Словарь эпитетов

СЧАСТЬЕ - субъективно переживаемое состояние единства сущности и существования личности, воспринимаемое в индивидуальной системе отсчета как аксио-логически-эмоциональный позитивный максимум.

В классической философии С. трактовалось, как правило, в этическом своем аспекте (потенциальное С. как результат достойной жизни и исполнения нравственного долга), задавая традицию эвдемонизма, и в аспекте психологическом (актуальное С. как состояние). В неклассической философии 20 в. феномен С. артикулируется, прежде всего, в экзистенциальном своем аспекте (см. Экзистенциализм). Даже далекие от непосредственно экзистенциалистской традиции авторы 20 в. интерпретируют С. в свете достижения человеком единства сущности и существования, - так, например, Парсонс, анализируя "типовые переменные деятельности", фиксирует в качестве дихотомии соотношение "достигаемого" (т.е. конституируемого в результате ориентации на общезначимые социальные характеристики, обеспечивающие идентификацию субъекта с определенным социальным статусом) и "предопределенного" (т.е. созидаемого в результате ориентации на имманентно личностные характеристики). Второй важнейшей особенностью философской трактовки С. в культуре 20 в. является ослабление (если не отказ от) классической презумпции, согласно которой С. является в принципе нерефлексируемым феноменом (ср. известная ситуация Мефистофеля у Р.Бернса: "И невдомек ему, что счастье - тут! // Предчувствия счастливых не терзают. // Они конца мучительно не ждут, // Безоблачно не зная о начале... //... Но сколько бы сдалось, синьор, // Когда б взамен "Остановись, // Мгновение!", Вы бы в договор // Внесли "Мгновение, вернись!"..."). Согласно классическому пониманию С., любая попытка рефлексии над собственным С. как состоянием переводит субъекта в состояние аналитики или сознательно рассудочной социальной адаптации (по оценке М.Ларошфуко, в этой ситуации "нас мучает не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами"). Такая установка классики была связана с тем, что в контексте социального времени (см. Социальное время) феномен С. трактовался как локализуемый лишь непосредственно в настоящем, но не в будущем (см. Надежда) или прошлом. В отличие от этого, парадигма трактовки С. как экзистенциального феномена органично включает в себя такой его аспект, как С. осознанного (и в силу этого максимально глубокого) переживания единства собственных сущности и существования, что предполагает рафинированный рефлексивно-интроспективный самоанализ.

В этом контексте С. трактуется как феномен состоявшейся самореализации личности, что предполагает, с одной стороны, объективацию внутреннего потенциала субъекта (коммуникативного, когнитивного, творческого и т.д., а в идеале - всего спектра возможностей личности), с другой - принятие (признание) этой объективации другими субъектами, которые могут быть представлены как персонально индивидуализированными субъектами, так и абстрактными социальными группами. Феномен Другого оказывается, таким образом, принципиально важным для интерпретации С. в философии 20 в.: именно Другой выступает тем "зеркалом", в амальгаме которого субъект может увидеть себя счастливым, т.е. тем социокультурным механизмом, посредством которого оказывается возможным не только С. как таковое, но и личность вообще (см. Другой, "Воскрешение субъекта"). В контексте ориентации современной философии на лингвистический анализ языковой среды обитания человека (см. Антипсихологизм, Постмодернистская чувствительность) актуальным становится этимологический анализ соответствующих понятию "С." слов в различных языковых традициях. Осмысление феномена С. в опыте носителя той или иной культурной традиции конституирует универсалию культуры "С.", центрирующую собой все семантико-аксиологические аспекты характерных для данной культуры универсалий субъектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры), причем этимология соответствующего слова в различных языках фиксирует социокультурные особенности осмысления данного понятия в различных традициях: ср. англ. happiness (от hap - случай, happen - случаться, происходить, hapless - несчастный, злополучный, happening - событие как однокоренное со словом "С", т.е. в осмыслении феномена С. фиксируется аспект события, случайно выпавшего шанс: С. как то, что случается, исполняется, имеет состояться; русск. "счастье" (от "часть", "участь", т.е. в осмыслении С. фиксируется аспект исполненности судьбы, С. как единство со своей участью (с-часть-е): не пройти мимо нее, своей участи, исполнить, свершить - см. Судьба) и т.п. В современной философии постмодернизма трактовка феномена С. осуществляется в контексте нарратологии, что ведет к его переосмыслению в качестве феномена, имеющего нарративный характер (см. Нарратив). М.А. Можейко

Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. – Мн., Книжный Дом. 2003.

 

У этого термина существуют и другие значения, см. Счастье (значения).

Сча́стье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.

Вплоть до сих пор феномен счастья изучается философией — этикой и психологией. Однако ввиду того, что конкуренция идеологий приобретает особо острый характер, требуется строго научный подход к данным исследованиям. Это рождает необходимость создания особой науки (напр., «фелицитологии» или «эвдемологии»)

    В философской, психологической и научной литературе имеется масса вариантов определения, в том числе:

Парафразы вышеприведённого:                                                                                                                                                                      

Счастье — осознавание позитивности контекста собственного существования.

Счастье — мера успешности в реализации индивидуального экзистенциального проекта. Это определение с одной стороны допускает количественную оценку, а с другой предполагает качественное многообразие (Д.Галати).

   Счастье — внутреннее чувство гармонии и удовлетворенности, полученное в результате событий или действий.

Определения через отрицание:

Счастье — состояние души, при котором нет чувства горя и тоски (чувства утраты)

Неполные определения:

Счастье — чувства сами по себе, но чувства положительные, чувства радости и любви

Альтернативные определения:

Счастье — естественное состояние сознания, чувство, которое со временем и нагромождающимся грузом психологических проблем и комплексов постепенно исчезает. Это состояние большинством людей ощущается наиболее ярко только в раннем детстве

Слово «счастье» иногда используется также как синоним понятия «удача».

Характеристики счастья.

 Условия существования счастья.

Форма существования счастья — протекание (неизменчивость сути при изменении составляющих). Наборы источников счастья рождают разные наборы психологических состояний, составляющих счастье (переживаний, эмоций, настроений и др.).

Их изменение является психологическим процессом, но самого счастья не меняет, и оно остаётся психологическим состоянием.

Разновидности счастья.

Строго говоря, разновидностей счастья не существует. Термины, схожие по смыслу (радость, удовлетворение, наслаждение, благодать и др.) суть лишь психологические состояния, рождающие счастье в своей совокупности (см. Составляющие счастья) и синонимами счастья могут являться лишь в обиходной, но не в научной речи.

В художественной литературе.

Как правило, определение счастья в художественных текстах частично: содержит одну или несколько составляющих (перечисление источников счастья, условия протекания и др.) и научными не являются. Нередко они попросту искажают суть понятия. Несмотря на это, художественные тексты могут и должны служить материалом для научных исследований.

Примеры:

Счастье — это совмещение полезного с приятным (Современный устный фольклор)

Счастье — это когда тебя понимают (Киносценарий «Доживем до понедельника»)

Счастье — это когда сбывается мечта, когда получаешь то, чего больше всего на свете хочется, когда достигаешь того, к чему долго и упорно стремишься. Счастье ограниченно и скоротечно, потому что в жизни всегда появляются новые мечты, новые желания и новые цели. Первое счастье в жизни человека — молоко матери. Оно тоже ограниченно и скоротечно.  (Источник не указан)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: