Причины нарушений речи делятся на:
1. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость.
2. Социальные факторы развития речевых нарушений связаны с депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие могут оказывать двуязычие, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих.
Дети с дефектами речи — это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении. Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи являются ограниченность мышления, затруднения в чтении и письме, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Неярко выраженные дефекты речи устраняются в результате логопедических упражнений, остальные требуют обучения детей в специальных образовательных учреждениях.
|
|
У детей с речевыми расстройствами, вызванными органическими поражениями мозга, отмечаются повышенная утомляемость, раздражительность, возбудимость, двигательная расторможенность. Для них характерны расстройства настроения, эмоциональная неустойчивость. Утомление быстро нарастает к вечеру, а также к концу недели и проявляется в усилении головных болей, расстройстве сна, повышенной двигательной активности. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения нередко приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, аффективным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия и равнодушие.
Дети с речевыми дефектами функционального происхождения эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, наоборот, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью.