СОдержание учебного предмета

«РОДНОЙ язык (Русский)»

Раздел 1. Язык и культура

 История русского литературного языка. Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

 

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.  Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.

Речевой этикет

Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Текст как единица языка и речи

Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

NB! Составляется в соответствии с локальным актом школы. Количество часов по разделам распределяется учителем

Раздел (тема) Кол-во часов
Язык и культура 7
Культура речи 11
Речь. Речевая деятельность. Текст 16
ИТОГО 34

 

Календарно-тематическое планирование

Класс

Часа

Тема занятия

Дата проведения

  План Факт
1 История русского литературного языка.    
2 Исконно русская лексика как основа русского языка.    
3  Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.    
4  Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.    
5-6 Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.    
7 Контрольная работа по теме «Язык и культура»    
8 Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка    
9 Произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих.    
10 Нормы употребления терминов в научном стиле речи.    
11 Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи    
12 Нормы управления в русском языке    
13 Правильное построение словосочетаний по типу управления с предлогами.    
14 Нормы согласования сказуемого с подлежащим    
15  Варианты норм согласования сказуемого с подлежащим    
16 Речевой этикет и вежливость.    
17  Активные процессы в речевом этикете.    
18 Контрольная работа по теме «Культура речи»    
19 Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.    
20-21 Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.    
22-23 Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.    
24 Доказательство и его структура.    
25 Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.    
26-27 Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.    
28 Реферат.    
29 Слово на защите реферата.    
30 Учебно-научная дискуссия.    
31 Язык художественной литературы.    
32 Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.    
33 Итоговая контрольная работа    
34 Итоговое занятие.    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: