Следует добавить, что весьма напряженная работа в Штабе РККА оставляла весьма мало времени для всяких посторонних интересов. В 1922 г. я демобилизовался, поступил во ВХУТЕМАС и очень много работал по различным театральным журналам в качестве интервьюера и зарисовщика и попытался выступить также в качестве театрального художника. К этому времени относятся мои знакомства с актерским миром Москвы, которые дальше зарисовок и попыток предложить свои услуги в качестве художника никогда не заходили. Еще раз повторяю, что на так называемые «мистические» или социальные темы я с актерами не разговаривал. Антропософия была последним моим увлечением такого порядка.
Повторяю, что «оккультизмом» (французским или йогой) я не интересовался никогда, а к «мистике» всегда испытывал искреннее отвращение. Ни в каких оккультных обществах, союзах или орденах я не состоял и не состою. Постепенно простое несогласие с этими формами дуалистических учений перешло в сознание их враждебности существующему строю, чем объясняется моя работа в Союзе воинствующих безбожников в последнее время (примерно в течение двух с половиной лет). Эта работа нашла свое отражение в уже упоминавшейся мною повести «Рыцари против бога». Форма рыцарских повестей, в которую облечены мысли этой повести (это, собственно, единственное крупное мое произведение в 5 печатных листов, писавшееся урывками в течение нескольких лет), так же как и форма большинства моих рисунков, объясняется всегдашней любовью к средневековью и к средневековым чертежам.
|
|
7) По существу предъявленного мне обвинения считаю нужным сказать, что считаю его результатом несчастного (для меня) стечения обстоятельств: никогда ни в каких контрреволюционных организациях я не состоял, бывшие у меня знакомства с анархистами были чисто личными и никакой связи с ними как с членами определенной организации, или через них с самой этой организацией, я не имел и не имею. Никогда, нигде, никакой противосоветской агитации не вел, всегда сочувствуя политике партии. Наконец, всегда искренне старался всеми силами принять участие в работе социалистического строительства, это доказывается отчасти моим двукратным добровольным вступлением в ряды Красной Армии в моменты, когда международное положение СССР было далеко не блестящим, т.е. в мае 1918 г. и октябре-ноябре 1927 г. Позволю себе добавить, что все здесь изложенное наверное не откажется подтвердить (по крайней мере, в общих чертах) старый большевик Сергей Николаевич ПЕТРОВ, знающий меня с детского возраста настолько, что он считал меня вполне достойным вступить в ряды партии.
|
|
Впрочем, считаю, что нахождение у меня на квартире анархических материалов, вроде предъявленных мне (см. выше), заслуживает соответствующего воздаяния, и арест свой с имеющими быть последствиями считаю справедливым.
Показания написаны собственноручно. Уйттенховен
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 12—15]
УЙТТЕНХОВЕН Ирина Николаевна
(1904— 1995)
Уйттенховен Ирина Николаевна, урожд. Иловайская, родилась 03.04.1904 г. в г. Новогрудок Минской губернии. Окончила среднюю школу, в 1919 г. служила в Нар- комфине кассиршей на книжном складе, потом в библиотеке ВЦИКа в Кремле; в
1920 г. работала машинисткой-переводчицей в Полномочном представительстве РСФСР в Латвии (г. Рига), где вышла замуж за А.В.Уйттенховена, помощника военного атташе. По возвращении в Москву училась в театральной студии и работала машинисткой на дому. В 1923 г. поступила переводчицей на Международные Ленинские курсы. К моменту ареста была безработной и жила вместе с матерью, Анной Ивановной Иловайской, работавшей стенографисткой в РКИ, приемным братом, Александром Ивановичем Иловайским, и мужем, А.В.Уйттенховеном, по адресу: Са- дово-Кудринская, 25, кв. 18.
И.Н.Иловайская считала себя анархисткой-коммунисткой с 14-летнего возраста, т.е. с 1918 г., однако, по ее словам, с А.А.Карелиным она познакомилась только в
1924— 1925 гг. в санатории на Воробьевых горах. Судя по всему, это знакомство произошло раньше последней даты, поскольку познакомил их, действительно, ее муж,
А.В.Уйттенховен, к тому времени уже принятый Карелиным в Орден тамплиеров и занимавшийся в Карелинском кружке, после чего спустя какое-то время произошло и ее собственное посвящение, выполненное Б.М.Власенко (т.е. происходившее до его ареста 03.04.25 г.). В последующем, Иловайская занималась в рыцарском кружке, который вел Н.И.Проферансов, а затем, после знакомства с А.А. и А.О. Солоновича- ми и после смерти А.А.Карелина 20.03.26 г., была введена в члены Комитета по увековечению памяти А.А.Карелина и в состав Анархистской секции Кропоткинского Комитета (16.01.28 г.).
Арестована в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. При обыске изъято: 1) схема, напечатанная на машинке, 2) рукопись «Что такое анархисты-коммунисты», 3) историкокритический очерк социально-экономических основ государства и общества,
4) «Формы анархического общества» по книге П.А.Кропоткина «Современная наука и анархизм», 5) два листа машинописи, начинающиеся словами «Очевидно, сущность действ...» и заканчивающиеся «...нашего царства тьмы», 6) машинопись «Наше отношение к коммунистам», 7) подписной лист № 3 на памятник А.А.Карелину,
8) две пачки напечатанных на машинке стихов и записок, 9) 6 пачек записок, написанных от руки, 10) 2 блокнота, 11) 2 записные книжки, 12) 4 общие тетради с записями, 13) книга А.С. Шмакова «Международное тайное правительство».
25.09.30 г. И.Н.Уйттенховен было предъявлено обвинение в участии в подпольной антисоветской организации, организации подпольных кружков и распространении нелегальной литературы. Основным пунктом обвинения была рукопись «Что такое анархисты-коммунисты», признанная следствием «прокламацией, призывающей к восстанию», авторство которой И.Н.Уйттенховен упорно приписывала себе. Содержалась в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» И.Н.Уйттенховен была приговорена к трем годам заключения в Челябинском политизоляторе, а после окончания срока постановлением ОСО ОГПУ от 10.06.33 г. была выслана на три года в Среднюю Азию, в г. Ташкент.
10.08.37 г. И.Н.Иловайская-Чумак1, была арестована с группой ссыльных анархистов по обвинению в нелегальной контрреволюционной деятельности. Постановлением ОСО НКВД СССР от 27.03.38 г. все члены указанной группы, в том числе И.Н.Иловайская, были приговорены к восьми годам исправительно-трудовых лагерей по ст. 66, ч. 1, и ст. 67 УК. Время ее освобождения неизвестно, однако можно думать, что по отбытии срока она вернулась в Ташкент, потому что по представлению МГБ Узбекской ССР 13.02.50 г. Постановлением ОСО при МГБ СССР И.Н.Ило- вайская в этот раз была направлена уже на бессрочное поселение в Карагандинскую область, откуда освободилась только 10.09.54 г. Приговоры от 27.03.38 г. и 13.02.50 г. в отношении ее отменены постановлением Верховного суда Узбекской ССР 05.08.57 г. Но по делу «Ордена Света» она была реабилитирована определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР только 02.09.1975 г.
|
|
Все последующие годы И.Н.Иловайская жила в Ташкенте, работая переводчицей и библиотекарем в одной из научных библиотек города. Умерла она 6 мая 1995 г. в Ташкенте, успев написать обширные воспоминания (полностью не изданы) и оставив прекрасные стихи, частично опубликованные в книге: Никитин А. Rosa mysti- ca. Поэзия и проза российских тамплиеров. М., «Аграф», 2002, с. 211-234.
же по приезде в Ташкентской больнице. Таким образом, этот трагический по своим последствиям брак с Чумаком оказывается третьим по счету.
ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. 13.09.30 г.
Анархо-коммунистка с 14-летнего возраста. Советскую власть не признаю, как и всякую другую. До 1921 г. училась. Сначала служила в Наркомфине на книжном складе кассиршей. В 1919 и 1920 гг. служила в Кремле в библиотеке ВЦИКа сперва техничкой, потом делопроизводителем, а затем библиотекарем; с Кремля я, получив командировку, выехала в Ригу в полномочное представительство РСФСР машинист- кой-переводчицей. Там вышла замуж за секретаря нашего военного атташе и вернулась в Москву в 1921 г., где поступила в театральную студию. Закончив студию, я решила, что у меня к театру нет призвания, и стала заниматься дома самообразованием, брала работу на дом по переписке на машинке и переводу. В конце 1923 г. поступила переводчицей на Международные Ленинские курсы. В 1924—1925 гг. я проживала на Воробьевых горах на даче и там познакомилась с КАРЕЛИНЫМ. Я пожелала ближе познакомиться с анархическим движением, но он сказал, что «успеете еще посидеть, еще вам рано». С анархизмом не связана, знала кое-кого по Карелинскому Комитету, который теперь уже давно не собирается. Ни одной фамилии называть не буду, т.к. иначе это было бы не этично, что совершенно ясно.
|
|
Мистические стихи писала по личному настроению, т.к. люди любят читать некоторых мистических поэтов, например Бодлера. Книга большая Шмакова принадлежит не мне, я ее не читала, знаю, что антисемитизм, в чем меня никто никогда не мог обвинить. От кого получила — не скажу, т.к. не собираюсь никого топить.
Считаю, что мистический анархизм — вещь путаная, поэтому против него. Но каждый человек волен иметь любое миросозерцание. Я лично склонна к мистицизму, однако к «Ордену Света» не имею никакого отношения. Рисунок, который вы называете эмблемой, я таковой определенно не считаю, т.к. он является мистической фантазией, нарисованной для меня лично в подарок, обозначающий поиски Грааля, духовный путь человеческий с неба через страдания на Землю и обратно в небо. Рукопись «Что такое анархисты-коммунисты» я не распространяла, т.к. никого не хотела подвести, написала ее в нескольких экземплярах и сожгла, оставив у себя один для дальнейшей переработки.
Был у меня альбом печатный, старинный, который потом куда-то затерялся, с него было снято несколько рисунков, именно змея и солнце, кажется (змея, по-моему, в древности означала мудрость).
Протокол прочитан, записан правильно с моих слов. И.Уйттенховен
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 35об — 36об]
ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. 14.09.30 г.
Считаю необходимым бороться со всякой властью, каким бы она именем себя ни называла. Борьба, которая велась мною с соввластью, была незначительна в силу слабых технических (средств) и выражалась в спорах и в выявлении моего анархического лица в отдельных случаях.
Формой борьбы с советской властью считаю ведение широкой пропаганды. Взятая у меня листовка была мною составлена и перепечатана в четырех экземплярах, из которых я три сожгла, боясь подвести кого-либо. Один экземпляр оставила у себя для переработки. Составлялась она мною по выпискам из Кропоткина, которые я переработала, приурочив к настоящему моменту, добавив кое-что от себя.
Первоначально я намеревалась эти 4 экз. раздать с тем, чтобы получившие товарищи соответственно со своей возможностью размножили ее. Но подумав о могущих быть последствиях, я решила их никому не давать.
Написано соответственно с моих слов. И.Уйттенховен
Ни в каком Ордене я не состояла и не состою, по этому вопросу давать объяснения не хочу.
Лекции о мистическом анархизме, напечатанные на машинке, видела и просматривала. Однако считала их путаными и непонятными и читать не стала. Я считаю, что анархизм и мистицизм — вещи совершенно разные, анархизм дает каждому человеку право иметь свои философские убеждения и свои вкусы, но анархо-мисти- цизм есть неправильное мистическое мировоззрение.
Была ли я на лекциях в музее — говорить отказываюсь. Карелинский Комитет очень давно не собирался, были ли частные собрания на квартирах — я не знаю.
Написано с моих слов правильно. И.Уйттенховен
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 37-37об]
ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. (без даты)
На похоронах КАРЕЛИНА я была, никаких белых роз не приносила, а также и звезды. Такого случая, чтобы я возмущалась фактом появления белых роз и звезды, не помню. Правда, был такой случай, что на похороны пришел священник служить панихиду по приглашению родственников, и мы, анархисты, возмущенные, ушли.
Платформу «Что такое анархисты-коммунисты» писала я одна. Карелинский Комитет ни при чем.
ВОПРОС: Вы член Карелинского Комитета и когда писали эту платформу, призывающую к вооруженному восстанию, представляли ли себе, что этим подводите Комитет Карелина?
ОТВЕТ: Ввиду того, что Карелинский Комитет распался больше года тому назад или, во всяком случае, я больше года его не посещала, я считаю себя с ним совершенно не связанной и за свои действия отвечаю лично.
Об орденах могу сказать следующее: я слыхала от обывателей о том, что существуют всяческие мистические течения, что выкрадывают девиц на улице, где они хоронят кого-то живого, потом моют пол и что нити по этим мистическим организациям идут из ОГПУ. Считаю, что все это глупые сплетни, и мне было очень неприятно это говорить, но своими постоянными намеками на мистические ордена вы меня вынудили сказать раз навсегда все, что я по поводу мистических организаций знаю. Прочла И. Уйттенховен
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 38]
ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. 23.12.30 г.
Писать листовку я закончила перед самым арестом. Может быть, тогда я говорила кому-нибудь о том, что пишу листовку, но кому — не помню. Излагала в листовке мысль о методах анархической борьбы путем революционным, т.е. путем стачек и восстаний, а не путем эволюционным и не путем одиночных террористических актов. Желая поставить перед молодостью ясно вопрос об отношении анархистов к государству и к власти, напечатала всего 4-5 экземпляров с намерением их показать разным людям с целью агитации, но в последний момент решила, что сейчас давать кому-нибудь такую листовку значило бы подвести людей без всякой особой пользы, вследствие чего я сожгла накануне или за два дня до ареста остальные экземпляры, оставив у себя один для дальнейшей обработки.
В Музее Кропоткина пели гражданскую панихиду КАРЕЛИНУ на латинском языке четверо приглашенных артистов, которых я лично не знаю. Пели они «Реквием» Моцарта. Помню, что анархисты возмущались приглашением родными священника для панихиды. Обсуждали потом о памятнике КАРЕЛИНУ, желали для установки сделать сбор средств. Возмущались поставленным крестом.
Ни в каких мистических организациях и орденах не состояла, хотя мистикой интересовалась и продолжаю ей интересоваться. Я член Карелинского Комитета и, кажется, была членом Кропоткинского или Бакунинского комитетов. Я слышала от кого-то, что ПАЛЬЧИНСКИЙ очень интересный и образованный человек, но я лично его не знала. Я считаю, что во всякую партию может проникнуть чуждый ей элемент и за это она не может быть ответственной, примером может служить АЗЕФ.
Анархизм с мистикой я не связываю. В листовке выражены ясно мои взгляды, которых я придерживаюсь до сих пор.
Протокол записан правильно с моих слов. И.Уйттенховен
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 39-39об]
ШИШКО Владимир Федорович
(1886—1940)
Шишко Владимир Федорович родился в январе 1886 г. в с. Перово Московской губернии и уезда. До 1919 г. жил в Харькове, где окончил гимназию и получил музыкальное образование, после чего там же преподавал в городских школах пение. В 1919—1920 гг. был преподавателем консерватории в Екатеринодаре; в 1920 г. вступил в Красную Армию и работал в политотделе 22-й дивизии; в 1921 г. откомандирован по болезни в Кубано-Черноморский пролеткульт, а оттуда в Харьков, где преподавал музыку (фортепьяно) на Высших командных курсах до 1924 г., после чего переехал в Москву, где работал по специальности в клубах.
В круги московской интеллигенции и непосредственно в «Орден Света» Шишко вошел благодаря своим харьковским ученицам — В.А.Завадской, и О.Ф.Пушечнико- вой (к тому времени, жене В.С.Смышляева).
К моменту ареста В.Ф.Шишко жил в Малом Козихинском переулке, д. 10, кв. 8, с матерью, Александрой Федоровной Шишко, 1853 г. рожд., сестрой Натальей Федоровной, 1897 г. рожд., женой Валентиной Павловной Шишко, 1901 г. рожд., работавшей машинисткой-стенографисткой, и дочерью Марией, 1922 г. рожд. Братья — Сергей Федорович Шишко, врач, жил в Петрограде, а Алексей Федорович Шишко, электротехник, — в Константинополе, куда попал с Белой армией.
Арестован Шишко в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г., содержался в Бутырской тюрьме, но уже 10.10.30 г. был освобожден под подписку о невыезде. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» дело в отношении В.Ф.Шиш- ко было прекращено.
Умер в 1940 г. в Москве.
ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 16.09.30 г.
До Февральской революции жил в Харькове, учился, затем преподавал в городских школах пение, участия в революции не принимал. В Октябрьскую — там же, активного участия не принимал. До 1919 г. в Харькове, затем был преподавателем консерватории в Екатеринодаре; во время высадки десанта Врангеля в Крыму в
1920 г. добровольно вступил в Красную Армию, работал в Подиве-22; в 1921 г. был откомандирован по болезни в Кубано-Черноморский пролеткульт; через несколько месяцев был откомандирован в Харьков, служил на Высших командных курсах преподавателем фортепьяно; с 1924 г. работал в Москве в клубах. Под судом и следствием не состоял.
В Москве нахожусь с 1924 г. Получил работу в клубе РЛКСМ на МББ ж.д. в качестве руководителя кружка.
С артистическим миром возникли знакомства через Веру Александровну ЗАВАДСКУЮ, мою бывшую ученицу по фортепьяно. Знаком был с ее мужем Павлом Антоновичем АРЕНСКИМ, а также с артистами 2-го Художественного театра (через харьковскую знакомую, Ольгу Федоровну ПУШЕЧНИКОВУ[46]) — с Валентином Сергеевичем СМЫШЛЯЕВЫМ, БЛАГОНРАВОВЫМ и др.
В 1925 г. работал в Студии Юрия Александровича ЗАВАДСКОГО как пианист до 1928 г. (приблизительно). Артистическая вечеринка, на которой я у него присутствовал, была приблизительно в 1926-27 гг. Присутствовали там лица, принимавшие участие в работе его Студии, в том числе ПЯТНИЦКИЙ.
У В.С.СМЫШЛЯЕВА я бывал в период 1929-30 гг. на литературно-музыкальных вечеринках в количестве 8—10 раз. Собиралось человек десять-двенадцать. Бывало это периодически. Извещалось мне по телефону. В Музее им. Кропоткина был раза два на лекциях памяти Толстого в 1927-28 гг. Читал лекцию ПОСАДОВ[47] (кажется) и другой раз СОЛОНОВИЧ, который однажды выразился чрезвычайно смело в отношении марксизма, как его научный противник. На лекциях его бывали ЛЮБИЦ- КИЙ Георгий Александрович, какая-то Елена Георгиевна[48] и ЗАВАДСКАЯ В.А.
Знаком с инженером КОЗЬМИНЫМ Петром Алексеевичем давно, с 1905-06 г. По фамилии ЛАНГ Николай Робертович у меня знакомых нет, а есть Вера Робертовна НИКИТИНА, жена художника НИКИТИНА Леонида Александровича. Работал он в Белорусской студии и во 2-м МХАТе. На квартире у него бывал.
Этот круг знакомых артистов, за исключением инженера КОЗЬМИНА, по моему мнению, чувствует себя в некотором отношении как бы в недостаточной мере оцененным советской властью.
Этот круг артистов 2-го МХАТа, возглавлявшийся тогда артистом ЧЕХОВЫМ Михаилом, представляет собой по мировоззрению людей, склонных к мистическому взгляду на искусство вообще, заключавшемуся, по моему мнению, в том, что искусство является непосредственным выражением внутренней сущности какого-либо художественного образа.
Записано собственноручно. В.Шишко
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 47об — 49] жил использовать в этом деле композитора МЕТНЕРА Александра Карловича. Последний, пришедши со мной на репетицию, в присутствии СМЫШЛЯЕВА начал было писать музыку, но затем тоже отказался. В конце концов эту музыку написал композитор АЛЕКСАНДРОВ Анатолий.
По фамилии СМИРНОВ у меня есть знакомый — муж певшей у меня в хоровом кружке МОЗО Ольги Николаевны СМИРНОВОЙ. Они проживают на Каляевской улице.
СМИРНОВА, проживающего за Москвой-рекой в Кадашевском переулке, я не знаю, со СМЫШЛЯЕВЫМ и НИКИТИНЫМ у него не бывал никогда. О посвящениях в рыцари мне ничего не известно.
БЛАГОНРАВОВ Аркадий и его жена ДЕЙКУН мне знакомы. Познакомился в общежитии актеров 2-го МХАТа (на Советской площади), куда я ходил на репетицию ученической работы студии ЗАВАДСКОГО.
ЗАВАДСКИЙ — мистик. Это мое предположение основывается на моих наблюдениях относительно преобладающего направления вообще в постановках 2-го МХАТа и Студии Вахтангова. Например, в «Гамлете» игра ЧЕХОВА, «Синяя птица» — постановка 1-го МХАТа, «Женитьба» — в Студии Вахтангова.
ПОЛЬ есть у меня знакомый. Он преподаватель ораторского искусства.
ЛЕОНТЬЕВА, возможно, встречал на спектакле ЗАВАДСКОГО, но плохо его помню.
Записано с моих слов правильно и прочтено. В.Шишко
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 49об — 50]
ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 01.10.30 г.
Поселившись с 1924 г. в Москве, я бывал у В.А. АРЕНСКОЙ, которая предложила мне вступить, зная, что я близок к искусству, в орден «Храм Искусств». Это было приблизительно в 1924-25 гг. Задачи Ордена — служение с помощью искусства всем людям, нуждающимся, отягощенным жизнью и заботами. Впервые присутствовал при посвящении П.А.АРЕНСКИЙ, В.А.АРЕНСКАЯ, О.Ф.ПУШЕЧНИКОВА и кто-то еще (не помню по имени).
Была рассказана легенда о происхождении мира. Самый ритуал посвящения состоял в следующем: тот, кто посвящал, имел в руках белую розу и говорил, чтобы вновь вступивший был мужествен, так как путь его имеет много препятствий и что он труден. Главная же задача — в помощи близким, в совершении добра. Тот, кого посвящали, должен был ответить, если он соглашался со всем тем, что слышал, «от мрака — к свету».
Содержание легенд, следующих за первой, приблизительно напоминает рассказы из библейской истории, причем они могли быть понимаемы не только в каком- либо определенном смысле (т.е. индивидуально). Вступающий должен был сохранять в тайне свое посвящение. Нарушивший слово, данное при посвящении, подвергался как бы мистическому отлучению, заключавшему в самом себе наказание. Посвящение меня производили АРЕНСКИЙ, имевший в руке белую розу, в присутствии О.Ф.ПУШЕЧНИКОВОЙ и В.А.АРЕНСКОЙ у них на квартире.
Собрания (Ордена «Храм Искусств») происходили на квартире АРЕНСКОГО два раза в месяц, а также на квартире артистки Детского театра ИВАКИНСКОЙ. На квартире ИВАКИНСКОЙ состоялось посвящение ее мужа БАРКОВА.
На собраниях рыцарей на квартире АРЕНСКОГО присутствовали: АРЕНСКИЙ, его жена, ПУШЕЧНИКОВА, я и ЛЕОНТЬЕВ. Легенды рассказывал АРЕНСКИЙ — о происхождении мира и о древнем Египте. После рассказа задавались вопросы. Во время собрания у АРЕНСКОГО находилась такая роза, как символ Ордена. При входе посвященных знаком приветствия служило складывание известным образом рук (накрест).
На квартире ИВАКИНСКОЙ бывали собрания рыцарей: ИВАКИНСКАЯ, ее муж БАРКОВ, ГИРШФЕЛЬД, Елена Аполлинариевна ПОЛЬ, ЛЮБИЦКИЙ, КО-
РОЛЬКОВ Павел, НИКИТИН Л.А., БЛАГОНРАВОВ и ДЕЙКУН. Собрания происходили приблизительно раза два в месяц. Рассказывал легенды НИКИТИН в количестве приблизительно восьми, из которых хорошо помню об Атлантиде (в легенде этой рассказывались события, происходившие очень давно на материке, поглощенном океаном при космической катастрофе; о той высокой культуре, которая была тогда, причем в этом предании рассказывалось то, что наука сейчас доказывает).
Та же тема об Атлантиде была им рассказана дома, в виде доклада. Присутствовало человек 15-20. Родственники его — мать, сестра Нина, Е.Г.АДАМОВА, доктор ЛИМЧЕР, его жена Ксения Федоровна, ЛЮБИЦКИЙ Г.А., КОРОЛЬКОВ П.Е., ПОЛЬ А.С. и Е.А., БАРКОВ и жена его ИВАКИНСКАЯ, ПОКРОВСКАЯ Ирина и ее мать, НЕДОВИЧ, жена ЛЮБИЦКОГО Фаня, СОЛОНОВИЧ и др. Во время рассказывания легенд НИКИТИН имел белую розу.
Собрания были двоякого рода: 1) собрания, на которых рассказывались легенды, и 2) деловые.
Деловые собрания касались вопросов устройства литературно-музыкальных вечеров за небольшую входную плату, сбор с которых поступал в пользу наиболее нуждающихся, даже не принадлежащих к рыцарям «Храма Искусств» (сбор с одного такого вечера был отдан нуждающейся в лечении в Крыму от туберкулеза Любимовой). Непосредственно принимали участие: певец САДОВНИКОВ, пианистка МАЛЫШЕВА, певица ЛЯСС, артист КАЧАЛОВ, ЗАВАДСКИЙ и др. Концерт состоялся в Студии ЗАВАДСКОГО (насколько мне помнится). Другой концерт происходил в помещении ГАХНа, в котором выступали САДОВНИКОВ, ЛЯСС (аккомпанировал я), пианист ШУССЕР и др.
Выступления артистов были, как я уверен, бесплатные. Каждый из рыцарей должен был принимать какое-либо участие в устройстве этих концертов. Как помнится, принимал участие артист БЛАГОНРАВОВ и ДЕЙКУН. На деловых собраниях также возникали вопросы, связанные с поведением рыцарей в их частной жизни и отношениях их к окружающим.
Однажды возник вопрос о количестве степеней в Ордене, и, мне кажется, ответил НИКИТИН или АРЕНСКИЙ, что степеней существует девять. На основании цикла легенд (в количестве, кажется, восьми-десяти) можно было быть посвященным в следующую, вторую степень. Самое посвящение носило несколько отличный от первого характер, как в отношении произносимых при этом слов, так и в отношении жеста при приветствии, а именно — руки складывались накрест и посвященный имел право иметь розу и мог присутствовать при посвящении других. Происходило мое посвящение во вторую степень Ордена на квартире СМИРНОВА. Присутствовали: НИКИТИН, СМИРНОВ, жена его, КОРОЛЬКОВ, ЛЮБИЦКИЙ и я. Как помнится, посвящение производил НИКИТИН. В.Шишко
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 60-62об]
ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 05.10.30 г.
Об артисте 1-го МХАТа ЗАВАДСКОМ Юрии Александровиче мне известно, что он состоял в Ордене «Храм Искусств», т.к. однажды на его квартире происходило собрание рыцарей (приблизительно в 1926 г.). Предполагали, что он состоял рыцарем старшей группы.
В.С.СМЫШЛЯЕВ, артист 2-го МХАТа, состоял также в Ордене и также принадлежал, очевидно, к старшей группе рыцарей. Его обе жены (О.Ф.ПУШЕЧНИКОВА и В.А.ЗАВАДСКАЯ) были также в Ордене.
По некоторым данным, я думаю, что артист ЧЕХОВ состоял в Ордене (во время конфликта во 2-м МХАТе в газете промелькнуло сообщение об его антропософском мировоззрении), кроме того, исполнение им роли Гамлета наводило на эту мысль. Так же предполагаю и об артисте ЖИЛИНСКОМ (МХАТ 2-й), бывшем преподавателе (некоторое время) в Студии Ю.А.ЗАВАДСКОГО. Один кружок рыцарей не должен был знать, кто входит в другие такие же кружки.
Я лично находился в Ордене с 1925 по 1927-28 гг., когда заявил НИКИТИНУ Л.А. о своем уходе. Ввиду ухода своего я должен был, по словам НИКИТИНА, исполнить долг молчания. Организаторов, а также и целей устраиваемых концертов в Студии ЗАВАДСКОГО рыцари младших степеней почти не знали, т.к. отчета для всеобщего сведения не производилось.
Приблизительно в 1925-26 гг. было сообщено о прекращении деятельности Ордена на неопределенное время и по неизвестным причинам; приблизительно через шесть-восемь месяцев вся деятельность была возобновлена.
Учитывая направление Ордена (как тайной организации) и, главным образом, мистико-анархическую его окраску, я должен признать, что по существу своему он является пережитком давно прошедших времен; как мистицизм, так и анархизм, конечно, ни в какой мере не могут быть приемлемы для пролетариата в условиях Советского Союза, а потому являются контрреволюционными, играющими на руку буржуазии. В.Шишко
[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 63-64]
ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 09.10.30 г.
Орден, в котором я состоял, имел название «Орден Света», что же касается названия «Храм Искусств», то это была ассоциация, в которой члены Ордена могли приложить свои знания и работать по отделу искусства.
Рассказывались: «Легенда о бедной вдове и рыцаре». Содержание состоит в том, что вдова должна была выиграть дело в суде и тем обеспечить себя и своих детей материально в том случае, если бы ее знакомый рыцарь смог прибыть в день суда и дать показания в ее пользу. Но рыцарь, увлекшись одной женщиной, которая его очаровала, опоздал прибыть ко дню суда, и вдова проиграла свое дело.
Как помнится, первой легендой второй степени была легенда о «Ничто». Приблизительное содержание ее следующее: человек, перед которым нет цели жизни, постепенно приближается к пассивному состоянию, и перед ним встает «Ничто», которое постепенно надвигается на него. Но рыцарь должен в этом случае стоять твердо на своих позициях и не смущаться движения «Ничто»... Несмотря на желание противостоять движению «ничто», оно все двигалось и до тех пор, пока рыцарю не было оказано помощи. Тогда «ничто» остановилось и это противостояние «ничто» и рыцаря продолжалось настолько долго, что они подумали, что так будет всегда. Но через очень продолжительное время наконец были замечены в окружающей мгле огни, которые явились сигналом победы над «ничто».
Количество легенд (приблизительно десять) рассчитано было на рассказывание в течение прохождения двух первых степеней.
История Ордена рассказывается на более высоких степенях. Возникновение Ордена относится к древним временам, как это я слышал от одного из членов Ордена (АРЕНСКОГО), и потому не является созданием настоящей, переживаемой эпохи. В.Шишко