Русов Николай Николаевич 126 19 страница

Следует добавить, что весьма напряженная работа в Штабе РККА оставляла весьма мало времени для всяких посторонних интересов. В 1922 г. я демобилизовался, поступил во ВХУТЕМАС и очень много работал по различным театральным журналам в качестве интервьюера и зарисовщика и попытался выступить также в качестве театрального художника. К этому времени относятся мои знакомства с актерским миром Москвы, которые дальше зарисовок и попыток предложить свои услуги в качестве художника никогда не заходили. Еще раз повторяю, что на так называемые «мистические» или социальные темы я с актерами не разговаривал. Антропософия была последним моим увлечением такого порядка.

Повторяю, что «оккультизмом» (французским или йогой) я не интересовался никогда, а к «мистике» всегда испытывал искреннее отвращение. Ни в каких оккультных обществах, союзах или орденах я не состоял и не состою. Постепенно простое несогласие с этими формами дуалистических учений перешло в сознание их враждебности существующему строю, чем объясняется моя работа в Союзе воинствующих безбожников в последнее время (примерно в течение двух с половиной лет). Эта работа нашла свое отражение в уже упоминавшейся мною повести «Рыцари против бога». Форма рыцарских повестей, в которую облечены мысли этой повести (это, собственно, единственное крупное мое произведение в 5 печатных листов, писавшееся урывками в течение нескольких лет), так же как и форма большинства моих рисунков, объясняется всегдашней любовью к средневековью и к средневековым чертежам.

7) По существу предъявленного мне обвинения считаю нужным сказать, что считаю его результатом несчастного (для меня) стечения обстоятельств: никогда ни в каких контрреволюционных организациях я не состоял, бывшие у меня знакомства с анархистами были чисто личными и никакой связи с ними как с членами определенной организации, или через них с самой этой организацией, я не имел и не имею. Никогда, нигде, никакой противосоветской агитации не вел, всегда сочувствуя политике партии. Наконец, всегда искренне старался всеми силами принять участие в работе социалистического строительства, это доказывается отчасти моим двукратным добровольным вступлением в ряды Красной Армии в моменты, когда международное положение СССР было далеко не блестящим, т.е. в мае 1918 г. и октябре-ноябре 1927 г. Позволю себе добавить, что все здесь изложенное наверное не откажется подтвердить (по крайней мере, в общих чертах) старый большевик Сергей Николаевич ПЕТРОВ, знающий меня с детского возраста настолько, что он считал меня вполне достойным вступить в ряды партии.

Впрочем, считаю, что нахождение у меня на квартире анархических материалов, вроде предъявленных мне (см. выше), заслуживает соответствующего воздаяния, и арест свой с имеющими быть последствиями считаю справедливым.

Показания написаны собственноручно.                                  Уйттенховен

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 12—15]

УЙТТЕНХОВЕН Ирина Николаевна

(1904— 1995)

Уйттенховен Ирина Николаевна, урожд. Иловайская, родилась 03.04.1904 г. в г. Новогрудок Минской губернии. Окончила среднюю школу, в 1919 г. служила в Нар- комфине кассиршей на книжном складе, потом в библиотеке ВЦИКа в Кремле; в

1920 г. работала машинисткой-переводчицей в Полномочном представительстве РСФСР в Латвии (г. Рига), где вышла замуж за А.В.Уйттенховена, помощника военного атташе. По возвращении в Москву училась в театральной студии и работала машинисткой на дому. В 1923 г. поступила переводчицей на Международные Ленинские курсы. К моменту ареста была безработной и жила вместе с матерью, Анной Ивановной Иловайской, работавшей стенографисткой в РКИ, приемным братом, Александром Ивановичем Иловайским, и мужем, А.В.Уйттенховеном, по адресу: Са- дово-Кудринская, 25, кв. 18.

И.Н.Иловайская считала себя анархисткой-коммунисткой с 14-летнего возраста, т.е. с 1918 г., однако, по ее словам, с А.А.Карелиным она познакомилась только в

1924— 1925 гг. в санатории на Воробьевых горах. Судя по всему, это знакомство произошло раньше последней даты, поскольку познакомил их, действительно, ее муж,

А.В.Уйттенховен, к тому времени уже принятый Карелиным в Орден тамплиеров и занимавшийся в Карелинском кружке, после чего спустя какое-то время произошло и ее собственное посвящение, выполненное Б.М.Власенко (т.е. происходившее до его ареста 03.04.25 г.). В последующем, Иловайская занималась в рыцарском кружке, который вел Н.И.Проферансов, а затем, после знакомства с А.А. и А.О. Солоновича- ми и после смерти А.А.Карелина 20.03.26 г., была введена в члены Комитета по увековечению памяти А.А.Карелина и в состав Анархистской секции Кропоткинского Комитета (16.01.28 г.).

Арестована в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г. При обыске изъято: 1) схема, напечатанная на машинке, 2) рукопись «Что такое анархисты-коммунисты», 3) историкокритический очерк социально-экономических основ государства и общества,

4) «Формы анархического общества» по книге П.А.Кропоткина «Современная наука и анархизм», 5) два листа машинописи, начинающиеся словами «Очевидно, сущность действ...» и заканчивающиеся «...нашего царства тьмы», 6) машинопись «Наше отношение к коммунистам», 7) подписной лист № 3 на памятник А.А.Карелину,

8) две пачки напечатанных на машинке стихов и записок, 9) 6 пачек записок, написанных от руки, 10) 2 блокнота, 11) 2 записные книжки, 12) 4 общие тетради с записями, 13) книга А.С. Шмакова «Международное тайное правительство».

25.09.30 г. И.Н.Уйттенховен было предъявлено обвинение в участии в подпольной антисоветской организации, организации подпольных кружков и распространении нелегальной литературы. Основным пунктом обвинения была рукопись «Что такое анархисты-коммунисты», признанная следствием «прокламацией, призывающей к восстанию», авторство которой И.Н.Уйттенховен упорно приписывала себе. Содержалась в Бутырской тюрьме. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» И.Н.Уйттенховен была приговорена к трем годам заключения в Челябинском политизоляторе, а после окончания срока постановлением ОСО ОГПУ от 10.06.33 г. была выслана на три года в Среднюю Азию, в г. Ташкент.

10.08.37 г. И.Н.Иловайская-Чумак1, была арестована с группой ссыльных анархистов по обвинению в нелегальной контрреволюционной деятельности. Постановлением ОСО НКВД СССР от 27.03.38 г. все члены указанной группы, в том числе И.Н.Иловайская, были приговорены к восьми годам исправительно-трудовых лагерей по ст. 66, ч. 1, и ст. 67 УК. Время ее освобождения неизвестно, однако можно думать, что по отбытии срока она вернулась в Ташкент, потому что по представлению МГБ Узбекской ССР 13.02.50 г. Постановлением ОСО при МГБ СССР И.Н.Ило- вайская в этот раз была направлена уже на бессрочное поселение в Карагандинскую область, откуда освободилась только 10.09.54 г. Приговоры от 27.03.38 г. и 13.02.50 г. в отношении ее отменены постановлением Верховного суда Узбекской ССР 05.08.57 г. Но по делу «Ордена Света» она была реабилитирована определением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР только 02.09.1975 г.

Все последующие годы И.Н.Иловайская жила в Ташкенте, работая переводчицей и библиотекарем в одной из научных библиотек города. Умерла она 6 мая 1995 г. в Ташкенте, успев написать обширные воспоминания (полностью не изданы) и оставив прекрасные стихи, частично опубликованные в книге: Никитин А. Rosa mysti- ca. Поэзия и проза российских тамплиеров. М., «Аграф», 2002, с. 211-234.

же по приезде в Ташкентской больнице. Таким образом, этот трагический по своим последствиям брак с Чумаком оказывается третьим по счету.

ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. 13.09.30 г.

Анархо-коммунистка с 14-летнего возраста. Советскую власть не признаю, как и всякую другую. До 1921 г. училась. Сначала служила в Наркомфине на книжном складе кассиршей. В 1919 и 1920 гг. служила в Кремле в библиотеке ВЦИКа сперва техничкой, потом делопроизводителем, а затем библиотекарем; с Кремля я, получив командировку, выехала в Ригу в полномочное представительство РСФСР машинист- кой-переводчицей. Там вышла замуж за секретаря нашего военного атташе и вернулась в Москву в 1921 г., где поступила в театральную студию. Закончив студию, я решила, что у меня к театру нет призвания, и стала заниматься дома самообразованием, брала работу на дом по переписке на машинке и переводу. В конце 1923 г. поступила переводчицей на Международные Ленинские курсы. В 1924—1925 гг. я проживала на Воробьевых горах на даче и там познакомилась с КАРЕЛИНЫМ. Я пожелала ближе познакомиться с анархическим движением, но он сказал, что «успеете еще посидеть, еще вам рано». С анархизмом не связана, знала кое-кого по Карелинскому Комитету, который теперь уже давно не собирается. Ни одной фамилии называть не буду, т.к. иначе это было бы не этично, что совершенно ясно.

Мистические стихи писала по личному настроению, т.к. люди любят читать некоторых мистических поэтов, например Бодлера. Книга большая Шмакова принадлежит не мне, я ее не читала, знаю, что антисемитизм, в чем меня никто никогда не мог обвинить. От кого получила — не скажу, т.к. не собираюсь никого топить.

Считаю, что мистический анархизм — вещь путаная, поэтому против него. Но каждый человек волен иметь любое миросозерцание. Я лично склонна к мистицизму, однако к «Ордену Света» не имею никакого отношения. Рисунок, который вы называете эмблемой, я таковой определенно не считаю, т.к. он является мистической фантазией, нарисованной для меня лично в подарок, обозначающий поиски Грааля, духовный путь человеческий с неба через страдания на Землю и обратно в небо. Рукопись «Что такое анархисты-коммунисты» я не распространяла, т.к. никого не хотела подвести, написала ее в нескольких экземплярах и сожгла, оставив у себя один для дальнейшей переработки.

Был у меня альбом печатный, старинный, который потом куда-то затерялся, с него было снято несколько рисунков, именно змея и солнце, кажется (змея, по-моему, в древности означала мудрость).

Протокол прочитан, записан правильно с моих слов.        И.Уйттенховен

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 35об — 36об]

ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. 14.09.30 г.

Считаю необходимым бороться со всякой властью, каким бы она именем себя ни называла. Борьба, которая велась мною с соввластью, была незначительна в силу слабых технических (средств) и выражалась в спорах и в выявлении моего анархического лица в отдельных случаях.

Формой борьбы с советской властью считаю ведение широкой пропаганды. Взятая у меня листовка была мною составлена и перепечатана в четырех экземплярах, из которых я три сожгла, боясь подвести кого-либо. Один экземпляр оставила у себя для переработки. Составлялась она мною по выпискам из Кропоткина, которые я переработала, приурочив к настоящему моменту, добавив кое-что от себя.

Первоначально я намеревалась эти 4 экз. раздать с тем, чтобы получившие товарищи соответственно со своей возможностью размножили ее. Но подумав о могущих быть последствиях, я решила их никому не давать.

Написано соответственно с моих слов.                                И.Уйттенховен

Ни в каком Ордене я не состояла и не состою, по этому вопросу давать объяснения не хочу.

Лекции о мистическом анархизме, напечатанные на машинке, видела и просматривала. Однако считала их путаными и непонятными и читать не стала. Я считаю, что анархизм и мистицизм — вещи совершенно разные, анархизм дает каждому человеку право иметь свои философские убеждения и свои вкусы, но анархо-мисти- цизм есть неправильное мистическое мировоззрение.

Была ли я на лекциях в музее — говорить отказываюсь. Карелинский Комитет очень давно не собирался, были ли частные собрания на квартирах — я не знаю.

Написано с моих слов правильно.                                        И.Уйттенховен

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 37-37об]

ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. (без даты)

На похоронах КАРЕЛИНА я была, никаких белых роз не приносила, а также и звезды. Такого случая, чтобы я возмущалась фактом появления белых роз и звезды, не помню. Правда, был такой случай, что на похороны пришел священник служить панихиду по приглашению родственников, и мы, анархисты, возмущенные, ушли.

Платформу «Что такое анархисты-коммунисты» писала я одна. Карелинский Комитет ни при чем.

ВОПРОС: Вы член Карелинского Комитета и когда писали эту платформу, призывающую к вооруженному восстанию, представляли ли себе, что этим подводите Комитет Карелина?

ОТВЕТ: Ввиду того, что Карелинский Комитет распался больше года тому назад или, во всяком случае, я больше года его не посещала, я считаю себя с ним совершенно не связанной и за свои действия отвечаю лично.

Об орденах могу сказать следующее: я слыхала от обывателей о том, что существуют всяческие мистические течения, что выкрадывают девиц на улице, где они хоронят кого-то живого, потом моют пол и что нити по этим мистическим организациям идут из ОГПУ. Считаю, что все это глупые сплетни, и мне было очень неприятно это говорить, но своими постоянными намеками на мистические ордена вы меня вынудили сказать раз навсегда все, что я по поводу мистических организаций знаю. Прочла                                                                                                            И. Уйттенховен

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 38]

ПОКАЗАНИЯ УЙТТЕНХОВЕН (ИЛОВАЙСКОЙ) И.Н. 23.12.30 г.

Писать листовку я закончила перед самым арестом. Может быть, тогда я говорила кому-нибудь о том, что пишу листовку, но кому — не помню. Излагала в листовке мысль о методах анархической борьбы путем революционным, т.е. путем стачек и восстаний, а не путем эволюционным и не путем одиночных террористических актов. Желая поставить перед молодостью ясно вопрос об отношении анархистов к государству и к власти, напечатала всего 4-5 экземпляров с намерением их показать разным людям с целью агитации, но в последний момент решила, что сейчас давать кому-нибудь такую листовку значило бы подвести людей без всякой особой пользы, вследствие чего я сожгла накануне или за два дня до ареста остальные экземпляры, оставив у себя один для дальнейшей обработки.

В Музее Кропоткина пели гражданскую панихиду КАРЕЛИНУ на латинском языке четверо приглашенных артистов, которых я лично не знаю. Пели они «Реквием» Моцарта. Помню, что анархисты возмущались приглашением родными священника для панихиды. Обсуждали потом о памятнике КАРЕЛИНУ, желали для установки сделать сбор средств. Возмущались поставленным крестом.

Ни в каких мистических организациях и орденах не состояла, хотя мистикой интересовалась и продолжаю ей интересоваться. Я член Карелинского Комитета и, кажется, была членом Кропоткинского или Бакунинского комитетов. Я слышала от кого-то, что ПАЛЬЧИНСКИЙ очень интересный и образованный человек, но я лично его не знала. Я считаю, что во всякую партию может проникнуть чуждый ей элемент и за это она не может быть ответственной, примером может служить АЗЕФ.

Анархизм с мистикой я не связываю. В листовке выражены ясно мои взгляды, которых я придерживаюсь до сих пор.

Протокол записан правильно с моих слов.                          И.Уйттенховен

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 39-39об]

ШИШКО Владимир Федорович

(1886—1940)

Шишко Владимир Федорович родился в январе 1886 г. в с. Перово Московской губернии и уезда. До 1919 г. жил в Харькове, где окончил гимназию и получил музыкальное образование, после чего там же преподавал в городских школах пение. В 1919—1920 гг. был преподавателем консерватории в Екатеринодаре; в 1920 г. вступил в Красную Армию и работал в политотделе 22-й дивизии; в 1921 г. откомандирован по болезни в Кубано-Черноморский пролеткульт, а оттуда в Харьков, где преподавал музыку (фортепьяно) на Высших командных курсах до 1924 г., после чего переехал в Москву, где работал по специальности в клубах.

В круги московской интеллигенции и непосредственно в «Орден Света» Шишко вошел благодаря своим харьковским ученицам — В.А.Завадской, и О.Ф.Пушечнико- вой (к тому времени, жене В.С.Смышляева).

К моменту ареста В.Ф.Шишко жил в Малом Козихинском переулке, д. 10, кв. 8, с матерью, Александрой Федоровной Шишко, 1853 г. рожд., сестрой Натальей Федоровной, 1897 г. рожд., женой Валентиной Павловной Шишко, 1901 г. рожд., работавшей машинисткой-стенографисткой, и дочерью Марией, 1922 г. рожд. Братья — Сергей Федорович Шишко, врач, жил в Петрограде, а Алексей Федорович Шишко, электротехник, — в Константинополе, куда попал с Белой армией.

Арестован Шишко в ночь с 11 на 12 сентября 1930 г., содержался в Бутырской тюрьме, но уже 10.10.30 г. был освобожден под подписку о невыезде. Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 г. по делу «Ордена Света» дело в отношении В.Ф.Шиш- ко было прекращено.

Умер в 1940 г. в Москве.

ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 16.09.30 г.

До Февральской революции жил в Харькове, учился, затем преподавал в городских школах пение, участия в революции не принимал. В Октябрьскую — там же, активного участия не принимал. До 1919 г. в Харькове, затем был преподавателем консерватории в Екатеринодаре; во время высадки десанта Врангеля в Крыму в

1920 г. добровольно вступил в Красную Армию, работал в Подиве-22; в 1921 г. был откомандирован по болезни в Кубано-Черноморский пролеткульт; через несколько месяцев был откомандирован в Харьков, служил на Высших командных курсах преподавателем фортепьяно; с 1924 г. работал в Москве в клубах. Под судом и следствием не состоял.

В Москве нахожусь с 1924 г. Получил работу в клубе РЛКСМ на МББ ж.д. в качестве руководителя кружка.

С артистическим миром возникли знакомства через Веру Александровну ЗАВАДСКУЮ, мою бывшую ученицу по фортепьяно. Знаком был с ее мужем Павлом Антоновичем АРЕНСКИМ, а также с артистами 2-го Художественного театра (через харьковскую знакомую, Ольгу Федоровну ПУШЕЧНИКОВУ[46]) — с Валентином Сергеевичем СМЫШЛЯЕВЫМ, БЛАГОНРАВОВЫМ и др.

В 1925 г. работал в Студии Юрия Александровича ЗАВАДСКОГО как пианист до 1928 г. (приблизительно). Артистическая вечеринка, на которой я у него присутствовал, была приблизительно в 1926-27 гг. Присутствовали там лица, принимавшие участие в работе его Студии, в том числе ПЯТНИЦКИЙ.

У В.С.СМЫШЛЯЕВА я бывал в период 1929-30 гг. на литературно-музыкальных вечеринках в количестве 8—10 раз. Собиралось человек десять-двенадцать. Бывало это периодически. Извещалось мне по телефону. В Музее им. Кропоткина был раза два на лекциях памяти Толстого в 1927-28 гг. Читал лекцию ПОСАДОВ[47] (кажется) и другой раз СОЛОНОВИЧ, который однажды выразился чрезвычайно смело в отношении марксизма, как его научный противник. На лекциях его бывали ЛЮБИЦ- КИЙ Георгий Александрович, какая-то Елена Георгиевна[48] и ЗАВАДСКАЯ В.А.

Знаком с инженером КОЗЬМИНЫМ Петром Алексеевичем давно, с 1905-06 г. По фамилии ЛАНГ Николай Робертович у меня знакомых нет, а есть Вера Робертовна НИКИТИНА, жена художника НИКИТИНА Леонида Александровича. Работал он в Белорусской студии и во 2-м МХАТе. На квартире у него бывал.

Этот круг знакомых артистов, за исключением инженера КОЗЬМИНА, по моему мнению, чувствует себя в некотором отношении как бы в недостаточной мере оцененным советской властью.

Этот круг артистов 2-го МХАТа, возглавлявшийся тогда артистом ЧЕХОВЫМ Михаилом, представляет собой по мировоззрению людей, склонных к мистическому взгляду на искусство вообще, заключавшемуся, по моему мнению, в том, что искусство является непосредственным выражением внутренней сущности какого-либо художественного образа.

Записано собственноручно.                                                            В.Шишко

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 47об — 49] жил использовать в этом деле композитора МЕТНЕРА Александра Карловича. Последний, пришедши со мной на репетицию, в присутствии СМЫШЛЯЕВА начал было писать музыку, но затем тоже отказался. В конце концов эту музыку написал композитор АЛЕКСАНДРОВ Анатолий.

По фамилии СМИРНОВ у меня есть знакомый — муж певшей у меня в хоровом кружке МОЗО Ольги Николаевны СМИРНОВОЙ. Они проживают на Каляевской улице.

СМИРНОВА, проживающего за Москвой-рекой в Кадашевском переулке, я не знаю, со СМЫШЛЯЕВЫМ и НИКИТИНЫМ у него не бывал никогда. О посвящениях в рыцари мне ничего не известно.

БЛАГОНРАВОВ Аркадий и его жена ДЕЙКУН мне знакомы. Познакомился в общежитии актеров 2-го МХАТа (на Советской площади), куда я ходил на репетицию ученической работы студии ЗАВАДСКОГО.

ЗАВАДСКИЙ — мистик. Это мое предположение основывается на моих наблюдениях относительно преобладающего направления вообще в постановках 2-го МХАТа и Студии Вахтангова. Например, в «Гамлете» игра ЧЕХОВА, «Синяя птица» — постановка 1-го МХАТа, «Женитьба» — в Студии Вахтангова.

ПОЛЬ есть у меня знакомый. Он преподаватель ораторского искусства.

ЛЕОНТЬЕВА, возможно, встречал на спектакле ЗАВАДСКОГО, но плохо его помню.

Записано с моих слов правильно и прочтено.                              В.Шишко

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 49об — 50]

ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 01.10.30 г.

Поселившись с 1924 г. в Москве, я бывал у В.А. АРЕНСКОЙ, которая предложила мне вступить, зная, что я близок к искусству, в орден «Храм Искусств». Это было приблизительно в 1924-25 гг. Задачи Ордена — служение с помощью искусства всем людям, нуждающимся, отягощенным жизнью и заботами. Впервые присутствовал при посвящении П.А.АРЕНСКИЙ, В.А.АРЕНСКАЯ, О.Ф.ПУШЕЧНИКОВА и кто-то еще (не помню по имени).

Была рассказана легенда о происхождении мира. Самый ритуал посвящения состоял в следующем: тот, кто посвящал, имел в руках белую розу и говорил, чтобы вновь вступивший был мужествен, так как путь его имеет много препятствий и что он труден. Главная же задача — в помощи близким, в совершении добра. Тот, кого посвящали, должен был ответить, если он соглашался со всем тем, что слышал, «от мрака — к свету».

Содержание легенд, следующих за первой, приблизительно напоминает рассказы из библейской истории, причем они могли быть понимаемы не только в каком- либо определенном смысле (т.е. индивидуально). Вступающий должен был сохранять в тайне свое посвящение. Нарушивший слово, данное при посвящении, подвергался как бы мистическому отлучению, заключавшему в самом себе наказание. Посвящение меня производили АРЕНСКИЙ, имевший в руке белую розу, в присутствии О.Ф.ПУШЕЧНИКОВОЙ и В.А.АРЕНСКОЙ у них на квартире.

Собрания (Ордена «Храм Искусств») происходили на квартире АРЕНСКОГО два раза в месяц, а также на квартире артистки Детского театра ИВАКИНСКОЙ. На квартире ИВАКИНСКОЙ состоялось посвящение ее мужа БАРКОВА.

На собраниях рыцарей на квартире АРЕНСКОГО присутствовали: АРЕНСКИЙ, его жена, ПУШЕЧНИКОВА, я и ЛЕОНТЬЕВ. Легенды рассказывал АРЕНСКИЙ — о происхождении мира и о древнем Египте. После рассказа задавались вопросы. Во время собрания у АРЕНСКОГО находилась такая роза, как символ Ордена. При входе посвященных знаком приветствия служило складывание известным образом рук (накрест).

На квартире ИВАКИНСКОЙ бывали собрания рыцарей: ИВАКИНСКАЯ, ее муж БАРКОВ, ГИРШФЕЛЬД, Елена Аполлинариевна ПОЛЬ, ЛЮБИЦКИЙ, КО-

РОЛЬКОВ Павел, НИКИТИН Л.А., БЛАГОНРАВОВ и ДЕЙКУН. Собрания происходили приблизительно раза два в месяц. Рассказывал легенды НИКИТИН в количестве приблизительно восьми, из которых хорошо помню об Атлантиде (в легенде этой рассказывались события, происходившие очень давно на материке, поглощенном океаном при космической катастрофе; о той высокой культуре, которая была тогда, причем в этом предании рассказывалось то, что наука сейчас доказывает).

Та же тема об Атлантиде была им рассказана дома, в виде доклада. Присутствовало человек 15-20. Родственники его — мать, сестра Нина, Е.Г.АДАМОВА, доктор ЛИМЧЕР, его жена Ксения Федоровна, ЛЮБИЦКИЙ Г.А., КОРОЛЬКОВ П.Е., ПОЛЬ А.С. и Е.А., БАРКОВ и жена его ИВАКИНСКАЯ, ПОКРОВСКАЯ Ирина и ее мать, НЕДОВИЧ, жена ЛЮБИЦКОГО Фаня, СОЛОНОВИЧ и др. Во время рассказывания легенд НИКИТИН имел белую розу.

Собрания были двоякого рода: 1) собрания, на которых рассказывались легенды, и 2) деловые.

Деловые собрания касались вопросов устройства литературно-музыкальных вечеров за небольшую входную плату, сбор с которых поступал в пользу наиболее нуждающихся, даже не принадлежащих к рыцарям «Храма Искусств» (сбор с одного такого вечера был отдан нуждающейся в лечении в Крыму от туберкулеза Любимовой). Непосредственно принимали участие: певец САДОВНИКОВ, пианистка МАЛЫШЕВА, певица ЛЯСС, артист КАЧАЛОВ, ЗАВАДСКИЙ и др. Концерт состоялся в Студии ЗАВАДСКОГО (насколько мне помнится). Другой концерт происходил в помещении ГАХНа, в котором выступали САДОВНИКОВ, ЛЯСС (аккомпанировал я), пианист ШУССЕР и др.

Выступления артистов были, как я уверен, бесплатные. Каждый из рыцарей должен был принимать какое-либо участие в устройстве этих концертов. Как помнится, принимал участие артист БЛАГОНРАВОВ и ДЕЙКУН. На деловых собраниях также возникали вопросы, связанные с поведением рыцарей в их частной жизни и отношениях их к окружающим.

Однажды возник вопрос о количестве степеней в Ордене, и, мне кажется, ответил НИКИТИН или АРЕНСКИЙ, что степеней существует девять. На основании цикла легенд (в количестве, кажется, восьми-десяти) можно было быть посвященным в следующую, вторую степень. Самое посвящение носило несколько отличный от первого характер, как в отношении произносимых при этом слов, так и в отношении жеста при приветствии, а именно — руки складывались накрест и посвященный имел право иметь розу и мог присутствовать при посвящении других. Происходило мое посвящение во вторую степень Ордена на квартире СМИРНОВА. Присутствовали: НИКИТИН, СМИРНОВ, жена его, КОРОЛЬКОВ, ЛЮБИЦКИЙ и я. Как помнится, посвящение производил НИКИТИН.         В.Шишко

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 60-62об]

ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 05.10.30 г.

Об артисте 1-го МХАТа ЗАВАДСКОМ Юрии Александровиче мне известно, что он состоял в Ордене «Храм Искусств», т.к. однажды на его квартире происходило собрание рыцарей (приблизительно в 1926 г.). Предполагали, что он состоял рыцарем старшей группы.

В.С.СМЫШЛЯЕВ, артист 2-го МХАТа, состоял также в Ордене и также принадлежал, очевидно, к старшей группе рыцарей. Его обе жены (О.Ф.ПУШЕЧНИКОВА и В.А.ЗАВАДСКАЯ) были также в Ордене.

По некоторым данным, я думаю, что артист ЧЕХОВ состоял в Ордене (во время конфликта во 2-м МХАТе в газете промелькнуло сообщение об его антропософском мировоззрении), кроме того, исполнение им роли Гамлета наводило на эту мысль. Так же предполагаю и об артисте ЖИЛИНСКОМ (МХАТ 2-й), бывшем преподавателе (некоторое время) в Студии Ю.А.ЗАВАДСКОГО. Один кружок рыцарей не должен был знать, кто входит в другие такие же кружки.

Я лично находился в Ордене с 1925 по 1927-28 гг., когда заявил НИКИТИНУ Л.А. о своем уходе. Ввиду ухода своего я должен был, по словам НИКИТИНА, исполнить долг молчания. Организаторов, а также и целей устраиваемых концертов в Студии ЗАВАДСКОГО рыцари младших степеней почти не знали, т.к. отчета для всеобщего сведения не производилось.

Приблизительно в 1925-26 гг. было сообщено о прекращении деятельности Ордена на неопределенное время и по неизвестным причинам; приблизительно через шесть-восемь месяцев вся деятельность была возобновлена.

Учитывая направление Ордена (как тайной организации) и, главным образом, мистико-анархическую его окраску, я должен признать, что по существу своему он является пережитком давно прошедших времен; как мистицизм, так и анархизм, конечно, ни в какой мере не могут быть приемлемы для пролетариата в условиях Советского Союза, а потому являются контрреволюционными, играющими на руку буржуазии.                                                              В.Шишко

[ЦА ФСБ РФ, Р-33312, т. 8, л. 63-64]

ПОКАЗАНИЯ ШИШКО В.Ф. 09.10.30 г.

Орден, в котором я состоял, имел название «Орден Света», что же касается названия «Храм Искусств», то это была ассоциация, в которой члены Ордена могли приложить свои знания и работать по отделу искусства.

Рассказывались: «Легенда о бедной вдове и рыцаре». Содержание состоит в том, что вдова должна была выиграть дело в суде и тем обеспечить себя и своих детей материально в том случае, если бы ее знакомый рыцарь смог прибыть в день суда и дать показания в ее пользу. Но рыцарь, увлекшись одной женщиной, которая его очаровала, опоздал прибыть ко дню суда, и вдова проиграла свое дело.

Как помнится, первой легендой второй степени была легенда о «Ничто». Приблизительное содержание ее следующее: человек, перед которым нет цели жизни, постепенно приближается к пассивному состоянию, и перед ним встает «Ничто», которое постепенно надвигается на него. Но рыцарь должен в этом случае стоять твердо на своих позициях и не смущаться движения «Ничто»... Несмотря на желание противостоять движению «ничто», оно все двигалось и до тех пор, пока рыцарю не было оказано помощи. Тогда «ничто» остановилось и это противостояние «ничто» и рыцаря продолжалось настолько долго, что они подумали, что так будет всегда. Но через очень продолжительное время наконец были замечены в окружающей мгле огни, которые явились сигналом победы над «ничто».

Количество легенд (приблизительно десять) рассчитано было на рассказывание в течение прохождения двух первых степеней.

История Ордена рассказывается на более высоких степенях. Возникновение Ордена относится к древним временам, как это я слышал от одного из членов Ордена (АРЕНСКОГО), и потому не является созданием настоящей, переживаемой эпохи.                                         В.Шишко


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: