Урок 56. Окончания прилагательных во множественном числе в Р. П. , в. П. , П. П

Задачи урока:

Закреплять

– умение определять состав слова, обращаясь к словообразованию;

– правописание безударных окончаний прилагательных, используя проверку по окончаниям

вопросов к прилагательным;

Формировать умения

– различать разные формы прилагательных и задавать к ним вопросы

– правильно писать окончания прилагательных во множественном числе;

регулятивные УУД

– определять цели урока, исходя из знакомства с темой урока и постановки к ней вопросов;

познавательные УУД

– обобщать языковые явления и делать выводы;

коммуникативные УУД

– задавать вопросы;

– формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.139–142); Рабочая тетрадь № 2.

 

I. Работа со словарным словом ЗЕМЛЯНИКА. Упражнение № 78 (Тетрадь для самостоятельной

работы № 2, с.72).

 

II. С. 139–140. Упражнение 160. Выполняя данное упражнение, дети учатся отыскивать в тексте

словосочетания ≪сущ. + прил.≫ и определять форму слов, входящих в них.

II.1. Учащиеся выписывают словосочетания в таком порядке: 1) кругом (каким?) широким (м.р., Т.п.);

в погоне (какой?) удалой (ж.р., П.п.);

2) кони (какие?) стройные (И.п.);

кони (какие?) точеные (И.п.);

сбруи (какие?) золоченые (И.п.);

в санях (каких?) лаковых (П.п.);

в санях (каких?) узорных (П.п.);

на конях (каких?) серых (П.п.);

фонарей (каких?) пестрых (Р.п.).

При этом учащиеся должны четко понимать, что число, падеж и род (в ед.ч.) зависимого прилагательного совпадают с числом, падежом, родом главного существительного в словосочетании.

II.2. Учитель еще раз обращает внимание детей на то, что род у прилагательных определяется только в ед.ч., во мн.ч. прилагательные по родам не изменяются.

III. С. 141. Упражнение 161. Цель этого упражнения – продолжить формирование умения находить в тексте прилагательные и существительные, от которых они зависят, задавать к ним вопросы, а также развивать орфографическую зоркость.

Выполнив все задания данного упражнения, учащиеся могут обратиться к таблице на с. 134 и ответить на вопрос учителя, в каких падежах прилагательные в форме мн.ч. имеют такие окончания.

IV. Упражнение № 85 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.78–79).

V. С. 142. Упражнение 162. Выполняя данное упражнение, дети учатся находить в тексте словосочетания двух типов: 1) где существительные в форме Р.п. мн.ч. являются зависимыми словами и 2) где эти же существительные являются главными словами.

Учатся также задавать вопросы от главного слова к зависимому, отыскивать однокоренные слова и определять, какие из них исходные.

Последовательное выписывание словосочетаний поможет детям лучше осознать зависимость формы прилагательного от формы соответствующего имени существительного.

V.1. Сначала дети выписывают из текста словосочетания с зависимыми словами –

существительными в форме Р.п. мн.ч.; задают вопросы и выделяют окончания у зависимых слов:

на фоне (чего?) елей;

кружево (чего?) ветвей;

в дуплах (чего?) осин;

выдалбливали (из чего?) из бревен;

корою (чего?) осинок.

V.2. Затем выписывают словосочетания, где эти же существительные являются главными

словами:

елей (каких?) темных;

ветвей (каких?) осиновых, оголенных;

осин (каких?) толстых, старых;

из бревен (каких?) толстых;

осинок (каких?) молодых.

V.3. Чтобы успешно выполнить последнее задание этого упражнения, ученикам нужно уметь отличать разные формы одного и того же слова от родственных слов. Они находят в тексте родственные слова, ставят их в начальную форму и записывают, подчеркивая слово, от основы которого образовались остальные: осина, осиновый, осинка.

VI. Домашнее задание: Упражнение № 86 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.79).

VII. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: