Теоретические основы проблем в специальной методики преподавания естествознания

Дисциплина: «Методика преподавания естествознания»

Группа: СДО-17

Дата: 28.05. 13-00

Тип: лекция

Количество часов: 2

Тема: ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

План:

1. Теоретические основы проблем в специальной методики преподавания естествознания

2. Предмет методики преподавания естествознания.

3.Задачи и содержание обучения естествознанию во вспомогательной школе

Теоретические основы проблем в специальной методики преподавания естествознания

Ряд важнейших проблем методики преподавания естествознания во вспомогательной школе подвергался тщательному специальному изучению. Первые такие исследования были выполнены К. П. Ягодовским и Л. С. Исаенко, в которых всесторонне решаются вопросы, связанные с рассмотрением неживой природы на уроках естествознания во вспомогательной школе. По свидетельству авторов, неживая природа содействует сознательному овладению учащимися такими умениями, как наблюдение и опыт (в самом элементарном его виде). В работах ученых также всесторонне обосновывается и сущность предметного обучения. Названная проблема в дальнейшем развивается в методическом руководстве Л. А. Исаенко, в котором она справедливо отмечает, что ознакомление учеников с природой тем эффективнее, чем в большей мере применяется на уроках натуральный наглядный материал. Пристальное внимание автором обращается и на коррекционную сущность предметного обучения, которое, по ее мнению, открывает широкие возможности для развития познавательных способностей школьников, главным образом мыслительной деятельности.

Изучению возможностей повышения эффективности предметного обучения посвящены и работы А. В. Усвайской. Особую ценность в ее исследованиях представляет вывод о том, что в результате систематических наблюдений природы в процессе учебной деятельности у учащихся воспитываются навыки коллективной работы, желание помогать друг другу, то есть у школьников формируются личностные качества. В последующих экспериментальных работах А.В. Усвайской приводятся так же и некоторые методические рекомендации по организации и проведению систематических наблюдений учащихся за природой.

Идею неразрывной связи коррекции имеющихся у школьников с психофизическими особенностями дефектов с приобретением знаний далее развивает В. А. Постовская. Автор убедительно отстаивает свою точку зрения на то, что развитие самостоятельности мышления учащихся в процессе обучения естествознанию начинается с выработки умения вести наблюдение.

По свидетельству В. А. Постовской, кроме наблюдений учащимися за природными объектами, необходимо использовать и упражнения с учебником, а также разнообразные задания на сравнение, установление причинно-следственных зависимостей, выполнение разных практических действий. В работах ученого имеются и многочисленные дидактико-методические рекомендации по проведению самостоятельной работы учащихся на уроках естествознания во вспомогательной школе.

Проблема организации практических работ в процессе обучения естествознанию учеников с психофизическими особенностями рассматривается рядом дефектологов (Е. А. Ковалева, В. А. Постовская, Л. В. Румянцева, Л. С. Стожок, А. С. Усвайская и др.). В частности, Л. С. Стожок выявлены наиболее эффективные разновидности практических работ, которые объединены ею в четыре основные группы (анализирующие, поисковые, иллюстративные и интегративные).

Исследования ученого привлекают к себе внимание еще и тем, что в них всесторонне анализируются особенности усвоения естествоведческого материала учащимися вспомогательной школы. К таким работам, в известной мере, относятся и научные изыскания А. Я. Бирзниекса; Е. А. Ковалевой; С. С. Кручининой, И. В. Татаркиной; С. С. Кручининой, С. В. Курской; Е. Д. Худенко и др.

Среди исследований в области методики преподавания естествознания нужно назвать еще и такие, в которых тщательному изучению подвергаются отдельные дидактико-методические проблемы. В частности, В. А. Постовской разрабатываются такие вопросы, как повторение учебного материала и особенности использования словесных методов обучения (главным образом рассказа и беседы). Выяснению различных вариантов оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов при изучении неживой природы на уроках естествознания во вспомогательной школе посвящены работы А. А. Рейнмаа.

В исследованиях Л. В. Румянцевой показывается, что непременным условием осознанного и прочного овладения школьниками естествоведческими знаниями являются лабораторные работы и демонстрация опытов. По мнению ученого, именно, их использование способствует раскрытию связей единичного в целом и общего в единичном снимает трудности в классификации и дифференциации природных объектов, а также содействует совершенствованию формируемых, у школьников знаний.

Согласно же концепции А. А. Рейнмаа, после выполнения лабораторных работ и проведения опытов с учащимися целесообразно решать специальные учебные задания, содействующие вторичному осмыслению школьниками полученных результатов.

Автором разработана система таких заданий разного типа и экспериментально доказано их положительное влияние как на усвоение учениками изучаемого материала, так и на формирование у них самостоятельности при решении несложных познавательных задач.

Важнейшим проблемам повышения эффективности урока естествознания, разработке и внедрению в учебный процесс активных приемов работы учащихся с особенностями психофизического посвящен целый ряд работ дефектологов (С. С. Кручинина, О. Г. Деркачева, И. П. Макарчик; О. X. Серединская, С. С. Кручинина; А. А. Рейнмаа; Е. Д. Худенко; Г. Ф. Яблокова и др.).

В отдельных исследованиях (А. А. Сновский и др.) рассматриваются возможности развития познавательного интереса школьников к животным посредством проведения самых разнообразных занятий по естествознанию. Кроме того, в экспериментальных работах Г. Муратовой приводится психолого-педагогическое внеклассному краеведению во вспомогательной школе.

Выделяются три периода в краеведческой деятельности учащихся с психофизическими особенностями: пропедевтический; постепенного накопления и расширения знаний о родном крае; последующего их углубления у учеников в процессе организации разных видов работы. Г. К. Муратовой разрабатывается стройная система внеклассного краеведения и формулируются важнейшие дидактико-методические принципы ее построения. К тому же дефектологом показывается коррекционно-развивающее и воспитательное значение внеклассной краеведческой работы во вспомогательной школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: