Подраздел 2: Программа юридического клинического образования: назначение, содержание и формы обучения

 Юридическая клиника рассматривается многими отечественными учеными (Е. В. Кондратьева, Е. В. Слепченко) как инновационный способ обучения будущих юристов практической деятельности.

Содержание программ клинического юридического обучения различается в зависимости от сложившейся модели клиники. А модели формируются под влиянием следующих факторов:

– специализация в правовой области по признаку отраслевого деления права: клиники бывают общеправовыми и специализированными;

– специализация по видам оказываемой помощи: есть клиники, ведущие только справочно-консультативную работу с письменными обращениями, клиники, оказывающие консультативную помощь, клиники, осуществляющие судебное представительство;

 – специализация по способам разрешения правовых проблем: медиация в правовых конфликтах;

– способов организации работы (приём посетителей в стационарном помещении, интервьюирование с одновременным консультированием путём организации выездов, работы по документам, консультирование по телефону);

– уровня подготовленности (курса и показателей успеваемости) студентов, допущенных к обучению в клинике;

– правила и технологии работы с клиентами из числа работников бюджетной сферы в области защиты из социально-экономических прав. Учеба в клинике включена в программу факультета как система дисциплин по выбору.
Подраздел 3: История возникновения юридической клиники в России и в мире.

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 г. Д. И. Мейер, который считал, что для студентов очень полезно присутствие при юридических консультациях и посредническом разбирательстве и предлагал учредить особые юридические клиники − по примеру медицинских факультетов, где проходила обязательная практика будущих врачей. В дальнейшем он организовал юридическую клинику в Казанском университете Инициатор создания «юридических клиник» стремился привить студентам искреннее служение на поприще права и справедливости. В конце XIX – начале XX века в России активно обсуждался учеными, преподавателями, практиками вопрос о постановке клинического преподавания на юридических факультетах. В этот период в России стал широко использоваться термин «юридическая клиника».

В 1897 г. кишиневский присяжный поверенный И. С. Иосилевич сформулировал задачу юридической клиники: «Вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте пред читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны, этим путем лучше усвояется самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника….» [2]. Следуя своей программе, Иосилевич опубликовал в «Юридической газете» (за 1897−1898 г.) цикл из 30 практических статей под общим названием «Юридическая клиника».

Профессор А. Люблинский, сравнивая постановку преподавания предметов на юридическом факультете с системой преподавания, принятой на других факультетах, говорил о том, что, если на медицинском, естественном, математическом, филологическом факультетах значительная часть учебного времени посвящается практическим занятиям, то студенты-юристы постоянно имеют дело лишь с книгами и лекциями, изучая право исключительно теоретически и оставаясь почти без всякого знакомства с юридической практикой. Такая система в результате приводит к весьма печальным последствиям.

Основными принципами деятельности клиники являются: служение праву (законность); гуманизм (социальная справедливость); добросовестность; добровольность участия; профессионализм; конфиденциальность.

Основными целями деятельности клиники являются: расширение возможностей доступа граждан к юридическому обслуживанию; оказание бесплатной информационно-правовой помощи социально незащищенным слоя населения; повышения уровня правового сознания населения путем пропаганды юридических знаний; формирование студенческого правозащитного сообщества; воспитание студентов в духе уважения принципа верховенства права, справедливости и человеческого достоинства; повышение уровня и закрепление полученных студентами теоретических знаний; приобретение студентами старших курсов профессиональных умений и навыков и создание тем самым необходимых предпосылок для адаптации студентов к условиям современной юридической практики; совершенствование педагогического мастерства преподавателей, участвующих в работе клиники, и учебного процесса в целом; установление и развитие сотрудничества с государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями в интересах деятельности клиники и Академии в целом.

Обучение в клинике – это первый шаг к получению профессиональных навыков работы юриста. Так называемый метод «клинического образования» основан на таких принципах, как погружение студента в проблему, учеба через действие, учеба через диалог. Обучение в клинике не должно ограничиваться только консультированием, важно, чтобы полученные знания и навыки отрабатывались в деловых и ролевых играх, на специальных тренингах, где студенты учатся проводить интервьюирование клиента; общаться с «трудными» клиентами; консультировать клиентов и составлять юридические документы [4].

Нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность юридических клиник в РФ:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: