Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста

Содержание

Введение. 3

1. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. 5

2. Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых. 9

2.1. Особенности работы в младшей дошкольной группе. 9

2.2. Особенности работы в средней группе детского сада. 10

2.3. Методические приемы ознакомления с трудом взрослых в старшей группе 11

Заключение. 13

Список используемых источников. 15

Приложение. 16

 



Введение

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни. А также дошкольное детство весьма важный возрастной этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальней шее развитие ребенка.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере.

Целью  исследования является – рассмотреть методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Объект исследования – трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – воспитание ценностного отношения к труду.

Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность трудового воспитания в дошкольном возрасте.

2. Охарактеризовать методику ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Общая теоретико–методологическая основа нашего исследования опирается на следующие современные теории: теорию деятельности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец), психологическую теорию личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, В. В. Давыдов, К. Юнг и др.), теорию системного подхода (Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, П. Л. Юдин, Ю. К. Бабанский), теорию средового подхода (С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский, Л. И. Новикова, М. Бернштейн и др.).

Для достижения поставленной цели использовался такой метод исследования как теоретический анализ и синтез.

Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка используемых источников.

 

 



Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста

В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей»[1].

Трудовое воспитание детей раннего возраста — это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка[2]. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачи трудового воспитания дошкольников[3]:

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

- развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

- формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

- развитие навыков организации работы;

- воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике. Вспомнив пословицы о труде и отношения людей к труду («Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая люди, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»).

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых; элементы трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры; игровые действия включаются в процесс труда. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду; проявляют внимание к пассажирам, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т. п.

Для трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста характерен интерес к самому процессу действий. Например, ребенок, полив растения, начинает поливать их снова; разложив для каждого ложки на столе, начинает раскладывать по второй. При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под влиянием воспитателя у детей постепенно развивается способность ставить цель, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, определить последовательность действий), доводить дело до получения результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже не имеющем особой привлекательности, если понимают его значение для других. В этом возрасте зарождается и такой вид трудовой деятельности, как учебная. Для этого возраста характерен коллективный труд.  Эта форма организации труда исследовалась Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, В.Ф. Кушиной, С.А. Козловой, Л.В. Крайковой.

Так С. А. Козлова отмечает, что общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания. Приобретённые трудовые навыки и умения – закрепляются, обучение новым – осуществляется индивидуально.

    Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой, общие цели, каждый ребёнок выполняет и какую то часть работы самостоятельно[4].

Воспитанников средней группы можно познакомить с трудовыми процессами по преобразованию предметов во время экскурсии по детскому саду. Труд няни, повара, дворника, прачки понятен детям своей конкретностью, направленностью на удовлетворение естественных детских потребностей в чистоте, вкусной пище. Воспитатель должен показать значимость этого труда, раскрыть мотивацию и цели деятельности взрослых.
Кроме того, ознакомление детей с конкретными трудовыми процессами (няня моет посуду, меняет постельное белье и т.д.) позволяет показать ребенку ход достижения результата. Это имеет особое значение в связи с тем, что 5-летние дети способны освоить простейшие процессы хозяйственно-бытового труда (сервировка стола, мытье игрушечной посуды, вытирание пыли, стирка салфеток и пр.) в собственной трудовой деятельности в соответствии со структурой деятельности взрослых[5].

Как указала А. Ш. Шахманова, наблюдая за трудом взрослых, необходимо формировать общественное мнение по отношению к человеку - труженику. В опыте народного воспитания человек - труженик, мастер своего дела всегда входил в число наиболее уважаемых людей, пользовался особым почетом.

Одним из средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление их с трудом взрослых. Детей знакомят с различными профессиями, с процессом труда, его содержанием, формируют у них представления о его общественной значимости. Наиболее эффективно в воспитательном плане сочетание приобретаемых детьми знаний с их собственным трудом. Существует несколько разных подходов к ознакомлению детей с трудом взрослых.

Одни авторы (В.И.Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых. Таким образом, дети будут уважать труд взрослых.

Другие авторы (С.А. Козлов, А.Ш. Шахманова), полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком тружеником, с его отношением к труду, а также формировать представление, что профессия появляется в ответ на потребность людей (врач-лечит, учитель-учит)[6]

Формы ознакомления детей с трудом взрослых, способы воспитания эмоционально-положительного отношения к нему могут быть различными. Выбор формы ознакомления детей с трудом взрослых зависит от возраста детей.

Таким образом, анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: