Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; древнерусской литературы, русских писателей 19-20 веков;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
4)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры;
5)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
6)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения;
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки.
Содержание учебного предмета
УНТ Русские народные сказки
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.
Из древнерусской литературы
Из русской литературы XIX века
Продолжаем знакомиться с русской литературной сказкой
Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.
Из литературы XX века
Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение.
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Писатели о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Содержание | Количество часов | Развитие речи | Контроль знаний |
УНТ Русские народные сказки | 4 | 1 | - |
Из древнерусской литературы | 1 | - | - |
Из русской литературы XIX века | 2 | - | - |
Продолжаем знакомиться с русской литературной сказкой | 1 | - | - |
Из литературы XX века | 4 | - | - |
Продолжаем знакомиться с русской литературной сказкой | 1 | - | 1 |
Писатели о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов | 2 | - | - |
15 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Волшебные сказки. «Марья-Моревна» | ||||
2 | Бытовая сказка. «Мужик и царь» | ||||
3 | «Сердитая барыня» | ||||
4. | «Дочь-семилетка» | ||||
5. | Р/р. Сочиняем сказку. | ||||
6. | Из древнерусской литературы. Повесть об отроке Тверского князя. Никита Кожемяка. | ||||
7 | А.С. Пушкин. Захарово «детская» пушкинского дома. «Сказка о попе и работнике его Балде» | ||||
8 | П.П.Бажов. «Огневушка-Поскакушка», «Горный мастер» | ||||
9 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | ||||
10 | И.А. Бунин «В деревне» | ||||
11 | В.Г. Короленко «Последний луч» | ||||
12 | |||||
13 | А.П. Куприн «Чудесный доктор» | ||||
14 | Ю.Казаков. «Тихое утро». | ||||
15 | Л.Пантелеев «Две лягушки» | ||||
16 | Контрольная работа «Литературная сказка» | ||||
17 | Л.А. Кассиль «У классной доски» |