Группа выстраивается в шеренгу на линии, отмеченной на полу мелом или бумажным скотчем. Ведущий задает вопросы, на которые нужно отметить прыжком: «я так иногда делаю» - вперед, «я так никогда не делаю» - назад.
1. В разговоре я не смотрю собеседнику в лицо, отворачиваюсь, разглядываю окружающие предметы, смотрю в окно и т.д.
2. Во время разговора я бываю суетлив
3. Я редко улыбаюсь собеседникам
4. Во время разговора я могу быть занят посторонними делами: играть ручкой, протирать стекла очков, проверять сообщения в телефоне и т.д.
5. Если беседа мне неинтересна или неприятна, я пытаюсь «перевести тему»
6. Любую, даже самую серьезную беседу, я стараюсь «разбавить» анекдотами и шутками
7. Во время разговора я иногда задаю собеседнику вопросы не по делу, а «из любопытства»
8. Иногда, желая показать собеседнику, как я внимательно его слушаю, я явно «переигрываю»
9. Я замечаю за собой, что иногда перебиваю собеседника
10. После разговора с человеком мне становится многое про него понятно, даже то, чего не понимает он сам
|
|
После завершения упражнения обсуждается, что могут обозначать те позиции, на которых оказались участники группы (оценка «качества слушания»). Крайне важно подчеркнуть, что быть хорошим слушателем – это навык, ему можно и нужно научиться для того, чтобы успешно осуществлять медиацию. По итогам составляется список «признаков хорошего слушателя» (фиксируется на доске).
Мини-лекция «Техники активного слушания» (5 минут)
Ведущий кратко рассказывает об основных техниках активного слушания («эмпатическое покрякивание», «эхо», перефразирование, отражение чувств, резюмирование) и их предназначении, фиксируя алгоритмы их реализации на доске или флип-чате. Также обозначаются «враги» эффективного слушания: совет и оценка.
Отработка навыков активного слушания на материале упражнения «Абстракция» (30 минут)
Раздаются цветные карандаши (каждому участнику по одному, всего по три карандаша одного цвета). Участники закрывают глаза и в течение 1 минуты разрисовывают лист бумаги таким образом, чтобы карандаш побывал во всех четырех углах, и на листе бумаги осталось бы минимум свободного пространства. Потом нужно открыть глаза, внимательно посмотреть на рисунок, подумать, на что он похож и дорисовать его до осмысленного изображения, используя карандаши любых других цветов (3 минуты).
Затем участники делятся на «тройки» по цвету карандаша, которым они рисовали на первом этапе упражнения. В «тройке» один становится «рассказчиком», второй – «слушателем», третий – «наблюдателем». Задача «слушателя» - в течение 5 минут (засекает ведущий) поддерживать содержательную беседу с рассказчиком о его «картине», используя техники активного слушания и открытые вопросы. «Наблюдатель» протоколирует действия «слушателя», отмечая плюсиком каждое применение того или иного приема, а также ошибки:
|
|
Приемы активного слушания | Отметки об использовании |
1. «Эмпатическое покрякивание» | |
2. Перефразирование | |
3. Отражение чувств | |
4. «Эхо» | |
5. Резюмирование | |
6. Открытые вопросы | |
Ошибки: совет, оценка |
После окончания 5-минутной работы группе дается 2 минуты на обратную связь «слушателю» от «наблюдателя» и смену ролей. Затем ситуация воспроизводится еще дважды, чтобы каждый участник побывал во всех ролях.
Затем проводится общее обсуждение в круге: что получилось, что нет, что было легко, над чем следует поработать в повседневных ситуациях общения.
Завершение занятия (5 минут)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.
Занятие 6. Что такое бесконфликтный стиль общения?
Цель занятия: создание условий для выявления и анализа барьеров в общении.
Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумага для записей, раздаточный материал для упражнения «Барьеры», шапочки для упражнения «Роли».
Ход занятия:
Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым способом и обозначить свое настроение, назвав роль (кино- или мультперсонажа, персонажа художественной литературы и т.д.), которая бы сейчас ему подошла. Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, как организовать общение таким образом, чтобы оно протекало бесконфликтно».
Упражнение «Роли» (15 минут)
Участники разбиваются на подгруппы с помощью приема «капитан» (задается вопрос о том, что считает себя лидером, первые двое получают статус «капитанов» и набирают себе команду, по очереди приглашая по одному участнику). Команды расходятся в разные углы помещения, участники получают «шапочки» (полоски бумаги, скрепленные в круг), на которых написаны те или иные роли (видеть свою роль они не должны):
· Игнорируйте меня
· Спорьте со мной
· Разжевывайте мне все, как маленькому
· Общайтесь со мной уважительно, как с авторитетом
· Соглашайтесь со всем, что я говорю
· Восхищайтесь мной
Задача команды: составить план мероприятий на ближайший праздник. При этом нужно общаться с каждым участником так, как предписывает его роль. На составление плана дается 7 минут.
Затем все возвращаются в общий круг, по кругу пытаются догадаться, что написано на их шапочке. Обсуждаются впечатление от своей роли.
Работа в парах «Условия бесконфликтного общения» (7 минут)
Создаются пары из участников, которые, будучи в разных командах, играли одинаковые роли. В парах нежно составить список правил бесконфликтного общения (3-4 минуты).
Затем в общем круге обсуждается обобщенный список правил, он фиксируется ведущим с использованием позитивных формулировок.