Специальные требования к реализации учебной дисциплины «Русский язык» 5 класс для обучающихся с РАС

ВАРИАНТ 2

 

Русский язык

В результате освоения учебного предмета «Русский язык» обучающиеся с РАС развивают представления о знаковой системе языка, формируют ценностное отношение к русскому языку как части самобытной русской культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; обогащают словарный запас, развивают культуру владения русским литературным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета на основе жизненных компетенций; формируют систему знаний о русском языке, о его уровнях и единицах; осваивают базовые понятия лингвистики, развивают аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и стилей речи.

В зависимости от индивидуальных темпов развития обучающийся с РАС может демонстрировать результаты самостоятельно или при методической поддержке учителя.

В связи с этим по итогам первого года обучения не должны предъявляться требования сформированности навыка владения различными видами аудирования, анализа прослушанного текста, написания изложения и классного сочинения, создания развернутого коммуникативного высказывания и понимания контекста. Также для обучающихся с РАС должны быть изменены требования по обязательному количеству слов в устном и письменном высказывании.

При планировании результатов обучения русскому языку детей с РАС в 5-ом классе необходимо учитывать выраженные особенности импрессивной и экспрессивной форм речи и гетерохронность развития ребенка. Некоторые умения могут быть сформированы значительно позже, чем у сверстников без РАС, а, сформировавшись, могут не использоваться в полной мере. Так, даже хорошо успевающие выпускники часто не используют иронию или переносный смысл слов в своей повседневной жизни. Для учащихся с РАС описание картины, особенно пейзажа, или пересказ текста, написание изложения или сочинения на свободную тему может оказаться труднодостижимой задачей. Даже при хорошем усвоении теоретических сведений о системе языка, некоторые навыки могут не использоваться в собственной речи, что ведет к дальнейшим затруднениям при изучении программного материала.

В зависимости от индивидуальных темпов развития обучающийся с РАС может демонстрировать результаты самостоятельно или при методической поддержке учителя.

В связи с этим по итогам первого года обучения не должны предъявляться требования сформированности навыка владения различными видами аудирования, анализа прослушанного текста, написания изложения и классного сочинения, создания коммуникативного высказывания и понимания контекста. Также должны быть изменены требования по обязательному количеству слов в устном и письменном высказывании, составленному обучающимся с РАС.

 

Предметные результаты по итогам изучения учебного предмета «Русский язык» (5 класс) должны отражать сформированность умений:

- понимать основные тезисы о богатстве и выразительности русского языка, о важности соблюдения в устной речи и на письме норм современного русского литературного языка;

- различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог;

- распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы;

- использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;

- распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); использовать их при создании собственного текста (устного и письменного);

- знакомиться с изучающим видом чтения;

- понимать основное содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и/или письменно формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

- анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смыслового типа речи в практике его создания; распознавать тексты различных функциональных разновидностей;

- владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

- создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);

- участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;

- представлять сообщение на заданную тему;

- создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец;

- соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

- характеризовать звук как единицу языка, раскрывать смыслоразличительную роль звука; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков, описывать свойства русского ударения, изменение звуков в речевом потоке, делить слова на слоги;

- различать способы обозначения [й'], мягкости согласных, использование прописных и строчных букв;

- распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;

- осознавать орфографию как систему правил написания слов, использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы;

- применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ы – и после ц;

- распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;

- различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов); распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

- проводить лексический анализ слова;

- применять знания по лексике в речевой практике;

- использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;

- характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

- распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука);

- проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания, неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), непроизносимыми согласными; ё-о после шипящих в корне слова;

- уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка;

- понимать грамматическое значение слова, части речи как лексико-грамматические разряды слов, систему частей речи в русском языке (распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы);

- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имен существительных; различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; характеризовать синтаксическую роль имени существительного;

- соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных окончаний, о – е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик - (-щик-); -ек- – -ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – -гар-, -зор- –-зар-; употребления/неупотребления ь на конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными, правописание собственных имен существительных);

- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; различать полную и краткую форму имён прилагательных; соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен прилагательных (безударных окончаний, о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и раздельное написание не с именами прилагательными);

- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также – в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого времени) глагола; определять спряжение глагола, распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);

- проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов;

- применять знания по морфологии в речевой практике;

- распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью;

- осознавать пунктуацию как систему правил расстановки знаков препинания;

- соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении; оформлять на письме диалог;

- применять знания по синтаксису и пунктуации в речевой практике;

- соблюдать на письме нормы современного русского литературного (в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов; словарного диктанта объемом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объемом 90–100 слов, содержащего не более 10 орфограмм и 2−3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями).

 

Специальные требования к реализации учебной дисциплины «Русский язык» 5 класс для обучающихся с РАС

У большинства учащихся с РАС, обучающихся по варианту АООП 8.2. отмечаются выраженные трудности освоения программного материала по русскому языку. Эти трудности связаны с особенностями импрессивной и экспрессивной форм речи и неравномерностью развития у учащихся данной группы высших психических функций и навыков. Изучение русского языка при типичном развитии опирается на сформированную речь как высшую психическую функцию. При расстройствах аутистического спектра во многих случаях этого не происходит.

Часть тем может быть усвоена учащимися с РАС только на формальном уровне, что может привести к специфическим трудностям при дальнейшем изучении программного материала.

Некоторые умения могут быть сформированы значительно позже, чем у сверстников без РАС, а, сформировавшись, могут не использоваться в полной мере. Даже при хорошем усвоении теоретического материала некоторые навыки могут не использоваться в собственной речи, что ведет к дальнейшим затруднениям при изучении программного материала.

В области речевой деятельности наибольшие затруднения у учащихся с РАС возникают при функциональном и смысловом анализе текстов и предложений. Им бывает довольно трудно определить стиль текста, цель высказывания, главную, второстепенную и избыточную информацию. Для школьников с РАС написание изложения и, особенно, сочинения может оказаться труднодостижимой задачей.

Сложности понимания социального контекста и особенности развития коммуникативной функции речи приводят к затруднениям в освоении тем и разделов, связанных с литературными и лингвистическими нормами языка.

Наблюдается неравномерность в освоении некоторых тем из раздела «Морфемика». Например, у обучающихся с РАС с трудом происходит освоение согласования частей речи по родам, числам и падежам, может сильно запаздывать освоение личных окончаний глаголов.

При изучении тем из раздела «Фразеология», наблюдаются специфические трудности овладения переносом лексического значения слова. Даже хорошо успевающие школьники в ряде случаев не понимают переносный смысл слов и не используют сравнение, метафору, иронию в различных видах речевой деятельности.

Сильной стороной обучающихся с РАС часто является хорошая зрительная память, что проявляется в виде феномена «врожденная грамотность» и позволяет успешно осваивать программный материал. Например, это помогает при изучении тем из раздела «Орфография». Учитывая неравномерность освоения различных областей русского языка, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием, необходимо стремиться в создании для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по данному предмету.

Для достижения планируемых результатов необходимо:

- адаптировать методы представления нового материала, способы текущего контроля и репрезентации полученных знаний (например, выполнение части заданий с использованием ИКТ);

 - максимально задействовать возможности визуальной поддержки устной и письменной речи, использовать максимум наглядных средств обучения (карточки с образцом выполнения задания, карточки с пошаговым выполнением инструкций педагога, дополнительные иллюстрации для изучения некоторых лексических и грамматических тем и т.п.);  

- при непосредственном общении с учащимся с РАС педагогу следует исключить из речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, длинные грамматические конструкции (обычно приемлемый размер предложения при вербальной коммуникации педагога с обучающимся – 5-6 слов);

- при изучении сложных грамматических конструкций обязательно использовать визуальное сопровождение (цветовое отображение частей речи, опорные схемы и таблицы, конструкторы фраз на карточках и т.п.);

При недостаточной сформированности у учащихся с РАС графомоторных навыков, могут использоваться различные способы адаптации учебных материалов и заданий, в том числе сокращение объема письменных заданий при сохранении уровня сложности, возможность выполнения заданий на компьютере и т.д.

    При составлении заданий целесообразно опираться на область стойких интересов обучающегося с РАС. Такими интересами могут быть как распространенные в среде подростков с РАС темы, связанные с метро, транспортом, космосом, солнечной системой, животными, так и более специфические - определенный фильм, рассказ или телепрограмма. Обучение с опорой на особо значимые для учащегося с РАС объекты и персонажи проходит гораздо эффективнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: