Задачи урока:
Закреплять умения определять:
– падеж существительных в форме мн.ч.;
– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;
– способ образования слова.
Формировать
познавательные УУД:
– использовать информацию учебника;
личностные и коммуникативные УУД:
– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.90–94). Рабочая тетрадь 2.
I.Оргмомент.
II. Работа в Тетради для самостоятельной работы № 2 на с. 45 с новым СЛОВАРНЫМ словом
КОМБАЙН.
Упражнение 50 Цель: познакомить с написанием нового словарного слова; учить находить существительные в
форме Р.п. ед.ч и мн.ч.; ещё раз обратить внимание школьников на предлоги Р.п.
Рассуждение ученика.
Записываю новое словарное слово в форме ед.ч. Р.п. с предлогом у: у комбайна.
Синим карандашом подчеркиваю существительные в форме Р.п. ед.ч.:
У дороги (1 скл.), от причала (2 скл.), у комбайна (2 скл.), у станка (2 скл.), от двери (3 скл.), от
звонка (2 скл.)
Жёлтым карандашом подчеркиваю существительные в форме мн.ч. Р.п.:
|
|
У домов, у кораблей, морей, у хлебов.
Информация для учителя!
Словосочетание через тридевять морей – является синтаксически неделимым (цельным)
словосочетанием. Предлог через относится ко всему словосочетанию, которое стоит в В.п. Однако,
словоформа морей в этом сочетании имеет форму мн.ч. Р.п. Определить падеж этого слово учащиеся
смогут, если подставят вспомогательные слова: ВИЖУ (моря) и НЕТ (морей).
III. С. 90–91. Упражнение 101. В тексте стихотворения несколько имен существительных в Т.п.
мн.ч.
Перед списыванием учитель должен провести словарную работу, чтобы все слова стали понятны.
Возможно, потребуется объяснить значения слов ≪плуг≫, ≪дебри≫, а также словосочетаний
≪поднять плугами промерзлую землю≫, ≪ранние летние росы≫, ≪звенящие косы≫.
По результатам классной и домашней работы над этими двумя стихотворными отрывками
учащиеся самостоятельно формулируют вывод об окончаниях существительных Т.п. мн. ч.
-ами, -ями, подтверждая его примерами из текста.
IV. С. 91. Прочитав текст учебника, ученики узнают о происхождении и значении устойчивого
выражения ≪быть не в своей тарелке≫ и пробуют придумать ситуацию, соответствующую этому
выражению.
V. С. 92. Упражнение 102.
В дополнение к заданиям упражнения учитель может задать вопрос: какими членами предложения
являются все существительные, которые дети поставили в форму И.п. мн.ч.
Также можно уточнить, с какими предлогами употреблены существительные в П.п.
VI. С. 92–93. Упражнение 103. В этом упражнении требуется определить падежи всех
|
|
существительных в форме мн.ч.
Вставляя буквы в слова, дети встречаются с орфограммами:
≪Ь на конце существительных ж.р. с основой на шипящий в ед.ч. И.п.≫,
≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,
≪И/Ы после шипящих и Ц в окончаниях слов≫,
≪непроизносимый согласный в корне слова≫.
VII. С. 93. Упражнение 104. Здесь также требуется определить падеж существительных во мн.ч.
Слова с пропущенными буквами содержат следующие орфограммы: ≪безударный гласный в корне
слова, проверяемый ударением≫, ≪разделительный Ь≫, ≪удвоенная буква согласного на стыке
частей слова≫.
VII.1. Сначала дети списывают текст, объясняя написание орфограмм.
VII.2. Разбирая 2-е предложение по членам, ученики сначала выделяют основу:
огоньки (что делают?) виднеются.
VII.3. Затем задают смысловые вопросы к второстепенным членам:
виднеются (когда?) ночью (обстоятельство);
виднеются (где?) на пеньках (обстоятельство).
VII.4. В 3-м предложении выделяют основу:
ветер (что делает?) завывает.
VII.5. Затем выписывают словосочетания:
ветер (какой?) свежий;
ветер (какой?) осенний;
завывает (где?) в бору.
VIII. С. 94. Упражнение 105. Цель данного упражнения – акцентировать внимание детей на то, что
существительные во мн.ч. не различаются по склонениям. VIII.1. Учащиеся списывают текст, вставляя пропущенные орфограммы, определяют падежи
существительных в форме ед.ч. и мн.ч.
VIII.2. Кроме того, у существительных в форме ед.ч. определяют склонение. Падежные окончания
у всех существительных выделяют.
VIII.3. Разбирая 2-е предложение по членам, дети находят основу (огонек потух) и два
обстоятельства:
потух (где?) в селе;
потух (где?) за рекою.
VIII.4. Затем находят основу подчеркнутого предложения: туманы плывут.
IХ. Домашнее задание: Упражнение № 49 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.47).
Х. Итог урока.
Упражнение 49
Цель: формировать умение определять падеж имён существительных во мн.числе; учить
находить словосочетания; учить определять, от основы какого слова образованы слова.
Рассуждение ученика.
Около существительных во мн.ч. в скобках указываю падеж и выделяю окончания: в рощах
(П.п.), ручейки (И.п.), снежки (В.п.), из-под рябин _(Р.п.), из-под берёз _(Р.п.), из-под лип _(Р.п.),
ледников (Р.п.), королев _(Р.п.), снежков (Р.п.)
Нахожу прилагательные и стрелками показываю словосочетания, в которые входят эти имена
прилагательные:
Из-под лип (каких?) знакомых
От солнца (какого?) жаркого
Ледников (каких?) вечных
Королев (каких?) снежных.
Выписываю выделенные слова. Рядом записываю слова, которые дали жизнь этим словам.
Белизна ← белый (прил.)
Скрип ← скрипеть (гл.)
Снежных ← снег (сущ.)