ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(35 часов, 1 час в неделю)
№ урока | № в теме | Тема урока | Дата урока | Примечание | ||||
план | факт | |||||||
РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (5 ч.) | ||||||||
1 | 1 | Введение Что изучает география. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования. Особенности организации собственных географических наблюдений. | ||||||
2 | 1 | Тема 2. Представление о Земле в древности Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. | ||||||
3 | 1 | Тема 3. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Практическая работа № 1 «Работа с картой «Имена на карте». | ||||||
4 | 1 |
| ||||||
5 | 1 |
| ||||||
| ||||||||
| ||||||||
6 | 1 | Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года | ||||||
7 | 2 | Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Практическая работа № 3 «Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года». | ||||||
РАЗДЕЛ III. Изображение земной поверхности (10 ч.)
| ||||||||
8 | 1 | Тема 1. Изображение земной поверхности Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. | ||||||
Тема 2. Ориентирование на местности (2 ч) | ||||||||
9 | 1 | Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. | ||||||
10 | 2 | План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Практическая работа № 4 «Определение положения объектов относительно друг друга». | ||||||
11 | 1 | Тема 3. Географическая карта – особый источник информации Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Практическая работа № 5 «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте». | ||||||
Тема 4. Градусная сеть: параллели и меридианы (6 ч) | ||||||||
12 | 1 | Географические координаты: географическая широта. | ||||||
13 | 2 | Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов. | ||||||
14 | 3 | Определение географических координат различных объектов. | ||||||
15 | 4 | Контрольная работа №1 | ||||||
16 | 5 | Определение географических направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | ||||||
17 | 6 | Практическая работа № 6 «Определение координат географических объектов по карте». | ||||||
| ||||||||
Тема 1. Литосфера (4 ч) | ||||||||
18 | 1 | Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. | ||||||
19 | 2 | Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. | ||||||
20 | 3 | Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Практическая работа №7 «Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа». | ||||||
21 | 4 | Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. | ||||||
| ||||||||
22 | 1 | Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. | ||||||
23 | 2 | Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Практическая работа № 8 «Определение средних температур, амплитуды и построение графиков». | ||||||
24 | 3 | Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Влажность воздуха. | ||||||
25 | 4 | Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра.Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Практическая работа № 9 «Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности». | ||||||
26 | 5 | Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. | ||||||
Тема 3. Гидросфера (3 ч)
| ||||||||
27 | 1 | Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. | ||||||
28 | 2 | Острова в океане. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. Движения воды в океане. – волны, течения. Жизнь в океанах и морях. Богатства вод Мирового океана. Океан и человек. | ||||||
29 | 3 | Воды суши. Реки на географической карте и в природе: строение речной системы, характер, питание и режим рек. Пороги и водопады. Работа рек. Реки мира. Озера, их разнообразие по площади, происхождению. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. Практическая работа №10 «Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии». | ||||||
30 | 1 | Тема 4. Биосфера Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. | ||||||
31 | 1 |
| ||||||
32 | 1 | Контрольная работа №2 | ||||||
РАЗДЕЛ V. Человечество на Земле (2 ч.)
| ||||||||
32 | 1 |
| ||||||
33 | 1 |
| ||||||
34 | 1 | Повторение | ||||||