Урок 35. Окончания существительных во множественном числе в разных падежах

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– падеж существительных в форме мн.ч.;

– тип орфограммы и способ действия для ее правописания;

– способ образования слова.

Формировать

познавательные УУД:

– использовать информацию учебника;

личностные и коммуникативные УУД:

– учитывать позицию собеседника, самоопределяться.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.90–94). Рабочая тетрадь 2.

I.Оргмомент.

II. Работа в Тетради для самостоятельной работы № 2 на с. 45 с новым СЛОВАРНЫМ словом

КОМБАЙН.

Упражнение 50 Цель: познакомить с написанием нового словарного слова; учить находить существительные в

форме Р.п. ед.ч и мн.ч.; ещё раз обратить внимание школьников на предлоги Р.п.

Рассуждение ученика.

Записываю новое словарное слово в форме ед.ч. Р.п. с предлогом у: у комбайна.

Синим карандашом подчеркиваю существительные в форме Р.п. ед.ч.:

У дороги (1 скл.), от причала (2 скл.), у комбайна (2 скл.), у станка (2 скл.), от двери (3 скл.), от

звонка (2 скл.)

Жёлтым карандашом подчеркиваю существительные в форме мн.ч. Р.п.:

У домов, у кораблей, морей, у хлебов.

Информация для учителя!

Словосочетание через тридевять морей – является синтаксически неделимым (цельным)

словосочетанием. Предлог через относится ко всему словосочетанию, которое стоит в В.п. Однако,

словоформа морей в этом сочетании имеет форму мн.ч. Р.п. Определить падеж этого слово учащиеся

смогут, если подставят вспомогательные слова: ВИЖУ (моря) и НЕТ (морей).

 

III. С. 90–91. Упражнение 101. В тексте стихотворения несколько имен существительных в Т.п.

мн.ч.

Перед списыванием учитель должен провести словарную работу, чтобы все слова стали понятны.

Возможно, потребуется объяснить значения слов ≪плуг≫, ≪дебри≫, а также словосочетаний

≪поднять плугами промерзлую землю≫, ≪ранние летние росы≫, ≪звенящие косы≫.

По результатам классной и домашней работы над этими двумя стихотворными отрывками

учащиеся самостоятельно формулируют вывод об окончаниях существительных Т.п. мн. ч.

-ами, -ями, подтверждая его примерами из текста.

IV. С. 91. Прочитав текст учебника, ученики узнают о происхождении и значении устойчивого

выражения ≪быть не в своей тарелке≫ и пробуют придумать ситуацию, соответствующую этому

выражению.

V. С. 92. Упражнение 102.

В дополнение к заданиям упражнения учитель может задать вопрос: какими членами предложения

являются все существительные, которые дети поставили в форму И.п. мн.ч.

Также можно уточнить, с какими предлогами употреблены существительные в П.п.

VI. С. 92–93. Упражнение 103. В этом упражнении требуется определить падежи всех

существительных в форме мн.ч.

Вставляя буквы в слова, дети встречаются с орфограммами:

≪Ь на конце существительных ж.р. с основой на шипящий в ед.ч. И.п.≫,

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,

≪И/Ы после шипящих и Ц в окончаниях слов≫,

≪непроизносимый согласный в корне слова≫.

VII. С. 93. Упражнение 104. Здесь также требуется определить падеж существительных во мн.ч.

Слова с пропущенными буквами содержат следующие орфограммы: ≪безударный гласный в корне

слова, проверяемый ударением≫, ≪разделительный Ь≫, ≪удвоенная буква согласного на стыке

частей слова≫.

VII.1. Сначала дети списывают текст, объясняя написание орфограмм.

VII.2. Разбирая 2-е предложение по членам, ученики сначала выделяют основу:

огоньки (что делают?) виднеются.

VII.3. Затем задают смысловые вопросы к второстепенным членам:

виднеются (когда?) ночью (обстоятельство);

виднеются (где?) на пеньках (обстоятельство).

VII.4. В 3-м предложении выделяют основу:

ветер (что делает?) завывает.

VII.5. Затем выписывают словосочетания:

ветер (какой?) свежий;

ветер (какой?) осенний;

завывает (где?) в бору.

VIII. С. 94. Упражнение 105. Цель данного упражнения – акцентировать внимание детей на то, что

существительные во мн.ч. не различаются по склонениям. VIII.1. Учащиеся списывают текст, вставляя пропущенные орфограммы, определяют падежи

существительных в форме ед.ч. и мн.ч.

VIII.2. Кроме того, у существительных в форме ед.ч. определяют склонение. Падежные окончания

у всех существительных выделяют.

VIII.3. Разбирая 2-е предложение по членам, дети находят основу (огонек потух) и два

обстоятельства:

потух (где?) в селе;

потух (где?) за рекою.

VIII.4. Затем находят основу подчеркнутого предложения: туманы плывут.

IХ. Домашнее задание: Упражнение № 49 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.47).

Х. Итог урока.

 

Упражнение 49

Цель: формировать умение определять падеж имён существительных во мн.числе; учить

находить словосочетания; учить определять, от основы какого слова образованы слова.

Рассуждение ученика.

Около существительных во мн.ч. в скобках указываю падеж и выделяю окончания: в рощах

(П.п.), ручейки (И.п.), снежки (В.п.), из-под рябин _(Р.п.), из-под берёз _(Р.п.), из-под лип _(Р.п.),

ледников (Р.п.), королев _(Р.п.), снежков (Р.п.)

Нахожу прилагательные и стрелками показываю словосочетания, в которые входят эти имена

прилагательные:

Из-под лип (каких?) знакомых

От солнца (какого?) жаркого

Ледников (каких?) вечных

Королев (каких?) снежных.

Выписываю выделенные слова. Рядом записываю слова, которые дали жизнь этим словам.

Белизна ← белый (прил.)

Скрип ← скрипеть (гл.)

Снежных ← снег (сущ.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: