Основные определения и понятия

Сердце - это конусообразный полый мышечный орган, в который поступает кровь из впадающих в него венозных стволов и перекачивающий её в артерии, которые примыкают к сердцу. Полость сердца разделена на два предсердия и два желудочка. Левое предсердие и левый желудочек в совокупности образуют «артериальное сердце», названное так по типу проходящей через него крови, правый желудочек и правое предсердие объединяются в «венозное сердце», названное по тому же принципу. Сокращение сердца называется систола, а расслабление - диастола

Проводящая система сердца - комплекс анатомических образований сердца (узлов, пучков и волокон), состоящих из атипичных мышечных волокон (сердечные проводящие мышечные волокна) и обеспечивающих координированную работу разных отделов сердца (предсердий и желудочков), направленную на обеспечение нормальной сердечной деятельности.

Перикард -наружная соединительнотканная оболочка сердца, в норме отделенная от эпикарда щелью, заполненной серозной жидкостью  полостью перикарда.

Перикард, или сердечная сумка, представляет собой тонкий, но плотный мешок, в котором находится сердце. Перикард отгораживает сердце от других органов грудной клетки, способствует лучшему наполнению предсердий сердца кровью, не позволяет сердцу смещаться и перерастягиваться при выполнении физической нагрузки. Перикард состоит из двух так называемых листков, между которыми имеется полость. Внутренний листок перикарда способен вырабатывать жидкость, своеобразную «смазку», облегчающую трение его листков. В норме в полости перикарда содержится около 25 мл жидкости.

Систола - сокращение какого-либо отдела сердца или сердца в целом. С. начинается с возбуждения соответствующего отдела; благодаря синцитиальным свойствам сердца (см. Синцитий функциональный) возбуждение, возникнув в каком-либо участке, охватывает полностью тот или иной отдел и сокращение сердца подчиняется закону «всё или ничего». В ходе С. кровь выбрасывается в венозно-артериальном направлении; обратному току крови препятствуют атриовентрикулярные клапаны (при систоле желудочков) или сфинктеры устьев магистральных вен (при систоле предсердий). Мощность С. регулируется путем изменения кинетики актомиозиновой реакции в кардиомиоцитах, поскольку иные пути регуляции сократимости, действующие в скелетных мышцах (тетанус и вовлечение) в сердце реализовываться не могут.

С. ЖЕЛУДОЧКОВ - сокращение желудочков сердца, при котором кровь выбрасывается в артерии большого (из левого желудочка) и малого (из правого желудочка) кругов кровообращения. С. ж. разделяется на несколько периодов и фаз (см. Сердечный цикл). Различают общую С. ж., начинающуюся в момент их возбуждения и заканчивающуюся в момент захлопывания полулунных клапанов, и механическую С., включающую лишь фазу изометрического сокращения и период изгнания (см.). Во время С. ж. в магистральные артерии выбрасывается ударный объем крови. Кроме того, в ходе С. ж. за счет смещения книзу замкнутых атриовентрикулярных клапанов происходит активное поступление крови в предсердия. С. ПРЕДСЕРДИЙ - сокращение предсердий, при котором кровь из предсердий поступает в желудочки (см. также Пресистола, Сердечный цикл).

С. СЕРДЦА - период сердечного цикла, включающий сокращения предсердий и желудочков (см. также Сердечный цикл).

 С. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ - период, в течение которого миокард пребывает в возбужденном состоянии. На электрокардиограмме С. э. предсердий соответствует интервал от начала зубца Р до конца зубца Та (последний обычно не регистрируется, так как на него накладывается комплекс QRS), а С. э. желудочков - интервал от начала комплекса QRS до конца зубца Т.

С. ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ - совокупность электрической и механической С.; длится от начала возбуждения какого-либо отдела сердца до

Миокард - название мышечного среднего слоя сердца, составляющего основную часть его массы, требует постоянного кровоснабжения и снабжения кислородом.

Диастола - расширение полостей сердца (связано с расслаблением мышц предсердий и желудочков), во время которого оно заполняется кровью; вместе с систолой (сокращением) составляет цикл сердечной деятельности. При этом открыты митральный и трёхстворчатый клапаны, а лёгочный и аортальный клапаны закрыты.

Эпикард - соединительнотканная оболочка, покрывающая с поверхности желудочки и предсердия. Представляет собой висцеральный листок перикарда и гистологически относится к серозным оболочкам.

Створчатые клапаны - они закрывают предсердно-желудочковые отверстия: Правый клапан имеет 3 створки – трехстворчатый. Левый клапан имеет 2 створки с помощью сухожильных нитей свободные края створок клапанов соединены с сосочковыми мышами стенок желудочков. Это мешает створкам выворачиваться в сторону предсердий.

Полулунные клапаны - около отверстий легочного ствола и аорты тоже есть клапаны, каждый из них состоит из 3-х карманов, отверстия которых направлены в сторону сосудов

 

Заключение

Необходимый багаж знаний о физиологических особенностях детей и подростков нужен любому педагогу и воспитателю для правильной, системной организации учебных и воспитательных работ в школе. Проведение учебных и воспитательных мероприятий в образовательных учреждениях без учета физиологических возрастных особенностей может активизировать патологические изменения в работе того или иного органа, системы или всего организма в целом. Изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» способствует формированию дополнительных компетенций у бакалавров направления «Педагогическое образование». Занятия по медико-биологическим наукам как дидактической категории рекомендует определенную методику. Она слагается из нескольких взаимосвязанных составляющих, к ним имеют отношение дидактические цели и методические приемы.

Педагогические и учебно-воспитательные задачи дисциплины заключаются в вытекающем: дать студентам научные знания о морфологии и жизненно важных процессах организма ребенка, научить прививать им гигиенические навыки и умения, способствующие сохранению здоровья. Научные знания, полученные студентами в определённой системе понятия, способствуют формированию у них клинического мышления и понимания развития человека и природы в целом. Будущий педагог соответственно должен знать анатомофизио-логические специфики организма школьника, возрастные нормативы, гигиенические мероприятия, и соответственно применять комплексы оздоровительных мероприятий в повседневной педагогической практике, так как от этого в большинстве случаев зависит сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: