Упражнение-тест «Умею ли я слушать?» (7 минут)

       Группа выстраивается в шеренгу на линии, отмеченной на полу мелом или бумажным скотчем. Ведущий задает вопросы, на которые нужно отметить прыжком: «я так иногда делаю» - вперед, «я так никогда не делаю» - назад. 

1. В разговоре я не смотрю собеседнику в лицо, отворачиваюсь, разглядываю окружающие предметы, смотрю в окно и т.д.

2. Во время разговора я бываю суетлив

3. Я редко улыбаюсь собеседникам

4. Во время разговора я могу быть занят посторонними делами: играть ручкой, протирать стекла очков, проверять сообщения в телефоне и т.д.

5. Если беседа мне неинтересна или неприятна, я пытаюсь «перевести тему»

6. Любую, даже самую серьезную беседу, я стараюсь «разбавить» анекдотами и шутками

7. Во время разговора я иногда задаю собеседнику вопросы не по делу, а «из любопытства»

8. Иногда, желая показать собеседнику, как я внимательно его слушаю, я явно «переигрываю»

9. Я замечаю за собой, что иногда перебиваю собеседника

10. После разговора с человеком мне становится многое про него понятно, даже то, чего не понимает он сам

       После завершения упражнения обсуждается, что могут обозначать те позиции, на которых оказались участники группы (оценка «качества слушания»). Крайне важно подчеркнуть, что быть хорошим слушателем – это навык, ему можно и нужно научиться для того, чтобы успешно осуществлять медиацию. По итогам составляется список «признаков хорошего слушателя» (фиксируется на доске).

Мини-лекция «Техники активного слушания» (5 минут)

       Ведущий кратко рассказывает об основных техниках активного слушания («эмпатическое покрякивание», «эхо», перефразирование, отражение чувств, резюмирование) и их предназначении, фиксируя алгоритмы их реализации на доске или флип-чате. Также обозначаются «враги» эффективного слушания: совет и оценка.

Отработка навыков активного слушания на материале упражнения «Абстракция» (30 минут)

       Раздаются цветные карандаши (каждому участнику по одному, всего по три карандаша одного цвета). Участники закрывают глаза и в течение 1 минуты разрисовывают лист бумаги таким образом, чтобы карандаш побывал во всех четырех углах, и на листе бумаги осталось бы минимум свободного пространства. Потом нужно открыть глаза, внимательно посмотреть на рисунок, подумать, на что он похож и дорисовать его до осмысленного изображения, используя карандаши любых других цветов (3 минуты).

       Затем участники делятся на «тройки» по цвету карандаша, которым они рисовали на первом этапе упражнения. В «тройке» один становится «рассказчиком», второй – «слушателем», третий – «наблюдателем». Задача «слушателя» - в течение 5 минут (засекает ведущий) поддерживать содержательную беседу с рассказчиком о его «картине», используя техники активного слушания и открытые вопросы. «Наблюдатель» протоколирует действия «слушателя», отмечая плюсиком каждое применение того или иного приема, а также ошибки:

Приемы активного слушания Отметки об использовании
1. «Эмпатическое покрякивание»  
2. Перефразирование  
3. Отражение чувств  
4. «Эхо»  
5. Резюмирование  
6. Открытые вопросы  
Ошибки: совет, оценка  

       После окончания 5-минутной работы группе дается 2 минуты на обратную связь «слушателю» от «наблюдателя» и смену ролей. Затем ситуация воспроизводится еще дважды, чтобы каждый участник побывал во всех ролях.

       Затем проводится общее обсуждение в круге: что получилось, что нет, что было легко, над чем следует поработать в повседневных ситуациях общения.

Завершение занятия (5 минут)

       Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.

Занятие 6. Что такое бесконфликтный стиль общения?

Цель занятия: создание условий для выявления и анализа барьеров в общении.

Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, бумага для записей, раздаточный материал для упражнения «Барьеры», шапочки для упражнения «Роли».

Ход занятия:

Приветствие (3 минуты)

       Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любым способом и обозначить свое настроение, назвав роль (кино- или мультперсонажа, персонажа художественной литературы и т.д.), которая бы сейчас ему подошла. Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, как организовать общение таким образом, чтобы оно протекало бесконфликтно».

Упражнение «Роли» (15 минут)

       Участники разбиваются на подгруппы с помощью приема «капитан» (задается вопрос о том, что считает себя лидером, первые двое получают статус «капитанов» и набирают себе команду, по очереди приглашая по одному участнику). Команды расходятся в разные углы помещения, участники получают «шапочки» (полоски бумаги, скрепленные в круг), на которых написаны те или иные роли (видеть свою роль они не должны):

· Игнорируйте меня

· Спорьте со мной

· Разжевывайте мне все, как маленькому

· Общайтесь со мной уважительно, как с авторитетом

· Соглашайтесь со всем, что я говорю

· Восхищайтесь мной

       Задача команды: составить план мероприятий на ближайший праздник. При этом нужно общаться с каждым участником так, как предписывает его роль. На составление плана дается 7 минут.

       Затем все возвращаются в общий круг, по кругу пытаются догадаться, что написано на их шапочке. Обсуждаются впечатление от своей роли.

Работа в парах «Условия бесконфликтного общения» (7 минут)

       Создаются пары из участников, которые, будучи в разных командах, играли одинаковые роли. В парах нежно составить список правил бесконфликтного общения (3-4 минуты).

       Затем в общем круге обсуждается обобщенный список правил, он фиксируется ведущим с использованием позитивных формулировок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: