Особенности профессионального взаимодействия

Ø профессионализм (знание дела): высокий

Ø четкое исполнение служебных обязанностей: да

Ø уровень профессионального взаимодействия с

клиентом: высокий

Ø характер отношений с коллегами: позитивный

Ø психологический климат в коллективе: позитивный

Ø поведение: доброжел.

 

5) личностные особенности испытуемого:

 

Степень выраженности

отсутствует низкая ниже сред. средняя выше средн. высокая слишком высокая
энергичность, активность           +  
доброжелательность         +    
интерес к людям     +        
сочувствие, сопереживание     +        
сдержанность         +    
стрессоустойчивость       +      
уважение личности клиента         +    
принятие клиента         +    
позитивный настрой           +  
целенаправлнность       +      
исполнительность         +    
развитость познавательных процессов           +  
сообразительность           +  
гибкость мышления           +  
ответственность         +    
стремление к профессиональному росту       +      
самооценка         +    

Содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий

Ø усталость: иногда

Ø мотивация: средняя

Ø напряженность: часто

Ø апатия, безразличие: редко

Ø болезн. состояние: редко

Ø стресс: редко

Ø потеря интереса к работе: очень редко

Обработка данных:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

«напряжение»

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств – 3 - не сложившийся симптом;

2) Неудовлетворенность собой – 8 - не сложившийся симптом;

3) «Загнанность в клетку» - 15 – складывающийся симптом;

4) Тревога и депрессия – 5 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе – 31 – фаза не сформирована.

«резистенция»

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – 25 – сложившийся симптом; доминирующий;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация – 9 - не сложившийся симптом;

3) Расширение сферы экономии эмоций – 23 – сложившийся симптом; доминирующий;

4) Редукция профессиональных обязанностей – 27 – сложившийся симптом; доминирующий;

Общее кол-во по фазе – 84 – сформировавшаяся фаза.

«истощение»

1) Эмоциональный дефицит – 27– сложившийся симптом; доминирующий;

2) Эмоциональная отстраненность – 8 - не сложившийся симптом;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация) – 15 – складывающийся симптом;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения - 8 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе – 58 – фаза в стадии формирования.

Общее кол-во по всем 3-м фазам – 173.

2. «Опросник на “выгорание”» MBI

1) «эмоциональное истощение» - 33 (максимальная сумма баллов – 54).

2) «деперсонализация» - 7 (максимальная сумма баллов – 30).

3) «редукция личных достижений» - 28 (максимальная сумма баллов – 48).

Общая сумма – 68.

3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

(15-28)+50=37 – умеренная тревожность

4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга

(29-21)+35=43 – умеренная личностная тревожность

 

Анализ результатов

 

Исследование показало, что при умеренном уровне реактивной и личностной тревожности по шкале тревога и депрессия (методика В.В. Бойко) наблюдается низкий уровень формирования данного симптома. Так, у испытуемого А, по результатам Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) и Тесту личностной тревожности Ч. Спилберга наблюдается умеренная тревожность и, в свою очередь, по Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, в фазе «напряжение» тревога и депрессия является не сложившимся симптомом. Аналогичные результаты были получены у испытуемого Б.

Данное наблюдение подтверждает гипотезу исследования, выдвинутую в начале работы, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Также интересно сравнить результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей. Так, у испытуемого А редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а по шкале «редукция личных достижений» уровень выше среднего - 27 баллов (максимальная сумма по данному показателю баллов – 48).

У испытуемого Б были получены следующие результаты: редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а шкала «редукция личных достижений» показала высокий уровень - 28 (максимальная сумма баллов – 48).

Таким образом, результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей являются соответствующими и взаимодополняющими. Это может служить подтверждением валидности методик и всего исследования.

Полученные в результате данные, позволяют судить о тех факторах (как внутренних, так и внешних), которые наиболее негативно сказываются на профессиональной деятельности социального работника, а также на других сферах его жизнедеятельности. Данные методики дают возможность выявить сильные и слабые стороны всего рабочего процесса, а также позволяют увидеть связь между различными симптомами и факторами.



Выводы

 

В результате проведенного исследования были выявлены факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также был определен уровень эмоционального выгорания и личностной тревожности у двух испытуемых.

Данные, полученные в ходе работы, были проанализированы и сопоставлены между собой.

Необходимость исследований, направленных на определение уровня эмоционального выгорания социальных работников очевидна по многим причинам.

Во-первых, деятельность связанная с постоянным общением с людьми может быть причиной эмоционального истощения работника, что негативно сказывается на всех сферах его жизни.

Во-вторых, для того чтобы предотвратить и по возможности снизить негативное влияние профессиональной деятельности на человека, надо четко определить те слабые стороны, которые наиболее подвержены отрицательному воздействию.

Также важно разделять внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность профессионала. Так, например, ко внешним факторам можно отнести условия работы, число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня и др. Тогда как ко внутренним факторам могут относится личностные особенности социального работника.

Чем выше уровень профессионализма социального работника, тем менее он подвержен негативным воздействиям своей деятельности. Но в то же время, стаж работы, условия организации рабочего места, личная удовлетворенность своей работой и многое другое играют немаловажную роль в успешной профессиональной деятельности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: