Тематическое планирование (1 год обучения)

Тема, тип занятия, форма проведения Основные виды учебной деятельности учащихся Универсальные учебные действия Контрольно-оценочная деятельность
1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Рисуем по образцу. (Вводное занятие)

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия. Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять значение слов и выражений.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Объяснять закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их признакам.

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

ЛУУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

РУУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий.                      Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.                           Учиться работать по предложенному учителем плану.              Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.                    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

ПУУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.          Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.   Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

КУУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.                        Читать и пересказывать текст.                         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.               Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Стартовый контроль Диагностика
2. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. «Кенгуру». Штриховка Прогностический Пооперационный контроль
3. Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие мышления. Графический диктант. «Кошка». Штриховка. Самооценка Самоконтроль  
4. Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие мышления. Графический диктант. «Корабль». Штриховка. Рефлексивный контроль
5. Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Самолет». Штриховка. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
6. Развитие аналитических способностей. Обучение поиску закономерностей. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Жираф». Штриховка. Рефлексивный контроль Прогностический контроль  
7. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу.   Прогностический Пооперационный контроль
8. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. «Носорог». Штриховка. Прогностический контроль  
9. Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие мышления. Графический диктант. «Собака». Штриховка. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль  
10. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. «Верблюд». Штриховка. Прогностический Пооперационный контроль
11. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Ящерица». Штриховка. Самооценка Самоконтроль
12. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. «Лошадь». Штриховка. Рефлексивный контроль
13. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. «Человек». Штриховка. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
14. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль
15. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. «Олень». Штриховка.   Прогностический контроль
16. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Рыбка». Штриховка. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль  
17. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. «Баран». Штриховка. Прогностический Пооперационный контроль
18. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. «Петух». Штриховка. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
19. Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие мышления. Графический диктант. «Пеликан». Штриховка. Прогностический Пооперационный контроль
20. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. «Ослик». Штриховка. Самооценка Самоконтроль  
21. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль
22. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Журавль». Штриховка. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
23. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. «Робот». Штриховка.     Рефлексивный контроль Прогностический контроль
24. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. «Кенгуру». Штриховка. Прогностический контроль  
25. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Гусь». Штриховка. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
26. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Козленок». Штриховка. Прогностический Пооперационный контроль
27. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Слон». Штриховка. Самооценка Самоконтроль  
28. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию счетных палочек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль
29. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. «Петух». Штриховка. Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль
30. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. «Цветок». Штриховка. Рефлексивный контроль Прогностический контроль  
31. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. «Ракета». Штриховка.     Прогностический контроль  
32. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Логически-поисковые задания. Графический диктант. «Рак». Штриховка. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль
33. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговый контроль, Самоконтроль

Содержание программы 1 класс:

В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач.Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

 Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

 В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

 

Обеспечение программы:

Модель занятия:

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

«Разминка» (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

«Тренировка и развитие психических механизмов,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: