным уровнем их развития.

Конечно, такие сложные образования, как рефлексия, саморегуляция и произвольность, в этом возрасте только формируются. Однако, переход к ситуациям общения, требующим решения нравственных проблем и моральной саморегуляции поведения, происходит именно на этапе перехода от детства к отрочеству.

 В этот период развития отмечается явное снижение интереса учащихся к процессу обучения. Появляются такие симптомы, как отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями, нарушение правил поведения в школе. Вместе с тем, четвертый класс - это последний возрастной период, когда мы еще можем успешно влиять на ребенка, помогая ему решать возникающие проблемы, используя такую возрастную особенность, как открытость его души.

 Многие темы, предложенных нами занятий для третьеклассников, остаются актуальными и в четвертом классе, поэтому их полезно повторять с некоторыми добавлениями и расширениями, учитывая возросшие возможности детей, расширяя и усложняя тематику.

 

 

 

 Умение выходить из конфликтных ситуаций

Занятие 1. Барьеры общения

Цель: -дать учащимся представление о вербальных барьерах общения;

          - обучать поиску альтернативных вариантов поведения;

          - обучить детей анализу различных состояний.

Материалы: тетради для записи.

Вступление

Ведущий предлагает вспомнить, высказывание:

«Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены».

  Обсуждая ответы учеников, подвести к пониманию барьеров (стен) в общении.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: