Рабочая программа по адаптивной физической культуре
для детей с нарушением зрения – слабовидящие
Пояснительная записка
Адаптивная физическая культура – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью адаптивной физической культуры, является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому индивиду возможность реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Особенно важно во время заниматься адаптивной физической культурой с раннего возраста.
Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2 или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето - и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.
|
|
Характерным для данной патологии является недостаточность зрительного восприятия, фрагментарность, замедленность, вследствие чего наблюдается обедненный чувственный опыт; нарушение цветоощущения, затруднения в пространственной ориентировке.
У слабовидящих детей отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие окружающего мира, в том числе и учебного материала. При неблагоприятных условиях оно ухудшается. В учебном и коррекционно-воспитательном процессах эти дети требуют повышенного внимания педагогов. Их надо сажать за первые парты, следить за тем, чтобы освещение было комфортным, наглядный материал выполнен в контрастной цветовой гамме и, по возможности, предоставлялся для индивидуального использования. Среди детей этой группы многие, у которых заболевания зрительного анализатора относятся к прогрессирующим, то есть приводящим к слепоте.
Если у ребенка имеется сочетание таких клинических форм зрительной патологии, как дальнозоркость высокой степени, частичная атрофия зрительного нерва с концентрическим сужением поля зрения и при этом он страдает светобоязнью, то многие виды учебной и бытовой деятельности, связанной с использованием зрения, вызывают у него очень большие проблемы. Для успешного обучения, воспитания и развития также необходимо соблюдать определенные офтальмо-гигиенические рекомендации и требования, применять специальные технические средства и методики.
|
|
У слабовидящих сказывается и на развитии таких двигательных способностей ребенка как: выносливость и координация, чувство равновесия, сила и быстрота, и многие другие. Практически у всех детей наблюдаются проблемы с ориентированием в пространстве, а также в восприятии некоторых характеристик предметов (свет, цвет и др.) и оценке их пространственных признаков (величина, расстояние, направление, форма и т.д.).
Особенностями в физическом развитии слабовидящих детей являются: отставание по антропометрическим показателям (объем грудной клетки и емкости легких, длине и массе тела и др.); плоскостопие; нарушение осанки, искривление позвоночника.
Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.
Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Цель программы:
Максимально компенсировать дефект физического развития, сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в физическом совершенствовании, целостному развитию физических и психических качеств личности и подготовить к полноценной жизни в обществе.
Оздоровительные задачи:
-охрана жизни и укрепление здоровья детей с тяжёлой патологией зрения;
-укреплять связочно-суставной аппарата;
-совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- развивать физические качества (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
-формировать представление о значении и технике физических упражнений, методике их проведения, о явлениях природы, общественной жизни.
Специальные задачи:
- коррекция нарушений в двигательной сфере;
- формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной
ориентировки (ориентирование в спортзале, пользование спортивным инвентарем и
адаптированными пособиями с использованием сохранных анализаторов);
- улучшение функции мышечной системы глаза;
-содействовать минимизации навязчивых стереотипных движений;
-развивать способность сохранных анализаторов к восприятию окружающих предметов и пространства;
-формировать жизненно-необходимые навыки, способствующие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся школы средней и тяжелой степени заболеваний посещают уроки адаптивной физкультуры, которые проводятся согласно расписанию в учебное время. Для тех, у кого выявляются наиболее тяжелые нарушения, объем учебного материала в процессе может быть изменен. Необходимость АФК (двигательная коррекция) конкретно для каждого ученика определяет врач по лечебной физкультуре и невропатолог.