Урок 9 6. Поход в «Музейный Дом»: В. Боровиковский «Портрет Безбородко с дочерьми», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми». А. Пушкин «Цветок»

Цель: показать, что меняется в жизни людей с течением вре­мени, а что остается неизменным.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Прочитайте название темы.

— С какими вы произведениями познакомились?

— Что же меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным?

Продолжим открывать секреты темы.

IV. Работа по теме урока

Маша Иванова предлагает всем членам клуба сходить в «Му­зейный Дом», посмотреть там что-нибудь замечательное. Отпра­вимся и мы туда.

— Анишит Йокоповна предлагает найти два семейных портре­та. Один из них написал русский художник Владимир Боро­виковский, а другой — известная вам Зинаида Серебрякова. Рассмотрите их. Вы поняли, какая семья жила в XVIII в., а какая — в XX в.?

— Что помогло вам догадаться? Как изменился внешний об­лик людей за два столетия? (Изменились прически и одежда.)

На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ива­новна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопа­трой (справа).

— Вы можете догадаться, кто изображен на картине Серебря­ковой? Прочитайте название, оно вам поможет.

— Как вы понимаете смысл слова «автопортрет»?

На портрете Серебряковой изображена сама художница с до­черьми: Катей (слева) и Татьяной (справа).

— Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете?

— Как они к ней относятся? Как художник это показал? (Позы, жесты, наклон головы старшей из сестер на этом портрете — все это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу.)

— Как одеты девочки? (Девочки на каждом портрете одеты похоже: у сестер Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки.)

— Как вы думаете, почему? (Так было принято одеваться во времена, когда жили эти герои.)

— А как причесаны?

— Как можно назвать чувство, которое связывает людей на портретах?

— Михаил Потапович интересуется, чем интересны люди на портрете XVIII в.? Неужели только тем, как они одева­лись и причесывались?

— Обратите внимание на медальон. Что мы можем сказать о нем? (Примерный ответ. Он висит на длинной нитке жемчуга, его нежно держит младшая девочка. Эту же нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Люба и, наконец, сам медальон находится в руках у Клеопатры. Та­ким образом, все изображенные члены семьи оказывают­ся связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини — Андреем, который изображен на ме­дальоне. Андрей в этот момент находится далеко.)

— Рассмотрите портрет Серебряковой. Что мы можем сказать о нем? (Примерный ответ. На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображенных человека близки друг другу: благодаря переплетению рук они состав­ляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь. Во взгляде читается теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряженность, возмож­но, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать близкий девочкам человек.)

— Можно ли сказать, что с течением времени все меняется: одежда, прически, чувства?

— А что все-таки остается неизменным, несмотря на то какой век за окном — XVIII или XX? (С течением времени не все меняется. Чувства людей, их любовь и привязанность к близ­ким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них — это то, что остается неизменным независимо от ис­торического времени.)

Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные при­вязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.

— Какой вывод мы можем сделать? (Люди на портретах одеты по-разному, у них разные прически, но людей, изо­браженных на обоих портретах, связывают самые нежные родственные чувства, и эти чувства с течением времени не меняются.)

V. Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 159 и прочитайте фамилию автора и название следующего произведения. (А. Пушкин «Цветок».)

— С какими произведениями А. Пушкина вы знакомы?

— У А. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое, состоит из нескольких строф. Познако­мимся со стихотворением и раскроем его смысл.

(Учитель читает стихотворение на с. 151.)

— Вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок.)

— Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханный»?

— Эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя це­лую бурю мыслей и чувств. Волнует ли героя-рассказчика, рассматривающего засохший цветок, прошлая жизнь этого цветка?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос. Докажите строчками из текста. («Где цвел?ко­гда? какой весною?/ И долго ль цвел? и сорван кем, / Чужой, знакомой ли рукою?/ И положен сюда зачем?»)

— А еще чья жизнь интересует героя? (Примерный ответ. Ге­роя волнует жизнь человека, который сорвал этот цветок и положил его в книгу; герою интересно, что стало с этим человеком, с каким событием в его жизни связан цветок; герой хочет узнать о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его прошлом, настоящем и будущем.)

— Какие картины рисует герою его воображение? (Встречи влюбленных, прощание близких перед долгой разлукой; прогулка на лоне природы; которую кто-то совершает в одиночестве.)

— Можно ли сказать, что героя волнуют чувства тех людей, ко­торые жили задолго до него? Докажите строчками из текста.

VII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Какой секрет нам помогли открыть эти произведения? (С течением времени меняется одежда, мода на прически, но чувства людей в разные времена остаются неизменными.)


На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди стра­ниц какой-то книги. Всего лишь цветок — «засохший, безухан­ный», когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежав­ший здесь. Но какую бурю чувств он сразу вызвал в душе поэта! Какой «мечтой странной» наполнилось его сердце! Судьба одино- кото цветка связалась в его воображении с судьбой того неизвест­ного человека, который сорвал и положил его в книгу. Автор заду­мывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его мыслях и чувствах, о его прошлом, настоящем и будущем.

— А какие чувства у вас вызвало это произведение? Подели­тесь впечатлениями.

Домашнее задание

1. Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 159).

2. Выучить стихотворение наизусть (по желанию).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: