Задачи урока:
Закреплять
– умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;
– правописание безударных окончаний прилагательных, используя проверку по окончаниям
вопросов к прилагательным;
Формировать умения
– различать разные формы прилагательных и задавать к ним вопросы
– правильно писать окончания прилагательных во множественном числе;
регулятивные УУД
– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;
познавательные УУД
– обобщать языковые явления и делать выводы;
коммуникативные УУД
– задавать вопросы;
– формулировать выводы;
– организовывать инициативное сотрудничество.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.139–142); Рабочая тетрадь № 2.
I. Работа со словарным словом ЗЕМЛЯНИКА. Упражнение № 78 (Тетрадь для самостоятельной
работы № 2, с.72).
II. С. 139–140. Упражнение 160. Выполняя данное упражнение, дети учатся отыскивать в тексте
словосочетания ≪сущ. + прил.≫ и определять форму слов, входящих в них.
|
|
II.1. Учащиеся выписывают словосочетания в таком порядке: 1) кругом (каким?) широким (м.р., Т.п.);
в погоне (какой?) удалой (ж.р., П.п.);
2) кони (какие?) стройные (И.п.);
кони (какие?) точеные (И.п.);
сбруи (какие?) золоченые (И.п.);
в санях (каких?) лаковых (П.п.);
в санях (каких?) узорных (П.п.);
на конях (каких?) серых (П.п.);
фонарей (каких?) пестрых (Р.п.).
При этом учащиеся должны четко понимать, что число, падеж и род (в ед.ч.) зависимого прилагательного совпадают с числом, падежом, родом главного существительного в словосочетании.
II.2. Учитель еще раз обращает внимание детей на то, что род у прилагательных определяется только в ед.ч., во мн.ч. прилагательные по родам не изменяются.
III. С. 141. Упражнение 161. Цель этого упражнения – продолжить формирование умения находить в тексте прилагательные и существительные, от которых они зависят, задавать к ним вопросы, а также развивать орфографическую зоркость.
Выполнив все задания данного упражнения, учащиеся могут обратиться к таблице на с. 134 и ответить на вопрос учителя, в каких падежах прилагательные в форме мн.ч. имеют такие окончания.
IV. Упражнение № 85 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.78–79).
V. С. 142. Упражнение 162. Выполняя данное упражнение, дети учатся находить в тексте словосочетания двух типов: 1) где существительные в форме Р.п. мн.ч. являются зависимыми словами и 2) где эти же существительные являются главными словами.
Учатся также задавать вопросы от главного слова к зависимому, отыскивать однокоренные слова и определять, какие из них исходные.
Последовательное выписывание словосочетаний поможет детям лучше осознать зависимость формы прилагательного от формы соответствующего имени существительного.
|
|
V.1. Сначала дети выписывают из текста словосочетания с зависимыми словами –
существительными в форме Р.п. мн.ч.; задают вопросы и выделяют окончания у зависимых слов:
на фоне (чего?) елей;
кружево (чего?) ветвей;
в дуплах (чего?) осин;
выдалбливали (из чего?) из бревен;
корою (чего?) осинок.
V.2. Затем выписывают словосочетания, где эти же существительные являются главными
словами:
елей (каких?) темных;
ветвей (каких?) осиновых, оголенных;
осин (каких?) толстых, старых;
из бревен (каких?) толстых;
осинок (каких?) молодых.
V.3. Чтобы успешно выполнить последнее задание этого упражнения, ученикам нужно уметь отличать разные формы одного и того же слова от родственных слов. Они находят в тексте родственные слова, ставят их в начальную форму и записывают, подчеркивая слово, от основы которого образовались остальные: осина, осиновый, осинка.
VI. Домашнее задание: Упражнение № 86 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.79).
VII. Итог урока.