Серебряный век» в русской культуре

На рубеже XIX-XX вв. происходило становление новых областей науки (воздухоплавания, ракетодинамики, биохимии, радиогеологии и пр.).

В области гуманитарных наук большое значение приобрела философия, в особенности религиозная, основы которой были заложены еще в конце XIX в Владимиром Сергеевичем Соловьевым. Эпоха религиозно-философского ренессанса отмечена целым созвездием блестящих мыслителей (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Д.С.Мережковский, Г.П.Федотов и др.), философия русского космизма (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский).

Философско-религиозный ренессанс стал основанием целого направления в культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие. По словам академика Д. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования, по сути, преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

Литература Серебряного века продолжила реалистическое направление и одновременно выразилась в новых художественных течениях: неоромантизме, декаденстве, многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. В то же время идею соединения религиозно-мистических мотивов с защитой традиций крестьянской культуры исповедовали крестьянские поэты. Ни одна эпоха не дала такого числа литературных течений и такого обилия деклараций собственной исключительности. На небосклоне русской вспыхнули десятки звезд первой величины - от К.Д.Бальмонта и А.А.Блока до Н.С.Гумилева и совсем молодых М.И.Цветаевой, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой.

Открытие в Москве в 1898г. Художественного театра, основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, стало невиданным сценическим экспериментом. В то же время и не менее интересно в русском театре экспериментировал родоначальник метафорического театра В.Э.Мейерхольд.

Развитие музыкального театра эпохи также связано с поисками новых форм как в императорских, так и в частных. В творчестве композиторов нового поколения усиливался интерес к философско-этическим проблемам и к самым современным формам (модернизм).

Появление новых строительных материалов позволило применять новые художественные приемы, стили. Архитекторы рассматривали детали средневекового зодчества сквозь призму модерна и создавали особое его направление - неорусский стиль, неоромантизм. Модерн - один из наиболее последовательных стилей в архитектуре, так как подразумевает ансамблевый подход, гармоничное сочетание архитектуры, интерьера, скульптуры, живописи, декоративной отделки. Как и архитектура, скульптура освобождалась от эклектизма. Связано это с влиянием импрессионизма.

Начало ХХ века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. В живописи взамен реалистического метода также утверждались импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, примитивизм, абстракционизм (А.П.Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я.Головин, И.Я.Билибин, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, М.А.Врубель, В.А.Серов, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкин и другие).

Русская наука, естественно-научная мысль вышла на одно из первых мест в мировой науке (И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, Н.И.Пирогов, Д.И.Менделеев, А.С.Попов, П.Л.Чебышев, И.И.Павлов и др.).

Серебряный век русской культуры - время исканий и замечательных находок, ставших вкладом не только в русскую, но и мировую культуру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: