Русов Николай Николаевич 126 14 страница

Арестована при допросе 24.09.30 г. в кабинете Э.Р.Кирре по обвинению в участии в подпольной контрреволюционной организации и посещении нелегальных собраний. Содержалась в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ

13.01.31 г. по делу «Ордена Света» Е.А.Поль приговорена к трем годам высылки в Западную Сибирь (райцентр Рыбино Томской области).

По возвращении из ссылки осенью 1933 г. получила развод от А.С.Поля и смогла остаться в Москве благодаря фиктивному браку, позволившему ей сначала изменить фамилию, а затем вернуться к своей добрачной. В дальнейшем работала педагогом вокала и вышла замуж за виолончелиста Павла Алексеевича Шиповского (ум. 22.07.1960), взяв фамилию мужа, которую уже не меняла. Основная ее работа на протяжении долгих лет была связана с Московским педагогическим училищем № 3, а затем со Школой-студией МХАТ, где она проработала до 1977 г. С начала 40-х гг., Е.А.Шиповская поддерживала тесные дружеские связи с А.С.Полем и М.В.Дорого- вой, продолжавшей на квартире А.С.Поля занятия с кружком мистиков.

Реабилитирована определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975 г.

Е.А.Шиповская (Поль) умерла 03.04.93 г. в Москве и похоронена на Введенском (Немецком) кладбище рядом с родителями. Её личный архив находится в РГАЛИ (ф. 3127); опубликованы её воспоминания: Шиповская Е.А. Исповедь рыцаря Света. М., 1998.

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 24.09.30 г.

Мировоззрение мужа — отрицание в основе материи и духа, вера в какую-то первооснову, но он не анархист и не мистик. Мое мировоззрение: отрицаю бога и стала думать как о первооснове материи. Помню, в разговоре с мужем я отстаивала точку зрения материалистов, но он заявил, что это неверно, ибо мертвая материя не может дать жизни, но в то же время он не мог мне привести достаточно убедительных доказательств в подтверждение своих взглядов. Полагаю, что он сам этого не понимает.

Приблизительно года три или три с половиной я по приглашению моего мужа бывала у НИКИТИНЫХ на вечеринках, причем каждый раз я там встречала двухтрех человек, мне не известных. Из посещавших НИКИТИНЫХ знаю АДАМОВУ Елену, ПОКРОВСКУЮ Ирину, КОРОЛЬКОВА Павла, моего мужа, САМАРСКУЮ Елену (Лёку); ЛЕОНТЬЕВА лично знаю, но у НИКИТИНЫХ не видела его. Больше никого из присутствовавших на вечеринках у НИКИТИНЫХ по фамилиям не знаю. На этих вечеринках читали стихи, АДАМОВА рассказывала что-то, докладов никто не делал; знаю, что НИКИТИН собирался делать доклад об Атлантиде, но у себя не делал, делал его в Академии.

Бывали мы с мужем у СМИРНОВА, и они бывали у нас, с ними мы жили в этом году на даче, ст. Переделкино по Брянской ж.д., ШИШКО знаю, видела его в Детском театре; ЗАВАДСКОГО знаю, ибо меня познакомил кто-то в один из вечеров в театре; ВОДОВОЗОВА знаю по Институту Слова, ЛЮБИМОВУ знаю, кажется, видела у НИКИТИНЫХ; ИВАКИНСКУЮ знаю по Институту Слова, БАРКОВ ее муж; ДЕЙКУН я застала у ИВАКИНСКИХ, где она была со своим мужем, БЛАГОНРАВОВЫМ; АРЕНСКОГО знаю, т.к. познакомилась на Кавказе на ст. Лоо. СМИРНОВА я считаю недалеким человеком.

По моему мнению, все названные мною лица по мировоззрению не материалисты, за исключением ВОДОВОЗОВА, который говорит, что все это чепуха — всякие духи и т.п. На вечеринке у НИКИТИНЫХ АДАМОВА читала что-то о черепахе. Читались стихи Блока, Гумилева и др. Эти вечеринки были очень скучные, т.к. в большинстве приходилось сидеть и ничего не делать. Нахожу, что если и существует организация рыцарей, то люди, названные мною, если и состоят в этой организации, то никоим образом они, по моему мнению, не могут быть против советской власти, а также сама организация не может быть контрреволюционной. СОЛОНОВИЧА я знаю, потому что он как-то случайно читал лекции в Институте Слова.

Протокол мной прочтен и записан правильно с моих слов.           Е.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 419-419об]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 25.09.30 г.

<...> НИКИТИНА Леонида Александровича, ШИШКО Владимира Федоровича, ДЕЙКУН Лидию Ивановну, БЛАГОНРАВОВА, БАРКОВА, ИВАКИНСКУЮ, ЛЮ- БИЦКОГО Георгия Александровича, КОРОЛЬКОВА, Феликса Федоровича (как фамилия — не знаю) — этих людей я встретила у НИКИТИНЫХ, но большинство в разное время. Собирались же мы этим десятком главным образом у ИВАКИНСКОЙ, вернее, только у нее на квартире. Во время сборищ почти никогда не бывали в полном составе, т.к. артисты БЛАГОНРАВОВ и ДЕЙКУН часто отсутствовали. Отсутствовал также часто и ШИШКО. Собрания происходили приблизительно раз в месяц.

На собраниях высказывались почти все, т.к. имелось в виду, что каждый должен себя как-то проявить, сказать что-либо. Говорилось о древнем Египте, рассказывали о своих личных хороших поступках. Так, хорошо помню, что ЛЮБИЦКОМУ и КОРОЛЬКОВУ, не имеющим отношения к искусству непосредственно, предлагалось рассказывать о своих хороших поступках. Такое задание они получили на одной из вечеринок также у ИВАКИНСКОЙ. Говорилось вообще об искусстве в плоскости — как лучше подействовать на людей посредством искусства. Считали, что надо устраивать концерты и каждому на этих концертах проявлять себя, кто как может в качестве исполнителя. Организовался кружок по искусству таким образом: как-то пришла к ИВАКИНСКОЙ и на ее квартире застала несколько человек. Шел разговор об искусстве, и решили создать кружок по искусству. Значительно позже НИКИТИН говорил о «Храме Искусств», упоминал, что в древнем Египте были такие «Храмы Искусств». В этих «храмах искусств» были три степени: первая, самая низшая, когда человек только овладевает каким-либо из видов искусства; вторая и третья — более высокие. Причем говорилось, что задачей каждого является заниматься искусством, если он имеет к нему какое-либо отношение, для того, чтобы через это искусство действовать облагораживающе на людей, тогда он и сам станет лучше. Сроков никаких не намечалось. Не помню, говорила я мужу или нет о существовании указанного мною кружка.

Протокол мною прочтен и записан правильно с моих слов.          Е.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 422-423]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 29.09.30 г.

Насколько помню, в 1925 г. я была посвящена в рыцари 1-й степени «Храма Искусств» НИКИТИНЫМ Л.А. в присутствии почти всех, входивших в наш кружок. Посвящение происходило на квартире ИВАКИНСКОЙ. При посвящении говорили несколько слов, прикасались рукой к плечу и говорили: «Встаньте!» Посвященный должен был дать обещание хранить тайну и быть мужественным и смелым (как рыцарь). На собраниях, когда присутствовал НИКИТИН, имелась белая роза — у него или она лежала на столе. Роза означала символ чистоты. Легенды, рассказываемые НИКИТИНЫМ, по своему содержанию очень непонятные и запутанные, похожи на самую фантастическую сказку. Я полагаю, что НИКИТИН сам это сочиняет. На одном из собраний зашел разговор о том, почему члены кружка должны называться рыцарями; НИКИТИН ответил, что это подразумевает, что «качества, которые имеют члены кружка, такие же, как имели средневековые рыцари, с той только разницей, что тогда все происходило на земле физического свойства, а теперь доблести рыцарей должны быть доблестями духовными».

Протокол мною прочтен и верно записан с моих слов.                  Е.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 423-423об]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 30.09.30 г.

СМИРНОВА и КОРОЛЬКОВА я знаю по Институту Слова еще с 1920 г., с ними вместе я училась. Тогда же узнала и ИВАКИНСКУЮ, которая тоже училась там. С НИКИТИНЫМ меня познакомил муж, который с ним был знаком раньше. Насколько помню, первый раз к НИКИТИНЫМ я пошла вместе с мужем. По всей вероятности, на вечерах у НИКИТИНЫХ я была раза два и одна, без мужа. У ИВАКИНС- КОЙ я часто бывала на вечеринках. Бывала на вечеринках у НИКИТИНЫХ, а также у ИВАКИНСКОЙ. Как-то я встретила у ИВАКИНСКОЙ, НИКИТИНА и еще несколько человек, предполагала, что у нее гости, и осталась. В разговоре затрагивались вопросы искусства и его значения, причем решили встретиться еще раз, назначив день. Мне показалось, что такой разговор шел не впервые, имел место и раньше. После посещения мною нескольких собраний я была посвящена в рыцари Ордена «Храма Искусств». На этих собраниях говорили о работе над собой, воспитании духа, твердой воли и избавлении от имеющихся недостатков (помощь близким), а в области искусства — овладевать отраслью искусства для того, чтобы через нее влиять на людей облагораживающе, т.к. искусство может смягчать дурные инстинкты и пробуждать лучшие чувства.

Собрания кружка бывали двух видов: 1) на которых рассказывались легенды НИКИТИНЫМ и 2) деловые, когда члены Ордена обсуждали виды нашей работы. Собрания чередовались, но не строго. Собрания происходили приблизительно раз в месяц. Кружок просуществовал приблизительно год, после чего распался, т.к. все начали выходить из кружка. Насколько помню, первым из кружка ушел ШИШКО. Мужу о том, что была посвящена в рыцари, я не говорила, т.к. было сказано, что не надо говорить никому, даже самым близким. Говорил ли НИКИТИН ему об этом — я не знаю, но считаю, что нет.

Припоминаю, м.б. с большими неточностями, легенду о рыцаре, нарушившем три раза свой обет. В первый раз он обещал помочь другу, а на пути, встретив женщину, окруженную разбойниками, оказал помощь женщине, но опоздал к другу. Во второй раз из-за женщины он отказался помочь вдове, чем лишил ее возможности выиграть дело в суде об имуществе, которое она потеряла. Когда же он захотел жениться на этой женщине, она обернулась дьяволом. Третий случай не помню, но смысл тот же, что из-за личного интереса кому-то не помог. Идеи, вытекающие из этого: 1) человек абсолютно свободен в выборе, как поступить в том или другом случае, и 2) за несдержанное слово он всегда расплачивается.

Боюсь, что смысл последней фразы мною передан неверно, сейчас совершенно не помню, как еще объяснить эту легенду.

Вторая — о каком-то храме, построенном неизвестно где, вне времени и пространства с целью подействовать на психику существ, находящихся в том месте, обладавших еще звериными инстинктами и не осознавших себя.                                                           Е.Поль.

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 427-427об]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 14.10.30 г.

Вспоминаю одну из вечеринок, которая называлась «праздником» и происходила 25 декабря. Мы сидели за круглым столом, накрытым скатертью, в середине которого стояла чаша с вином, накрытая белым с черным крестом посреди. Сверху лежала какая-то веточка. Кроме того, на столе лежало Евангелие, заложенное голубой лентой. Праздник начался с вопроса младшего из присутствовавших о том, есть ли совершенная красота. Все остальные по очереди отвечали на этот вопрос, после чего можно было приступить к еде. После руководитель рассказывал какой-то миф, содержания которого совершенно не помню. Праздник закончился чтением хором какого-то стихотворения. Забыла прибавить, что на стене висело изображение рыб, а в руке корифея была небольшая черная палочка, которой давался знак к какому-либо действию. Это происходило на квартире ИВАКИНСКОЙ. Присутствовали все члены кружка, т.е. ШИШКО, ЛЮБИЦКИЙ, КОРОЛЬКОВ, ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВ, ИВАКИНСКАЯ и БАРКОВ, НИКИТИН и я.

Говорилось, что в дальнейшем должны были быть еще праздники, кажется, был еще один, но что именно происходило — совсем не помню, т.к. он был похож на первый.

Вспоминаю, что однажды была на одном из концертов, кем организован — не знаю, в котором принимали участие ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВ.

У нас была библиотека, причем книги были переписаны и оставались на руках того, кто их имел. Часть книг находилась у КОРОЛЬКОВА.

О переплетном деле я знаю только то, что ВОДОВОЗОВ умел переплетать книги, чему научился в тюрьме. В тюрьму же он попал, кажется, за то, что уехал раньше срока со службы из Средней Азии.

Относительно карточек дело было так: в один прекрасный день муж мне показал пачку открыток, среди которых были фотографии членов царской семьи. Он их нашел среди старых, нам не принадлежащих вещей и хотел сохранить их, т.к. они были хорошо изданы и художественны.                                                                                                                  Елена Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 430-430об]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 24.10.30 г.

Об Ордене «Храм Искусств» я узнала от мужа, который приблизительно в 1924 г., как я считаю, случайно об этом проговорился. Так как все это мне показалось любопытным, то я спросила, не могу ли я об этом что-нибудь узнать. Оказалось, в то время это было невозможно, а позднее, когда организовался кружок НИКИТИНА, я была принята в него на квартире ИВАКИНСКОЙ, в комнате ее мужа. Прослушав несколько мифов, я была переведена во 2-ю степень. Отличие между степенями заключалось в знаке приветствия (в 1-й руки складывались крестом низко, во 2-й рука клалась на грудь или на талию, одна рука). Затем каждый мог иметь белую розу и присутствовать при посвящении во 2-ю степень. Младший рыцарь не мог знать о том, что делает старший, а старший может. Об этом я слышала от своего мужа. Во 2-ю степень мы перешли в конце зимы; вскоре после этого, прослушав один миф, кружок был распущен на лето. Осенью было несколько собраний, причем многие стали посещать их очень неаккуратно. Прослушан был еще один миф, и затем было решено все прекратить, т.к. не чувствовалось у всех больше к этому интереса. НИКИТИН, находя, что интерес к этому все больше и больше пропадает, предложил наш кружок закрыть.

В кружке были КОРОЛЬКОВ, Феликс Федорович, ИВАКИНСКАЯ с мужем, ДЕЙКУН и БЛАГОНРАВОВ, ШИШКО, ЛЮБИЦКИЙ, временно СМИРНОВ и я. Все были переведены во 2-ю степень НИКИТИНЫМ. Относительно СМИРНОВА не помню. Кружок должен был состоять из 10 человек, но говорилось, что он может быть и в 5 человек, т.к. это удобней при существующих квартирных условиях.

На празднике, о котором я говорила в прошлый раз, читался хором гимн [архангелу] Михаилу.

К нашему кружку АРЕНСКИЙ не имел никакого отношения. С АРЕНСКИМ я познакомилась на одном из концертов, несколько лет тому назад.

Узнав о существовании Ордена, я из любопытства захотела попасть в него. Те идеи, которые там внушались, казались мне высокими и благородными, поэтому я продолжала там находиться. Идеи эти состояли в служении человечеству путем работы над собой, чтобы через личное усовершенствование улучшать и других, а также в помощи людям.

Находясь в заключении и узнав из показанных мне документов, что Орден имел и другие цели, а именно свержение советской власти, о чем я до последнего момента не имела понятия (иначе ни одной минуты не осталась бы там), я отказываюсь от участия в нем, считая его контрреволюционным, и считаю необходимым борьбу с таковым, как вообще со всякой контрреволюцией.    Е.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 430об — 431]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 30.10.30 г.

У нас была книга по масонству. Ее подарил мужу, кажется, НИКИТИН. Это большая книга в коричневом переплете, на котором нарисованы две перекрещивающиеся кости. Относительно двух масонских книг, подаренных НИКИТИНУ с надписью моей и мужа, я совсем не помню. Представляю, что могло быть так: мой муж, купив где-то эти книги, предложил мне сделать на них надпись. Возможно, я это и сделала. О КАРЕЛИНЕ я узнала, только когда он умер. На похоронах его я не была.

О масонстве я вообще ничего не знаю и никогда не интересовалась. Елена Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 431об]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 08.12.30 г.

Относительно АРЕНСКОГО я знаю, что он руководил кружком, в который попал мой муж. Позднее я познакомилась с его женой, Верой Георгиевной ОРЛОВОЙ. Я встретилась с ней и подружилась раньше, чем она вышла за АРЕНСКОГО, и бывала у ней. Последние года два я бывала очень редко, т.к. была постоянно занята в техникуме. У моего мужа был кружок, в который входила ЛЮБИМОВА Варвара Николаевна, ЛЕОНТЬЕВ Константин Иванович и его жена, Надежда Алексеевна, СМИРНОВ Евгений Николаевич и КОРОЛЬКОВ Павел Ефимович. Иногда кто-нибудь из них заходил к мужу, который просил меня уйти во время разговора. Собраний этого кружка при мне ни разу не было у нас. Я знала, что муж несколько раз ездил на Немецкую улицу, кажется, читать какие-то лекции. Кто там бывал, я не знаю, кажется, там бывала САМАРСКАЯ и еще какие-то барышни.

Когда прекратился кружок НИКИТИНА, то через некоторое время моему мужу был поручен другой, в который из нашего (Никитинского) вошли КОРОЛЬКОВ П.Е. и СМИРНОВ Е.Н., остальные вышеупомянутые в состав нашего кружка не входили.                    Елена Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 434]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 23.01.31 г.

Несколько лет тому назад была с мужем на гражданской панихиде КАРЕЛИНА в Кропоткинском музее.

Один раз в нашей квартире собрался кружок, руководимый АРЕНСКИМ. В нем участвовала, кроме меня и мужа, Софья Яковлевна БЕРНЕР. С ЕВСТРАТОВОЙ я познакомилась в Институте Слова и несколько раз встречалась с ней на вечерах. Раза два она была у нас. Весной 1930 г. участвовала вместе с ней на вечере в Студии ЗАВАДСКОГО в пользу Студии по приглашению одной из учениц Студии — ВАСИЛЕНКО.                                                                            Е.Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 437]

ПОКАЗАНИЯ ПОЛЬ Е.А. 13.02.31 г.

У нас в квартире жила Надежда Дмитриевна ПОЛИВАНОВА. Приблизительно в 1920 г. она приехала из Вятки, чтобы поступить в вуз. Она его окончила, поступила на службу библиотекарем в Наркомзем, где работает и сейчас. Она очень скромная и застенчивая, все еще провинциалка. В прошлом году она вышла замуж и уехала от нас. Теперь у ней маленький ребенок. В течение всего этого времени она несколько раз приходила к нам, правда, очень редко, главным образом когда слышала музыку и пение. На вечеринке где-то у Даниловской заставы, кажется, она с нами была, но наверное сказать не могу. Этим летом она жила с нами на даче.

На Рождестве (не помню, в каком году) у матери Татьяны Дмитриевны СМИРНОВОЙ в числе приглашенных была Ольга Эрастовна ОЗАРОВСКАЯ, которая теперь живет в Ленинграде. Это старушка, лет 60, бывшая преподавательница в Институте Слова, известная рассказчица русских сказок и былин.

Относительно деятельности Ордена я ничего больше не знаю. Елена Поль

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 437-437об]

ПРОФЕРАНСОВ Николай Иванович

(1885—1934)

Проферансов Николай Иванович родился 23.10.1885 г. в г. Бобруйске Минской губернии в семье чиновника, имевшего чин титулярного советника. Мать — Мария Георгиевна Проферансова. С 1904 г., будучи учеником 7-го класса тульской гимназии, Проферансов попал под надзор полиции из-за активной пропагандистской деятельности, связанной с Тульским комитетом РСДРП. 23.10.1904 г. он был арестован в г. Варшаве, препровожден в Тулу и заключен в Тульскую губернскую тюрьму, откуда освобожден под залог 05.04.1905 г. Вторично арестован в Москве 20.03.1908 г., когда во время обыска у Проферансова было обнаружено «много брошюр и прокламаций противоправительственного содержания», и приговорен к 10 месяцам тюремного заключения.

В 1912 г. Проферансов был уже женат (жена — Ефросиния Михайловна Проферансова, «синдикалистка по убеждению») и являлся фактическим редактором газеты «Мир». В 1920—1922 гг., согласно собственным показаниям и показаниям Я.Т.Чаги, был лектором Народного университета в г. Пятигорске. Дальнейшие сведения о Н.И.Проферансове содержатся в его показаниях от 15.08.30 г., когда он работал техническим редактором в Большой Советской Энциклопедии и жил в Москве, в Хлебном переулке, д. 9, кв. 12. К этому времени Проферансов разошелся с первой женой, от которой у него был сын Юрий, 1910 г. рожд., студент Горной академии, дочери Ирина, 1906 г. рожд., студентка Ленинградского университета, и Елена, 1907 г. рожд.., студентка 1-го МГУ, а сам он был женат вторым браком на Юлии Митрофановне Аносовой, урожденной Бутусовой, бывшей жене Г.И. Аносова.

Сведения о жизни и деятельности Н.И.Проферансова чрезвычайно скудны. Можно полагать, что он познакомился с А.А.Карелиным в 1918—1921 гг., став одним из наиболее активных его сподвижников в распространении орденского движения и литературы. Так, с Проферансовым напрямую связан «Орден Духа», возникший в студенческой среде Нижегородского университета в 1924—1925 гг.; определенные связи у него были с мистиками и богоискателями сочинских кружков, в частности с Я.Т. Чагой, ему принадлежит «Легенда о рыцаре де Лонгле», с большой долей вероятности — часть других орденских легенд и какие-то сочинения на темы средневекового рыцарства, ходившие в орденском «самиздате». Кроме того, теперь достоверно известно из письма И.Н.Иловайской (по «делу» — И.Н.Уйттенховен-Иловайская) от февраля 1995 г., что именно Проферансов был руководителем рыцарского кружка, в который она входила после посвящения, полученного от Б.М.Власенко.

Проферансов был арестован 14.08.30 г. в Новой Мацесте (Сочи) на квартире Н.З.Дешевой и Я.Т.Чага; допрашивался в Сочи, затем 21.09.30 г. по требованию ОГПУ был отправлен в Москву вместе с Н.А.Ладыженским, где содержался в Бутырской тюрьме. При обыске 11.09.30 г. на его квартире в Хлебном переулке изъята переписка, рукописи, восемь экземпляров «Бюллетеня памяти Кропоткина», одна книга А. Белого, книга «Жизнь и деяния Бакунина» и четыре фотографии. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» Проферансов приговорен к пяти годам тюремного заключения в Челябинском политизоляторе, однако решением ОСО ОГПУ от 09.07.33 г. освобожден досрочно с отбыванием оставшегося срока ссылки в Средней Азии.

Умер 12.03.34 г. Место смерти неизвестно. Основанием для даты смерти Н.И.Проферансова служит следующий документ в материалах дела «Ордена Света»: Постановление (сов. секретно). 09 октября 1938 г., я оперуполномоченный 3 отделения 2 отдела УББ НКВД Лебедев Н.А., рассмотрев дело-формуляр № 9389 на ПРО- ФЕРАНСОВА Николая Ивановича 1885 г. рождения и найдя, что Проферансов Н.И., осужденный за конр-революционную деятельность как украинский националист (так! — А.Н.), умер 19.03.34 г. (Справка 1-го Спец. Отдела НКВД). Постановил: дело дальнейшей разработкой прекратить и сдать в архив 8-го отдела ГУГБ НКВД.» [ЦА ФСБ РФ, Р-33312, л. 495].

Реабилитирован определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 02.09.1975 г.

ПОКАЗАНИЯ ПРОФЕРАНСОВА Н.И. 15.08.30 г.

Сообщаю о себе следующие сведения: мне 44 года, сын оружейного мастера Тульского оружейного завода. Высшее образование: университет Шанявского, историкофилософское отделение. В царское время принимал участие в революционном движении. С 1903 г. вел работу в рабочих кружках в г. Туле. В 1904/5 г. привлекался по делу Тульского комитета РСДРП(б). В 1906/7 г. работал в военной организации РСДРП(б), в частности в нелегальной типографии в Москве. В 1909/10 гг. сидел один год в Казанской тюрьме за хранение нелегальной литературы. В 1917 г. был в числе делегатов 1-й запасной артиллерийской бригады, перешедшей на сторону революции. В марте- июне 1917 г. — член Московского Совета солдатских депутатов и редактор газеты «Советы» и «Солдат-гражданин». В Октябрьскую революцию — секретарь районного Совета «Благуша-Лефортово» в Москве, затем член Коллегии школ взрослых Наркомп- роса. Позже — помощник ученого руководителя в Институте Маркса — Энгельса, с 1926 г. технический секретарь Большой Советской Энциклопедии. По убеждениям теоретически сочувствую анархическому коммунизму, но ни в каких организациях нелегального порядка при советской власти никогда не участвовал.

Знакомые по Москве: академик В.П.ВОЛГИН, профессор А.А.СОЛОНОВИЧ; знают меня Н.И.МУР АЛОВ, В.Н.ФИГНЕР, С.Г.КРОПОТКИНА, Н.К.ЛЕБЕДЕВ — секретарь Кропоткинского музея, но все эти лица ни в каком организационном отношении со мной не были связаны, и знакомства эти носят личный характер. С Петром Алексеевичем КРОПОТКИНЫМ встречался в 1918 г., когда я был редактором еженедельника «Рабочая жизнь». Был знаком (поверхностно) с А.А.КАРЕЛИ- НЫМ — был у него несколько раз, последний раз был у него в квартире, кажется, в 1925 году, зимой. Познакомился с ним приблизительно в 1923—1924 гг.

С ЛАДЫЖЕНСКИМ Николаем Алексеевичем я не знаком. БОГОМОЛОВА Николая Константиновича я встретил впервые, по-моему, у КАРЕЛИНА. С Яковом Трофимовичем ЧАГОЙ познакомился в 1920 или 1921 г. в Пятигорске, где я читал лекции в Народном университете, в котором он иногда бывал.

Оккультизмом в узком смысле не интересовался. Теософическая и антропософическая литература мне абсолютно чужда. Существовал у меня интерес к сектантским движениям, как к одному из элементов возможной социалистической работы в деревне — так мне казалось в 1918—1923 гг., но никакой работы с сектантами я не вел. К этому добавляю, что я готов давать показания лично о себе, но мне было бы, как старому революционеру, немыслимо давать какие бы то ни было показания, которые могут так или иначе нанести вред и беспокойство людям, с которыми я ничего общего не имею. Я уверен, что у соввласти есть достаточно возможностей устанавливать необходимые ей факты и помимо моих показаний о других людях.

Н.Проферансов

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 459-461об]

ПОКАЗАНИЯ ПРОФЕРАНСОВА Н.И. 24.08.30 г.

В предъявленном мне обвинении в участии в нелегальной политической организации, ставившей своей целью проведение в жизнь анархических идей через различные религиозные и другие объединения, виновным себя не признаю и по существу дела показываю, что после Октябрьской революции ни в каких политических группировках не состоял. По существу заданных мне вопросов показываю:

1) Предъявленный мне устав кружка без определенного заглавия, начинающийся словами «Я есмь дверь...» и пр. — я никогда не видел, также не видел ничего подобного. По своему содержанию этот устав имеет тенденции религиозного анархизма.

2) Предъявленную мне рукопись «Рыцари и короли Грааля» я знаю, видел книгу Юлли на немецком языке, по-моему, она имеется в Институте Маркса и Энгельса в Москве, когда я там работал с 1923 по конец 1925 г., заведовал кабинетом, где хранилась литература по истории социализма.

3) Предъявленную мне рукопись «Голубой Арл» я не читал и нигде не видел; отпечатанную рукопись, начинающуюся словами «Современное человечество...», также не видел; космогонию манихейцев — не видел, идеал манихейства мне знаком, когда-то о манихействе читал; «Атлантиду» не читал; «Послание немногим» — не читал, это что-то вроде толстовства. «Наяву или во сне», «Два Калиостро», «Он ли это?» — не читал и не видел. «О страданиях» Николаева тоже не читал, это толстовское; «Похождения бесподобного рыцаря Дон Кихота» — также не читал.

4) Относительно современного Ордена тамплиеров мне ничего не известно; мельком я как-то слышал в Кропоткинском Комитете, года три-четыре тому назад, что у арестованных в Москве анархистов спрашивали в ОГПУ об Ордене тамплиеров; кто это мне говорил — не помню. Кто из анархистов тогда был арестован — не помню.

5) С БОГОМОЛОВЫМ Николаем Константиновичем я встречался несколько раз в Кропоткинском музее, на заседаниях комитета. Это было в 1923, 1924, 1925, 1926 годах. После 1926 г. он был у меня дома несколько раз, я у него бывал. Последний раз мы встречались с ним месяца три-четыре тому назад, у меня. Разговоры касались его службы, рыбной ловли, отдыха и вообще носили пустопорожний характер. Также и о делах Кропоткинского музея, где БОГОМОЛОВ был членом Комитета.

6) Таких случаев, когда бы при наших разговорах присутствовал кто-либо другой, — не было. Это объяснялось случайностью. На какие-либо религиозные или мистические темы мы никогда не разговаривали.

7) Таких случаев, когда бы приходил, в частности, молодой человек БОРМОТОВ Александр Васильевич к БОГОМОЛОВУ и там был я, — я не помню. Такого случая не было. ЛАДЫЖЕНСКОГО Николая Алексеевича никогда не знал, у БОГОМОЛОВА или у себя в доме не видел. Предъявленная мне фотография ЛАДЫЖЕНСКОГО мне не знакома.

8) У КАРЕЛИНА я бывал в 1923-25 гг., может быть, в начале 1926. Такие случаи, что я встречался там с БОГОМОЛОВЫМ, — бывали. СОЛОНОВИЧА у КАРЕЛИНА как будто не встречал. БОГОМОЛОВА с СОЛОНОВИЧЕМ, или наоборот, также не встречал. МИРТОВА не знаю, с ним не встречался.

9) О моем политическом мировоззрении. Считаю себя по убеждениям близким к анархическому коммунизму. Являюсь противником иных воздействий на мировоззрение, кроме путем убеждения методом пропаганды анархизма. Считаю возможным работать в учреждениях соввласти.

Протокол мне прочитан, записан с моих слов, правильность подтверждаю.

Н.Проферансов

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 6, л. 455-456]

ПОКАЗАНИЯ ПРОФЕРАНСОВА Н.И. 25.08.30 г.

Относительно заданных мне вопросов сообщаю:

1) Черновики «Волков. Вятская губерния» с написанными мною на обороте заметками о Диккенсе на английском и русском языке взяты мною из черновых материалов, напечатанных в БСЭ.

2) Обрывки с записанными мною на обороте заметками «Цвейг о Диккенсе» взяты мною из черновых материалов БСЭ.

3) Обрывки с написанными на них карандашом моими заметками о Диккенсе из материалов, напечатанных моей женой, — это перевод, сделанный мною, книги Баумена «Новый мир. Проблема политической географии». Машинку я одалживал у Ирины Николаевны УЙТТЕНХОВЕН.

4) С ЧАГОЙ я познакомился в 1921 г. в Пятигорске. Он посещал доклады и лекции, которые читались в Народном университете на исторические и историко-литературные и философские темы. Читал Николай Глебович ВИНОГРАДОВ, академик КИСТЯКОВСКИЙ, читал я, читал МАЛЫШЕВ. Я читал два доклада по философии истории и о Толстом. Основной контингент посещавших лекции были слушатели Народного университета, и посещала всякая желающая публика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: