Содержание учебного предмета, курса

Содержание программного материала Количество часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением. Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).   1
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.    2
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литерату. 2  
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. 2  

                              Раздел 2. Язык в действии (3 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). 1
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне). 1
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.  1    

              Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы 1
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.  1
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица. 2
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.  1
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.  1
Синонимия речевых формул (на практическом уровне). 1

Тематическое планирование

 

  Раздел (тема) Кол-во часов Кол-во контрольных работ, диктантов, тестов Количество уроков развития речи (или лабораторные, практические работы)
1) «Русский язык: прошлое и настоящее» 7 ч 1  
2) «Язык в действии» 3 ч 1  
3) «Секреты речи и текста» 7 ч 1 4
  ИТОГО   17 ч   3   4

 

Приложение 1.

II четверть

Тест «Лексическая грамотность»

I вариант

1.Лексика изучает:

1) словосочетание и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковом словаре разъясняется:

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов

3) правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) Однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определи значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6.  Запиши названия предметов.

  1. Речная костистая рыба с колючими плавниками. ____________________
  2. Щётка для мытья посуды. __________________________

II вариант

1.Лексическое значение слов разъясняется:

1) в орфографических словарях

2) во фразеологических словарях

3) в толковых словарях

4) в словах синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным

2)однозначным

3)многозначным

4)простым

3. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.

1)рысь, кисть, щенок

2)ручка, ёрш, кастрюля

3)корень, ключ, кнопка

4)лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение: Мама светится от счастья.

1)В помещении стало светло

2)мама хорошо освещена

3)мама радуется

4)мама освещает комнату

 

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании.

1) горячий песок 3) горячее сердце

2) крутой склон 4) золотые часы

 

III четверть

 

Списывание «Расставь знаки препинания».

Спиши текст. Расставь, где нужно знаки препинания.

Скворцы.

Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.

Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох вату перья пух тряпочки солому сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

IV четверть

Контрольная работа

«Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставление чернового и отредактированного текстов».

 

Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь его план.

   Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у всех васильков, какими бы разными они не были, есть общая особенность. Каждый василек не просто цветок, а маленький букетик. По его краям - длинные лепестки с зубчиками, похоже на свернутые трубочки. Зато в самой середине васильки - цветочки настоящие.

  Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки, а мастерицы-рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво!      

   Синий василёк растет только среди ржи, а если встретится в другом месте - значит, когда-то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о синем васильке, например Древнем Египте.

       

 

Приложение 2.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: