Задачи урока:
– Повторить и систематизировать знания о синонимах, антонимах и омонимах.
Формировать
коммуникативные УУД: –
формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество; познавательные УУД:
– осуществлять поиск необходимой информации в словарях, учебниках;
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.38–41); Рабочая тетрадь №2. I.
Оргмомент.
II. Работа со словарным словом РИСУНОК (Р. т., У. 21; с. 22).
III.1. С. 38. Упражнение 36. Перед выполнением этого упражнения учитель может спросить
детей, помнят ли они, что такое синонимы (это слова, близкие по значению).
III.2. Затем в статьях Толкового словаря дети отыскивают синонимы указанных слов и
записывают их парами: наивный – доверчивый наивный – неопытный опрятный – аккуратный
опрятный – чистый
III.3. После этого учитель просит детей вспомнить, что такое антонимы (это слова, имеющие
|
|
противоположное значение). Ученики подбирают антонимы к данным словам: наивный –
недоверчивый наивный – опытный опрятный – неопрятный опрятный – неаккуратный
опрятный – нечистый
IV. С. 38. Упражнение 37. Следующее упражнение дети выполняют устно по учебнику.
IV.1. Прочитав отрывок стихотворения, они приходят к выводу, что слова град и город
означают одно и то же, но отличаются тем, что первое слово употреблялось раньше, а
второе – сейчас. Затем дети сравнивают значения слов град (город) и град≫ (осадки) и понимают, что это
разные слова, не имеющие ничего общего в значении, но звучащие одинаково. Это омонимы.
IV.2. В тетрадях дети записывают вывод. Он может быть таким: Слова "град" (город) и
"град" (осадки) – это разные слова, которые звучат и пишутся одинаково. Такие слова называются
омонимами.
V.1. С. 39. Упражнение 38.
В Толковом словаре дети находят словарную статью к слову свежий, читают ее и
подбирают антонимы к 1-му и 2-му значениям: свежий – испорченный (прокисший) свежий –
грязный (несвежий)
V.2. Можно предложить детям составить предложения с подобранными антонимами.
V.3. Выполняя следующее задание этого упражнения, дети находят и читают в
Толковом словаре статьи к словам ток1
, ток2
, ток3
, экипаж1
, экипаж2
, язык1
и язык2
.
V.4. Учитель задает вопрос: Как можно доказать, что эти слова – омонимы?
Это можно сделать, составив с ними предложения, из которых будет ясно, что слова имеют
разные значения, но одинаково пишутся и произносятся. Например, такие:
Монтер включил электрический ток.
Весной глухариный ток оживает.
Крестьяне привезли зерно на ток.
|
|
Тройку породистых лошадей запрягли в экипаж.
В полете экипаж самолета действовал слаженно и четко.
У хамелеона очень длинный язык.
Вы говорите на французском языке?
VI. С. 39–41. Следующее задание, которое дает детям Анишит Йокоповна, направлено на
обобщение знаний о синонимах, антонимах и омонимах.
VI.1. Учащиеся формулируют своими словами определения и приводят примеры на каждое
из них из предыдущих упражнений.
В результате ученик будет понимать, что такое синонимы, антонимы, омонимы и чем они
друг от друга отличаются.
VI.2. Затем дети читают объяснение Волшебницы на с. 40, отвечают на ее вопросы.
Из объяснения дети узнают о происхождении и значении слов синоним, антоним, омоним,
симфония, симметрия и делают вывод, что все эти слова сложные.
VI.3. Далее детям предлагается еще более трудное задание: перевести на русский язык слова
омофоны и антифоны и другие.
Зная значения греческих корней этих слов, дети могут попробовать сделать это:
ом + фон = одинаковый + звук = омофон (слово, звучащее одинаково); ант + фон =
противоположный + звук = антифон (слово, звучащее противоположно). После
этого дети переводят слово антипатия:
ант + патия = противоположный + чувство = антипатия (проявление негативного, плохого
отношения к кому-либо или к чему-либо).
Наконец, ученики определяют значение слова синоптик:
син + оптика = охватывающий все + приборы, позволяющие лучше видеть = синоптик
(охватывающий все с помощью приборов, позволяющих лучше видеть).
Каждое определение корректирует учитель.
Информация для справок
Омофоны – слова с одинаковым звучанием; антифоны – слова с
противоположным звучанием; антипатия – чувство неприязни;
синоптики – специалисты (метеорологи), дающие прогноз
погоды. VII. С. 41. Упражнение 39. Активизация новых слов достигается путем составления детьми
предложений с этими словами.
Сначала они делают это устно, а затем некоторые предложения учитель предлагает записать в
тетрадь. Предложения могут быть, например, такие:
Оркестр исполнял симфонию Петра Ильича Чайковского.
Молодой человек испытывал симпатию к девушке.
Узоры на ковре составляют симметрию.
Профессор испытывал антипатию к беспорядку.
Синоптики предсказывают приближение грозы.
VIII. Домашнее задание: упражнение 22 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.22–
23).
IX. Итог урока.