Управление воеводством

 

Управление поветом

 

Низшим звеном в системе местного управления были державцы (сначала они назывались тивунами), которым давались во временное управление и владение дворы, замки и фольварки (государственные имения). Они присматривали за хозяйством в имениях, получали с него часть или все доходы и одновременно управляли им. Они имели право судить подвластных им простых людей. Для осуществления надзора над крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников. Они следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей. Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники - на территории волости, десятники - в отдельных деревнях. После волочной померы 1557 г. эти должности были заменены сельскими войтами.

В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления - сельские собрания (сходы) и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Они наблюдали за выполнением общественных работ (строительство мостов, замков, дорог), собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия в копе.

В развитии законодательства необходимо подчеркнуть, что источниками права в ВКЛ сначала было древнерусское право («Русская правда»), местные обычаи и судебная практика. В XIV-XV вв. наметился переход от обыкновенного права к писаному, которое вскоре стало основным источником права на территории Беларуси. Первая попытка установить единство правовых норм на всей территории, ограничить самопроизвол судей, а также усилить правовую защиту феодального имущества и ввести жесткие меры наказания была сделана в Судебнике 1468 г. Это был первый кодекс криминального и криминально-процессуального права ВКЛ, одобренный великим князем Казимиром на сейме 29 февраля 1468 г. Однако вершиной систематизаторской и кодификационной деятельности в ВКЛ была разработка и издание Статутов 1529, 1566 и 1588 гг. По совершенству кодификации и широте регулируемых отношений они не имели равных в Европе.

Статут ВКЛ 1529 г. составлен комиссией под руководством канцлера ВКЛ А. Гоштольда (есть предположение, что в составлении и редактировании Статута принимал участие Ф. Скорина). В нем юридически закреплены основы общественного и государственного строя, правовое положение классов, сословий и социальных групп населения, порядок образования, состав и полномочия некоторых органов государственного управления и суда. Статут 1529 г. написан на белорусском языке, имеет важное значение как памятник правовой культуры и языка белорусского народа.

Как и предыдущий, Статут 1566 года был написан на белорусском языке. Более того, поскольку основную часть центральной части ВКЛ составляли белорусские земли, белорусский язык был признан государственным на всей территории княжества.В Статуте 1566 г. определен переход от феодального права собственности к буржуазному. Статья I раздела 7 давала всем феодалам право свободно распоряжаться своими имениями. Полнее изложены и нормы наследственного права.

В Статут 1588 г. проводится идея укрепления правового порядка, при котором все государственные и должностные лица обязаны действовать только в соответствии с законом. Идея правового порядка была направлена, прежде всего, против деспотизма государя, крупных феодалов. Статут 1588 года пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX века, то есть даже тогда, когда Беларусь находилась в составе Российской империи.

Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 годов), которые, включая в себя нормы различных отраслей права, дали мощный толчок развитию права в целом на Беларуси.

В XIV-XVI вв. на белорусских землях интенсивно развиваются города и местечки, которые все в большей степени концентрировали ремесло, торговлю, становились центрами оживленной политической и культурной жизни населения. Если до 1500 г. имеются известия о 83 городах ВКЛ, то через сто лет насчитывалось уже 530 городских поселений. 80 % горожан составляли белорусы. Этнический состав городского населения существенно дополнялся русскими, литовцами, евреями, поляками, украинцами, немцами, латышами и татарами. Разнообразным был конфессиональный состав горожан: православные, католики, униаты, иудеи, мусульмане, кальвинисты и др., но преимущество имели христиане.В конце XV в. в ВКЛ начало распространяться самоуправление городов на основе так называемого «магдебургского права».

Что же давало магдебургское право городу?

• Разрешало создать городскую общину, члены которой пользовались муниципальными свободами: могли заниматься ремесленничеством, торговлей или земледелием, выбирать городской орган власти - магистрат, суд, создавать ремесленные объединения - цехи.

•   Оно освобождало жителей городов от выполнения ряда феодальных повинностей, власти и суда государственной администрации.

•   Ограничивало налоги.

•   Разрешало заиметь городу герб.

На основе процессов феодализации, общественного разделения труда, юридического оформления привилегий, прав и обязанностей населения до середины XVI в. сформировались следующие сословия:

• Шляхта - господствующее, исключительно привилегированное неоднородное сословие в ВКЛ.

•   горожане (мещане), основным занятием которых было торгово-ремесленная деятельность.

• крестьянство, которое до конца XVI в. представляло собой единое сословие крепостных крестьян.

Таким образом, особенности аграрных отношений, рост городов в XIV-XVI вв. выявляют глубокие изменения в хозяйственной жизни, которые взламывали вековые традиции и свидетельствовали о сравнительно высокой степени социально-экономического развития Беларуси того времени.

Можно выделить новый период белорусской истории - период вестернизации белорусской социо-культурной традиции. Он берет начало от судьбоносного для белорусских и литовских земель события - Кревской унии. Именно этот факт самым существенным образом сопричастен к вестернизации ВКЛ. Получение привилегий сначала католической, а затем и православной знатью способствовало оформлению феодальных иммунитетов в классическом, европейском смысле этого слова, формированию шляхетского сословия. В середине второй половины XV в. происходит формирование мещанского сословия через получение городскими общинами Магдебургского права. Материальная культура белорусских городов также приобретает выразительно вестернизованный характер. Под влиянием вышеобозначенных процессов получает распространение концепция сословно-представительной монархии, которая изменяет представления о государстве как патримониальной собственности Великого князя.

Люблинская уния, подписанная в 1569 г. Между ВКЛ и Польшей, стала переломным моментом в историческом развитии Беларуси. Эта уния изменила сами государственно-правовые условия в которых находились белорусские земли. Если до Любленской унии они находились в составе ВКЛ, то теперь вместе с Княжеством оказались в новом государстве - Рече Посполитой.

 



Заключенние

 

Изучив социально-экономические и политические предпосылки формирования Великого Княжества Литовского, роль восточнославянских земель в процессе государственного строительства Княжества, политику власти великих князей, можно сказать что процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток.

Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары).

В результате сложных социально-экономических, военно-политических, этнических и религиозных процессов, которые происходили на белорусских землях в XIV-XVI ст., сформировалась самостоятельная этносоциальная общность - белорусский народ, который имел свою историческую территорию, право, правящую элиту, язык, этническое самосознание, духовно-культурные ценности и общность хозяйственной жизни.

Таким образом, это важнейший период в истории нашего государства. И как бы мы не относились к Великому Княжеству Литовскому, у нас нет причин недооценивать его положительную роль в тех событиях, которые происходили на территории Беларуси в эпоху Средневековья.


 


Список литературы

Бычкова, М.Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV в. До 1569 г. / М.Е. Бычкова.-М.:РАН Ин-т российской истории,1996.-158с..

Довнар, Т.И. Государство и право Белоруссии в XIV-XVI ВВ./ Т.И. Довнар, В.А. Шелкопляс. - Минск: ЕГУ, 2003.-78с.

Скрябина, Л. С. История Беларуси (в контексте мировых цивилизаций) учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1. С древнейших времен до конца XVIII в. / Л. С. Скрябина; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп.- Гомель: БелГУТ, 2008. - 216 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: