Цель: обобщить знания по изученной теме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
Обобщепие
Настал для нас урок последний. Пришлось немало попыхтеть
Digitized by Google
Урок 102. Постоянство в природе и чувствах людей 281
И разгадать секреты книги, В литературе преуспеть.
— Вспомните, какую тему мы изучали. («Сравниваем прошлое и настоящее».)
— Откройте содержание и найдите фамилии авторов и названия произведений, которые вы прочитали.
— О чем вы узнали, сравнивая прошлое и настоящее? (Примерный ответ. В жизни многое изменяется: одежда, мода, прически. Появляются новые города, но почти неизменной остается природа вокруг нас, сохраняются архитектурные памятники, которые хранят атмосферу прошлого.)
— А что является главными жизненными ценностями для всех поколений? (Любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.)
Эти выводы нам помогли сделать не только литературные, но и живописные и музыкальные произведения. В заключение автор учебника нам предлагает вновь окунуться в мир живописи и музыки.
Поход в «Музейпый Дом»
Отправимся в «Музейный Дом», где вместе с членами клуба «Ключ и заря» рассмотрим картину К. Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад».
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Поход в «Музейпый Дом»
(Чтение последнего абзаца на с. 183.)
— Найдите в «Музейном Доме» картину К. Юона. Рассмотрите ее.
(Далее учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 184.)
— Анишит Йокоповна заметила, что проходят столетия, жизнь меняется, но что-то в мире остается неизменным. Что она имеет в виду? (Природа остается неизменной, памятники архитектуры.)
— А что не меняется в самом человеке? Вы знаете ответ на этот вопрос? (Любовь родителей к детям, любовь к родине.)
— Михаил Потапович предлагает нам послушать финал «Симфонии № 2» Александра Бородина. Она называется «Богатырская симфония». Послушайте музыку и попробуйте понять, что объединяет музыкальный фрагмент А. Бородина и живописное произведение К. Юона. Если затрудняетесь, то прочитайте подсказку Анишит Йокоповны. (В музыкальном и живописном произведениях много солнечного света и весенней бодрости.)
— Музыкальное произведение — подарок Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны к летним каникулам. Вас радует наступление каникул?
— Расскажите членам клуба «Ключ и заря» о своих планах на лето — напишите письмо в клуб.
VI.Рефлексия
— Понравилось ли вам участвовать в заседании литературного клуба? Почему?
(Дети рисуют смайлик: улыбающийся — «да», грустный — «нет». Затем учитель прикрепляет на доску картинку, изображающую ступеньки к вершине знаний.)
— С помощью сигнального кружка покажите, на какой ступеньке вы оказались по уровню полученных знаний.
(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)
VII. Подведение итогов урока
Нам предлагает автор отдохнуть, Закроем мы сейчас последнюю страницу. Все, что узнали в третьем классе, пригодится. А с нашими героями сегодня расстаемся. После каникул вновь мы соберемся. А на каникулах вам надо отдыхать, Ходить в походы, плавать, загорать, Но и конечно же читать! Не забудь про чтение — вот лучшее учение!
Список литературы
1. Чуракова Н.А. Литературное чтение: 3 класс: Учебник: в 2 ч. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2. Малаховская О.В. Литературное чтение: 3 класс: Хрестоматия / Под ред. Н.А. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3. Малаховская О.В. Литературное чтение: 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и 2. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
4. Чуракова Н.А., Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/ Учебник, 2009.
Содержание
От авторов..................................................................................................... 3
Тематическое планирование (102 ч)........................................................... 4
ТЕМА 1. УЧИМСЯ НАБЛЮДАТЬ И КОПИМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Урок 1. Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль».
Поход в «Музейный Дом»: А. Герасимов «После дождя»........................... 8
Урок 2. Красота природы в произведениях. Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в «Музейный Дом»:
М. Шагал «Окно в сад»............................................................................... 11
Урок 3. Прием олицетворения и сравнения в произведениях. В. Маяковский «Тучкины штучки», С. Козлов «Мимо белого
яблока луны...»............................................................................................ 14
Урок 4. С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»..................................... 17
Урок 5. Сравнения. А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»,
«Опрятней модного паркета...».................................................................. 20
Урок 6. Олицетворение. Хокку Дзёсо, Басё. В. Шефнер «Середина марта». Поход в «Музейный Дом»: И. Грабарь
«Мартовский снег»..................................................................................... 26
Урок 7. Н. Матвеева «Гуси на снегу», хокку Ёса Бусона,
Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд...»................................................ 31
Урок 8. С. Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину»......................... 35
Урок 9. А. Иванов «Как Хома картины собирал». Поход
в «Музейный Дом»: рисунок В. Попкова «С санками»............................... 39
Урок 10. Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад»......................... 42
Урок 1 1. В. Берестов «Первый листопад», В. Лунин «Идем в лучах зари». Поход в «Музейный Дом»: рисунок Винсента
Ван Гога «Лодки в море у Сен-Мари»........................................................ 47
Уроки 12, 1 3. Произведения Ф. Понжа, А. Вознесенского,
Ю. Олеши в рубрике «Записная книжка Кости Погодина»....................... 50
Урок 14. Учимся находить сравнения в тексте. В. Лунин
«Ливень», В. Берестов «Отражение». Поход в «Музейный Дом»:
выставка рисунка — Г. Захаров «Десять минут после дождя».................. 54
Урок 1 5. А. Пушкин «Зимнее утро»............................................................ 58
Урок 1 6. В. Берестов «Большой мороз»........................................................ 61
Урок 1 7. В. Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом»:
В. Ван Гог «Ботинки».................................................................................. 63
Урок 1 8. С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать».............................. 66
Урок 19. Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», В. Поленов
«Заросший пруд»........................................................................................ 69
Урок 20. Хокку Ранрана. Обобщение по разделу. Проверочная
работа.......................................................................................................... 73
ТЕМА 2. ПОСТИГАЕМ СЕКРЕТЫ СРАВНЕНИЯ
Урок 21. Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли
болезни и лекарства».................................................................................. 76
Урок 22. Африканская сказка «Гиена и черепаха». Алтайская
сказка «Нарядный бурундук»...................................................................... 79
Урок 2 3. Поход в библиотеку. Обобщение знаний..................................... 82
Урок 24. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка».
Корейская сказка «Как барсук и куница судились».................................... 84
Урок 25. Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне»............................ 87
Урок 26. И ндийская сказка «Золотая рыба».................................................. 89
Урок 27. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»........................ 91
Урок 28. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный
анализ двух сказок...................................................................................... 93
Урок 2 9. Проектирование сборника сказок.................................................. 96
Урок 30. Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка
«Как птицы царя выбирали»........................................................................ 97
Урок 31. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои
рожки»......................................................................................................... 99
Уроки 3 2, 33. Обобщение по разделу. Шведская сказка
«По заслугам и расчет». Проверочная работа......................................... 102
ТЕМАЗ. ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ ФАНТАЗИРУЮТ
Урок 3 4. Н. Матвеева «Картофельные олени»............................................ 106
Уроки 3 5-37. С. Черный «Дневник фокса Микки»..................................... 109
Урок 3 8. Э. Мошковская «Мотылек», «Осенняя вода»............................... 117
Урок 39. Т. Пономарева «Автобус»............................................................. 120
Урок 4 0. Т. Пономарева «В шкафу»............................................................ 123
Урок 41. Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в «Музейный
Дом»: П. Филонов «Нарвские ворота»..................................................... 126
Уроки 4 2—44. Б. Житков «Как я ловил человечков»............................... 128
Урок 45. Тим Собакин «Игра в птиц».......................................................... 133
Содержание
Урок 4 6. К. Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом»:
B. Кандинский «Двое на лошади». Слушаем музыку
C. Прокофьева «Мимолетности № 1». Обобщение по теме.................... 137
ТЕМА 4. УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ
Урок 47. Т. Пономарева «Прогноз погоды»............................................... 144
Урок 4 8. Т. Пономарева «Лето в чайнике». Поход в «Музейный
Дом»: А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».......................................... 146
Урок 49. М. Вайсман «Лучший друг медуз»................................................ 148
Уроки 50, 5 1. А. Куприн «Слон»............................................................... 151
Урок 5 2. А. Куприн «Слон»......................................................................... 155
Урок 5 3. В. Драгунский «Кот в сапогах».................................................... 156
Уроки 54, 5 5. К. Паустовский «Заячьи лапы»............................................ 160
Урок 5 6. С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход
в «Музейный Дом»: О. Ренуар «Портрет Жанны Самари»....................... 165
Урок 5 7. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная
работа........................................................................................................ 168
ТЕМА 5. НАБИРАЕМСЯ ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ
Урок 58. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей
и ястреб».................................................................................................. 171
Урок 59. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»............................................ 174
Урок 60. Лента времени. Басни Эзопа.......................................................... 176
Урок 61. Лента времени. Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов
«Ворона и Лисица». Иллюстрация В. Серова к басне............................... 179
Урок 62. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица
и виноград»............................................................................................... 183
Урок 63. И. Крылов «Квартет». Графическая иллюстрация
В. Серова к басне....................................................................................... 186
Урок 64. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».................................................. 190
Урок 65. Басня И. Крылова «Зеркало и обезьяна». Обобщение
по теме. Самостоятельная работа «Проверь себя»................................... 192
ТЕМА 6. ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГАДЫВАТЬ СЕКРЕТЫ СМЕШНОГО
Урок 6 6. Л. Каминский «Сочинение»......................................................... 194
Урок 67. И. Пивоварова «Сочинение».......................................................... 197
Урок 68. М. Бородицкая «На контрольной», Л. Яковлев
«Для Лены», М. Яснов «Подходящий угол»............................................. 199
Уроки 6 9, 7 0. Н. Тэффи «Преступник»..................................................... 202
Урок 7 1. Н. Носов «Мишкина каша»........................................................... 206
Урок 72. К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные
советы». Т. Пономарева «Помощь».......................................................... 210
Уроки 73, 74. В. Драгунский «Ровно 25 кило»........................................... 213
Урок 75. Обобщающий урок по теме «Продолжаем разгадывать
286 |
секреты смешного». Проверочная работа................................................ 217
ТЕМА 7. КАК РОЖДАЕТСЯ ГЕРОЙ
Урок 76. Настоящий сказочный герой. Кто он? Сказки
«Колобок», «Гуси-лебеди»....................................................................... 218
Урок 77. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы»,
Ю. Мориц «Жора Кошкин»..................................................................... 220
Урок 78. Б. Заходер «История Гусеницы» (продолжение),
Л. Яхнин «Лесные жуки».......................................................................... 223
Уроки 7 9, 80. Б. Заходер «История Гусеницы» (окончание), М. Яснов «Гусеница - Бабочке». Поход в «Музейный Дом»:
С. Жуковский «Плотина»......................................................................... 225
Урок 8 1. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»............. 228
Уроки 8 2-8 4. Н. Гарин-Михайловекий «Детство Темы».................. 231
Уроки 8 5, 8 6. Л. Пантелеев «Честное слово». Поход
в «Музейный Дом»: 3. Серебрякова «За обедом», О. Ренуар «Девочка с лейкой», В. Серов «Портрет Микки Морозова».... 237 Уроки 8 7, 8 8. Н. Некрасов «На Волге». Поход в «Музейный
Дом»: картина А. Мещерского «У лесного озера»................................. 243
Урок 8 9. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).
Обобщение по разделу............................................................................ 248
ТЕМА 8. СРАВНИВАЕМ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Урок 90. Сравниваем прошлое и настоящее. Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка»,
И. Стравинский «Петрушка»................................................................... 250
Уроки 9 1—9 3. К. Паустовский «Растрепанный воробей»................ 254
Уроки 94, 9 5. К. Паустовский «Стальное колечко».......................... 261
Урок 96. Поход в «Музейный Дом»: В. Боровиковский «Портрет Безбородко с дочерьми», 3. Серебрякова «Автопортрет
с дочерьми». А. Пушкин «Цветок».......................................................... 266
Уроки 9 7-101. А. Гайдар «Чук и Гек»............................................... 270
Урок 102. Постоянство в природе и чувствах людей. Обобщение по теме «Сравниваем прошлое и настоящее». Итоговое заседание клуба «Ключ и заря».................................................................................... 280
Список литературы................................................................................... 283
Учебно-методическое пособие
В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ
Захарова Виктория Валентиновна Серова Маргарита Владимировна