Инструментальная методика

 

Сущность инструментальной методики в функционально разном употреблении двух стимулов, по-разному определяющих поведение, и в вытекающем отсюда овладении собственной психологической операцией. (19.1, 91)

См. Инструментальный метод  

Инструментальный акт

 

Для естественнонаучной психологии это сложное по составу образование (система реакций), синтетическое целое и вместе с тем простейший отрезок поведения, с которым имеет дело исследование, элементарная единица поведения.

В то время как естественные (натуральные) акты и процессы поведения возникли и сложились в особые механизмы в процессе эволюционного развития и общи у человека и высших животных, искусственные (инструментальные) акты составляют позднее приобретение человечества, продукт исторического развития и специфически человеческую форму поведения <...>

Искусственные акты суть те же естественные, они могут быть без остатка, до самого конца разложены и сведены к этим последним. <...>

Искусственной является комбинация (конструкция), направленность, замещение и использование этих естественных процессов. <...> В инструментальном акте <...> между объектом и направленной на него психической операцией вдвигается новый средний член – психологическое орудие, становящееся структурным центром или фокусом, моментом, функционально определяющим все процессы, образующие инструментальный акт. Всякий акт поведения становится тогда интеллектуальной операцией.

Включение орудия в процесс поведения <...> пересоздает, перестраивает всю структуру поведения. <...> Психические процессы, взятые в целом, образующие сложное единство, структурное и функциональное, по направленности на разрешение задачи, поставленной объектом, и по согласованности и способу протекания, диктуемому орудием, образуют новое целое – инструментальный акт. (1.1.5, 104 – 106)

См. Психологическое орудие, Развитие  

Инструментальный метод

 

Своеобразие культурного развития ребенка требует применения соответствующего метода исследования. Этот метод можно было бы условно назвать «инструментальным». В плане экспериментального исследования этот метод опирается на функциональную методику двойной стимуляции. (14.1, 75) Инструментальный метод основан на раскрытии «инструментальной функции» культурных знаков в поведении и его развитии. (14.1, 75) Позволяет взглянуть на поведение человека с точки зрения использования им своих естественных психических процессов и способов этого использования и <...> постигнуть, как человек использует естественные свойства своей мозговой ткани и овладевает происходящими в ней процессами.

Инструментальный метод выдвигает новую точку зрения на отношения между актом поведения и внешним явлением. Внутри общего отношения стимул-реакция <...> он различает двоякое отношение, существующее между поведением и внешним явлением: внешнее явление (стимул) может играть в одном случае роль объекта, на который направлен акт поведения, разрешающий ту или иную стоящую перед личностью задачу <...>, в другом случае – роль средства, при помощи которого мы направляем и осуществляем необходимые для разрешения задачи психологические операции. В обоих случаях психологическая природа отношения между актом поведения и внешним стимулом существенно и принципиально различна. <...> В первом случае правильно было бы стимул называть объектом, во втором – психологическим орудием инструментального акта. <...>

Раскрытие инструментального акта лежит в основе инструментального метода. <...>

Инструментальный метод по самому существу метод историко-генетический. В исследование поведения он вносит историческую точку зрения: поведение может быть понято только как история поведения. (П.П. Блонский). Главными областями исследования, где может с успехом применен инструментальный метод, являются: а) область социально-исторической и этнической психологии, изучающей историческое развитие поведения, отдельные ступени его и формы; б) область исследования высших, исторически сложившихся психических функций – высших форм памяти (ср. мнемотехнические исследования), внимания, словесного или математического мышления и т.п.; в) детская и педагогическая психология (1.1.5, 105, 107).

См. Культурное развитие, Методика двойной стимуляции, Поведение.  

Интеллект

 

Первой и наиболее значительной чертой отличия между реакцией обезьяны и условным рефлексом является способ их происхождения Условный рефлекс обычно устанавливается постепенно и медленно. Совсем иначе проистекает возникновение реакций у обезьяны. Нас поражает в опытах Келера именно это запоминание «раз и навсегда», которое обнаруживает обезьяна... Второй новой чертой, подымающей интеллект над условной реакцией и отличающей его от всех остальных реакций, является его биологическая функция <...> Работа интеллекта <...> начинается там, где деятельность инстинкта и условных рефлексов прекращается или задерживается. Приспособление к изменившимся условиям, <...> к новым обстоятельствам и новым ситуациям – вот чем характеризуется поведение обезьяны. К этим новым обстоятельствам животное <...> приспособляется <...> не методом проб и ошибок, а путем задержки внешних движений и путем «внутренних проб». <...> Открытия обезьян обладают еще и третьим отличительным свойством. Оно заключается в том, что найденный способ поведения решительно независим от той конкретной ситуации, в которой он был найден, и обезьяна, находя верное решение, вместе с тем приобретает возможность в очень широких размерах переносить найденное ею решение в другие ситуации <...> Обезьяна, таким образом, разрешает структуру, а не привыкает действовать при помощи ее элементов. (9.1, 51 – 55) <...> в поведении обезьяны намечается с совершенной ясностью новая форма – интеллект, – служащая основной предпосылкой для развития трудовой деятельности и представляющая соединительное звено между поведением обезьяны и поведением человека. (9.1, 56) <...> само по себе препятствие или задержка, встающие на пути инстинктивного или привычного способа действий, усиливают нервное возбуждение, вызывают подъем деятельности <...> обезьяна в этом случае часто ведет себя так же, как и низшие животные, она также иной раз мечется бесконечное число раз <...> Однако обычно довольно скоро в поведении обезьяны наступает резкий и крутой перелом. Этот период заключается в том, что обезьяна вместо перепроизводства движений прекращает обычно все внешние реакции, она как бы остается в неподвижности, фиксируя глазами цель <...> Усиленное нервное возбуждение не тратится наружу <...>, а переходит в какой-то сложный внутренний процесс <...> от внешних проб обезьяна переходит как бы к внутренним пробам, т.е. мы могли бы сказать, что возбужденные нервные центры обезьяны вступают в какое-то сложное взаимодействие, взаимоотношение, в результате которого и может возникнуть то «короткое замыкание», которым предположительно мы могли бы объяснить ее догадку. Мы еще очень далеки от настоящего физиологического объяснения интеллектуальной реакции <...> Но есть основания допустить, что в основе этой реакции лежит сложное взаимодействие наличных раздражений с прежними условными связями. (9.1, 50 – 51) <...> биологической функцией интеллекта является «изобретение», т.е. приспособление к новым условиям при помощи актов поведения, не врожденных и не заученных. Начатки интеллектуальной деятельности с несомненностью установлены в поведении антропоидов (опыты Келера) и выражаются в изобретении и употреблении простейших орудий для преодоления препятствий, стоящих на пути к инстинктивной цели (добывание плода при помощи удлиненной палки и т.д.). Интеллектуальный акт характеризуется: 1 – наличием задержки или препятствия (проблема как постановка сознательной задачи), 2 – торможением внешних движений, 3 – усилением центральной деятельности (поиски новых путей для задержанного разряда, привлечение прошлого опыта), 4 – внезапной догадкой или решением и 5 – усвоением однажды найденной реакции с одного раза в отличие от медленного и постепенного усвоения заученных или дрессированных движений. (12.1, 79)

См. Поведение, Реакция, Рефлекс  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: