Урок 40. Изменение прилагательных по падежам

Задачи урока:

Формировать

– навык правописания безударных падежных окончаний прилагательных, используя способ их

проверки по ударным окончаниям вопросов, задаваемых к прилагательным.

коммуникативные и личностные УУД:

– формулировать мысли, выводы, обмениваться информацией;

познавательные УУД:

– работать с таблицей;

– осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

 

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.104–107). Тетрадь для самостоятельной работы

№ 2

I.Оргмомент.

II. С. 104–106. Таблица (с. 104–105) показывает, как имена прилагательные разного рода с

основами на твердый или мягкий согласный изменяются по падежам.

II.1. Дети знакомятся с таблицей:

сначала И.п. м.р. (какой?) красный, голубой, синий,

затем Р.п. и т. д. Называют выделенные окончания.

II. 2. Прочитав всю таблицу, читают текст после нее и знакомятся с правилом на с. 105. II. 3. Затем читают замечание Маши и обсуждают его, приводя примеры из таблицы.

Например: ≪В Р.п. у прилагательных м.р. (какого?) красного, голубого окончание -ого совпадает с окончанием вопроса, а окончание прилагательного синего не совпадает с окончанием вопроса. Эти варианты окончаний существуют, потому что основы прилагательных красного, голубого оканчиваются на твердый согласный, а основа прилагательного синего – на мягкий согласный, поэтому его окончание не совпадает с падежным окончанием вопроса≫.

II. 4. Затем дети читают высказывание Миши на с. 106 и пытаются его самостоятельно продолжить: ≪...после мягкой основы прилагательных часто пишется буква Е≫. Это наблюдение ученики подтверждают примерами из таблицы.

III. 1. Дети читают вопрос Анишит Йокоповны и находят по таблице, что у прилагательных м.р. в

В.п. удвоенный набор вариантов окончаний. Чтобы разобраться, почему это так, учитель предлагает выполнить упражнение 116.

III. 2. С. 106. Упражнение 116. Учащиеся ставят данные словосочетания в форму В.п. ед.ч.:

вижу (что?) голубой цветок (неодушевленное существительное);

вижу (что?) синий цветок (неодушевленное существительное);

вижу (кого?) голубого щенка (одушевленное существительное);

вижу (кого?) синего щенка (одушевленное существительное).

III. 3. Затем по таблице на с. 104–105 рассматривают изменения имен прилагательных м.р. и отвечают, что прилагательные м.р. в В.п. могут отвечать на вопрос (какой?) или на вопрос (какого?).

На вопрос (какой?) отвечают также прилагательные м.р. в И.п., а на вопрос (какого?) – в Р.п.

Таким образом, делается вывод, что у прилагательных м.р. в В. п. удвоенный набор падежных окончаний, так как в В.п. они могут отвечать на два вопроса: КАКОЙ?, если имя прилагательное относится к неодушевленным существительным, и КАКОГО? – если к одушевленному существительному.

IV. С. 106–107. Упражнение 117. Цель этого упражнения – научить детей различать и употреблять формы прилагательных м.р. ед.ч. В.п. и Р.п. с соответствующими предлогами, а также формы ед.ч. И.п. и В.п. (с предлогом и без предлога); обратить внимание детей на то, что прилагательные, относящиеся к одушевленным существительным, имеют одинаковый набор окончаний в В.п. и Р.п., а прилагательные, относящиеся к неодушевленным существительным, имеют одинаковый набор окончаний в И.п. и В.п.

IV.1. Дети записали словосочетания в нужном падеже, учитель предлагает ответить на вопросы:

≪В каких словосочетаниях у прилагательных одинаковые окончания?

К какому существительному они относятся? Какой вывод можно сделать?≫

Про голубой цветок (В.п.), через синего кита (В.п.).

Без голубого цветка (Р.п.), для синего кита (Р.п.).

Вывод: ≪У прилагательных, относящихся к одушевленным существительным, в Р.п. и В.п. – одинаковые окончания≫.

IV.2. Затем записывают словосочетания в И.п. и В.п.:

голубой щенок (И.п.), синий шарф (И.п.).

через голубого щенка (В.п.), про синий шарф (В.п.).

Выделив окончания, учащиеся приходят к выводу, что у прилагательных, относящихся к неодушевленным существительным в И.п. и В.п. одинаковые окончания. При этом еще раз можно вспомнить, что и вопросов к В. п. два: кого? что? (к одушевленным существительным задаем вопрос как и к Р.п.: кого?, а к неодушевленным существительным, задаем вопрос, как к В. п.: что? Значит, прилагательные м.р. в В.п. могут отвечать на вопрос (какой?) или на вопрос (какого?).

V. Все эти наблюдения можно еще раз проверить по таблице на с. 104–105.

VI. Домашнее задание: Упражнение № 62 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.58).

VII. Итог урока.

 

Упражнение 62

Цель: учить писать безударные окончания имен прилагательных.

Рассуждение ученика.

Выполняю задание, следуя плану инструкции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: