Формирование УУД при использовании ИКТ

Отчет по обобщению опыта по теме самообразования «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Учителя русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган

Макаевой А.И.

Реализация в России новых образовательных стандартов активизировала интерес к применению в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникационных, всеми участниками педагогического процесса – учащимися, учителями. Я, как учитель, рассматриваю  их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования. Педагогическая проблема, над которой мною  ведется работа - «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»(сроки реализации 2013-2018 годы).

Цель самообразования: теоретически разработать и определить средства формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы

Задачи самообразования:

1) проанализировать литературу по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

2) разработать средства формирования универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка и литературы;

3) подтвердить результативность своей работы по формированию универсальных учебных действий школьников посредством участия в конкурсах профессионального мастерства, публикации материала в СМИ.

 

В рамках работы по теме самообразования я:

•     изучила литературу по данной проблеме;

•     прошла курсовую подготовку по программам «Технологии формирования ФГОС»                      (36 часов), ИПКиППРО ОГПУ, 2013 год; «Теоретические и методические аспекты подго-товки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Трудные вопросы современного русского языка. Подготовка учителей русского языка и литературы к работе с одаренными детьми» (72 часа), ИПКиППРО ОГПУ, 2016 год;

•     приняла участие в семинарах и педагогических конференциях, вебинарах:

- выступление на семинаре по преемственности в рамках ШМО учителей русского языка и литературы, 2017;

-выступление на районном семинаре по теме «Система работы учителя по подготовке учащихся к конкурсам», август,2016;

- выступление на педсовете «Приемы технологии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»;

- Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы

«Эффективные стратегии исследования текста на уроках русского языка в классах, работающих по ФГОС», март, 2018;

-мастер-класс «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и ли-тературы», февраль, 2018;

- Всероссийская Педагогическая Видеоконференция «Начальная школа XXI века»: технология достижения планируемых результатов ФГОС НОО (Русский язык)»;

-круглый стол в рамках районного семинара учителей русского языка и литературе по теме «Об-суждение современных технологий в целях повышения качества образования и высокой результа-тивности в ГИА», март, 2018;

•     разработала уроки и представила свой педагогический опыт на сайтах «Infourok.ru», «Znanio.ru», Международном сетевом издании «Солнечный свет» и личном сайте «nsportal.ru› makaeva-aizhan-ishembaevna».

 

  Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относится к дисциплинам наиболее благоприятным для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.

Формирование всех видов УУД на уроках русского языка и литературы происходит на каждом этапе при использовании различных педагогических технологий.   Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Формирование всех видов УУД на уроках русского языка и литературы происходит на каждом этапе при использовании различных педагогических технологий.

Технология проектной деятельности позволяет реализовать личностно -ориентированный подход в обучении, формировать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД. В течение трех  лет я занимаюсь изучением данной темы. Есть определённые наработки, прочитано и изучено много литературы по данной теме.Я обратила внимание, что наиболее яркими, интересными, значимыми с практической точки зрения становятся проекты по таким предметам школьного курса, как биология, физика, химия, так как их содержание наиболее тесно связано с жизнью и кроме того методика преподавания предполагает проведение лабораторных, практических работ, различных экспериментов. Иначе обстоит дело с преподаванием русского языка и литературы.

Обозначу вопросы, которые в течение этих лет для меня были важны:

1. как заинтересовать учащихся проектно - исследовательской деятельностью?

2. как организовать уроки исследовательской направленности;

3. как найти тему для исследования;

4. какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и, самое главное,

5. как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

Именно поэтому мною была выбрана такая форма проведения урока -урок-исследование. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке имеет следующую структуру:

1. Подготовка исследования

2. Столкновение с проблемой

3. Выдвижение рабочей версии

4. Исследование художественного текста через призму рабочей версии

5. Выдвижение итоговой гипотезы исследования.

По этой структуре были составлены и проведены открытые уроки:                             «Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (5 класс, литература), «Род несклоняемых имен существительных» (6 класс, русский язык).

В исследовательскую деятельность вовлечены учащиеся: Железнова Ксения и Селиванова Елена, которые защитили работы по литературе на следующие темы: «Секрет популярности романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», «Роль чтения в жизни современного школьника», а также Кокурина Виолетта с исследованием на тему «Определение рода несклоняемых имен существительных тематической группы «экзотические фрукты и овощи» и Тен Яна с исследованием на тему «Жан песни «Кукушка» В.Цоя».

Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций.

На уроках русского языка применяется технология уровневой дифференциации, когда учащиеся выполняют задания по выбору, либо им предлагаются карточки и тесты различного уровня. Особенно эффективен данный вид работы при составлении индивидуальных маршрутов учащихся «группы риска».

Технология смыслового и продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения;

2 этап. Работа с текстом во время чтения;

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Поделюсь своим опытом использования стратегий продуктивного чтения.

В своей работе я использую методы, которые обеспечивают:

· активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;

· организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;

· обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.

Данная технология была использована при проведении следующих открытых уроков, представленных в таблице:

Год Предмет, класс Тема
Сентябрь 2016 9 класс, литература «Уроки добра и милосердия                             (Размышления над страницами повести «Чучело» В. Железникова»)
Февраль 2017 9класс, русский язык «Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ в 9 классе)
Февраль 2017 9 класс, литература «Н.М. Карамзин. Слово о писателе. «Осень» как произведение сентиментализма»
Февраль 2018 5 класс, русский «Правописание корней с чередованием»
Январь 2019 9 класс, русский "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Выразительное чтение"

 

На уроках литературы при изучении биографии писателя или поэта я предлагаю работу с эпиграфом, который позволяет учащимся определить тему урока, поставить перед собой цели и задачи при изучении жизни и творчества. Эпиграф настраивает читателя на дальнейшее восприятие текста, заостряет внимание на проблеме, поставленной автором. В романе Пушкина «Евгений Онегин» эпиграфы предваряют не только весь текст, но и каждую главу, поэтому следует рассматривать каждый из эпиграфов, так как они, по мнению учащихся, помогают выделить основные черты героя.

По названию произведений возможно выстраивание ассоциативного ряда. Например, в каких еще произведениях, кроме романа Пушкина «Евгений Онегин» имя героя становится заглавным. Учащиеся вспомнят Василия Теркина, Дубровского, Тараса Бульбу и пр. Подобные размышления одновременно носят повторительный характер, необходимый для подготовки к экзамену тем учащимся, которые сдают ОГЭ по литературе.

Интересной может быть работа по осмыслению названия произведения. Например, при изучении повести В.К. Железникова «Чучело», я предложила ребятам составить кластер со словом «чучело», получившиеся ассоциации ученики сравнили с характером героини Лены Бессольцевой. В конце урока после анализа повести я вернула их к этому же кластеру, и у многих возникли уже другие ассоциации.

На открытом уроке русского языка в 9 классе «Комплексный анализ текста» я дала опережающее домашнее задание, составить синквейн со словом «экология», с которым многие учащиеся справились успешно. Выполнение этого задания помогло девятиклассникам определить, с какой темой в тексте им предстоит работать, определить основную мысль и проблему, которая поднимается автором в тексте.

Формирование УУД при использовании ИКТ

Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий, целью которых является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, создание условий для активизации учебной деятельности школьников. Мною используется методика использования творческих заданий с применением программ MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint (самостоятельная работа обучающихся при выполнении домашнего задания.Начиная с пятого класса учащиеся самостоятельно или в группах создают тематические презентации и защищают их на уроках перед одноклассниками, например, "Жизнь и творчество А.П. Чехова", "История создания повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", "Женские образы в творчестве русских писателей 19 века" и др.

Я уверенна, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности и интереса к предмету, развивает логическое мышление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: