Вопросы нарушения организационно-правовых регламентов

ЦС Профсоюза обращает внимание на необходимость соблюдения правовых регламентов, которые задаются приказом Минтруда России от 12.12.2016 г. № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации» (Зарегистрирован в Минюсте России 26.12.2016 г. № 44970, далее – Положение о разработке квалификации) и приказом Минтруда России
от 01.11.2016 г. № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» (Зарегистрирован
в Минюсте России 29.12.2016 г. № 45047, далее – Положение о разработке оценочных средств).

Так, согласно Положению о разработке квалификации формирование проектов наименований квалификаций осуществляет СПК, для чего он создаёт рабочую группу по разработке проектов квалификаций, персональный состав которой утверждается решением СПК (п.3. Положения о разработке квалификации).
В качестве разработчиков проектов квалификаций СПК привлекает специалистов, имеющих профессиональное образование и опыт работы по видам профессиональной деятельности, соответствующим виду профессиональной деятельности разрабатываемой квалификации, и дополнительное профессиональное образование по вопросам разработки оценочных средств и (или) экспертизы и (или) организации, имеющие таких специалистов.

ЦС Профсоюза заинтересован в обеспечении организационно- правовых регламентов осуществления вышеперечисленных мероприятий и просит направить в свой адрес протокол Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования о создании такой рабочей группы и утвержденный её персональный состав, а также сведения о наличии у членов рабочей группы соответствующего дополнительного профессионального образования в области разработки оценочных материалов.

ЦС Профсоюза обращает внимание на то, что разработка оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации, согласно п. 6 Положения
о разработке оценочных средств, может быть организована не ранее внесения наименования квалификации в реестр Национального агентства по развитию квалификаций (далее – НАРК).

В связи с этим ЦС Профсоюза считает неприемлемым рассмотрение направленных для профессионально- общественного обсуждения структуры оценочных средств для процедуры независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена до внесения наименований соответствующих квалификаций в реестр НАРК.

ЦС Профсоюза убежден, что установленные сжатые сроки реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» в части создания и деятельности центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов (п.3.1.2. Паспорта федерального проекта «Учитель будущего», приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря
2018 г. № 3) не могут служить основанием для опрометчивых действий, способных негативно повлиять на трудовые отношения в сфере образования. Отрицательный опыт поспешного принятия профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в 2015 году показывает, что сфера трудовых отношений – не место для экспериментов и скоропалительно принятых непродуманных решений.

2. Вопросы к содержанию проектов наименований квалификаций ЦС Профсоюза неоднократно отмечал, что действующий ПС «Педагог», на основе которого, как заявлено разработчиками, проведено выделение наименований квалификаций и разработаны оценочные средства для независимой оценки, не соответствует принятой методологии описания вида профессиональной деятельности, так как в большей мере описывает трудовые обязанности.

По мнению экспертов ЦС Профсоюза, это обнаруживается в представленных проектах наименований квалификаций.

Как следует из письма Минтруда России (Ельцова Л.Ю.) от 6 июня 2017 г.
№ 14-2/10/В-4361 [по вопросам внедрения профессиональных стандартов], профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности.

ЦС Профсоюза отмечает, что в пояснительной записке по проекту наименования квалификации «Педагог дошкольного образования (воспитатель)» разработчики вынуждены были отнестись к выделенным 5 и 6 уровням квалификации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № 148н, поскольку они были использованы в профстандарте «Педагог»

Как известно, действующий ПС «Педагог» для трудовой функции А «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» определяет необходимость наличия 6-го уровня квалификации, а для трудовой функции В «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» – необходимость наличия 5-го и 6-го уровней квалификации.

Это обстоятельство вопреки логике и методологии выделения уровней квалификации порождает путаницу и создает предпосылки к тому, что, например, педагог дошкольного образования может одну трудовую функцию реализовывать на 5 или 6 уровне квалификации, а другую – только на 6 уровне квалификации.







Правовая коллизия, заложенная в ПС «Педагог», отразилась в избранном разработчиками подходе к выделению трудовых действий, подлежащих независимой оценке квалификации (далее – НОК) в форме профессионального экзамена.

В частности, в проекте наименования квалификации «Педагог дошкольного образования (воспитатель)» при описании положений ПС «Педагог», на соответствие которым предлагается проводить НОК по трудовой функции (далее – ТФ) А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» по 5 уровню, разработчиками указывается, что независимой оценке подлежат все трудовые действия (далее – ТД), указанные в ПС «Педагог», входящие в ТФ, за исключением 7-ми из 10 имеющихся.

По мнению экспертов ЦС Профсоюза, должно подлежать исключению и ТД «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы», так как согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) программа дошкольного образования строится не по принципу выделения учебных дисциплин, а по принципу выделения образовательных областей (п.2.6. ФГОС ДО), что предполагает существенную разницу в специфике их реализации и соответствующей деятельности педагогов.

Таким образом, по трудовой функции А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» независимой оценке должны подлежать, по логике разработчиков, только два из десяти ТД:

«осуществление профессиональной деятельности в соответствии
с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»;

«участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды».

При этом, на взгляд ЦС Профсоюза, «участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации» с какими бы то ни было целями в большей степени относится, не к педагогическому виду деятельности, а
к управленческому.

Далее, по трудовой функции А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования», по мнению разработчиков, независимой оценке подлежат все умения, указанные в ПС «Педагог», за исключением 4-х из 6-ти.

Таким образом, подлежать независимой оценке, по мнению разработчиков, будут два умения:

«использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

«владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».

При этом никаких ограничений по структурному элементу (дескриптору) ПС «Необходимые знания» разработчиками не сделано, тогда как среди «необходимых знаний» по трудовой функции А/01.06 «Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» значатся «необходимые знания», не относящиеся к дошкольному образованию.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: