Фольклор | Литература |
Ориентация «на заказ» | Ориентация «на сбыт» |
Актуален, «здесь и сейчас» | Существует независимо от читателя |
Импровизация Важен исполнитель | Ориентация на канон, тщательная проработка Важен автор |
Если не принят средой – не живет | Может быть оценена позже |
Устно, перформативный акт | Письменно |
Предварительная цензура коллектива (в момент рождения) | Не может быть четко предопределена цензурой |
Взаимно влияют друг на друга. Заимствуют некоторые произведения и перерабатывают их. Записанный фольклор – литература; заимствованное фольклором литературное произведение – фольклор.
Напр. подблюдные песни в Онегине (ф-л), песня о Феде Некрасова (л-ф)
Основные черты народного календаря. Закрепленные в числе и подвижные праздники
Не все русские праздники в равной степени были связаны с православным вероучением. Только часть из них непосредственно основана на догмах христианского учения и насаждалась Церковью. Они были связаны преимущественно с памятными днями так называемой священной истории, как, например, предвещание о рождении Христа (праздник Благовещения), день его предполагаемого рождения и день крещения (праздник Рождества, праздник Крещения), день его воскресения из мертвых (Пасха), вознесения на небо (вознесение) и т. д. Сюда же относятся праздники, посвященные церковным святым, — Николин день (каковых имелось даже два — весенний и осенний), Петров день, Егорьев день, день Веры, Надежды, Любви и Софии, и многие другие. Однако еще до того, как были введены эти праздники, существовали праздники и обряды языческие (праздник зимнего солнцеворота, встречи весны, летнего равноденствия, праздник жатвы и другие). С ними церковь повела двоякую борьбу: частично она путем проповедей и запрещений пыталась их уничтожить, частично же приспосабливала их к своим целям и приурочивала к праздникам своего церковного календаря. Приуроченье старинных дохристианских праздников и обрядов к церковным привело к тому, что в большие праздники народ соблюдал как церковные обряды, так и свои, старые, по происхождению своему языческие. Иногда народ перетолковывал церковное учение в совершенно ином, желательном для себя смысле. (Пропп)
|
|
Праздники бывают переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные, двунадесятые).
Непереходящие (как религиозные, так и языческие):
· Рождество Христово 7.01 (по новому стилю; старый стиль – 13 дней назад)
· Крещение (Богоявление) Господне 19.01
· Сретение Господне 15.02
· Благовещение 7.04
· Иван Купала 24.06
· Петров день 29.06
· Преображение Господне 19.08
|
|
· Успение Богородицы 28.08
· Воздвижение креста Господня 27.09
· Введение во храм Пресвятой Богородицы 4.12
и т.д.
Переходящие (отсчитываются от Пасхи):
· Вход Господень в Иерусалим за неделю до Пасхи
· Преполовение 25й день после Пасхи
· Семик 7 или 8 чт после Пасхи
· Вознесение 40й день после Пасхи
· Троица (Пятидесятница) 50й день после Пасхи
· Духов день 51й день после Пасхи
Жирным отмечены двунадесятые – посвященные мирской жизни Иисуса и Богородицы. Делятся на Господские и Богородичные; Господские выше по статусу.
Святки: обходные ритуалы и песни, ряженье, святочные игры и гадания. Подблюдные песни
Святки длились с 25 дек (7 янв) по 6 (19) янв – с Рождества по Крещение. «Мир наизнанку». Можно все, что обычно не позволяют нормы поведения. Колядки (святочное печенье – козули), ряжение (по окончании праздников все ряженые очищаются), поминовение усопших (грели покойников, ритуальные блюда). Игры в «умруна», фарсовые похороны. Гадания (вещими снами, подслушиванием, в бане при свече, воском и т.д.)
Святочные песни:
· Колядки (овсени, виноградье, щедровки)
Структура:
1. Зачин
2. Рассказ о колядовщиках и их «путешествии»
3. Похвала хозяину
4. Требование вознаграждения
5. Если угостили – похвала, если нет – корильная песня
· Подблюдные песни (поются во время гадания)
Заключительная формула:
Кому вынется,
Тому сбудется
Тому сбудется,
Не минуется.
Масленичная неделя. Основные темы масленичных песен. Похороны Масленицы
Время от Святок до Масленицы – мясоед. Разрешены все увеселения, время свадеб. За семь недель до Пасхи – Масленица. Нецерковный праздник, молчаливо признанный церковью; слилась с Сырной неделей перед постом.
Конские ристалища, кулачные бои, балаганы. Элемент состязательности. В центре внимания – молодожены (катания на санях с горки и по деревне). Перед постом – очищение.
Темы масленичных песен:
· Укоры, что Масленица пришла только на неделю
· Уничтожение чучела
· Печение блинов, угощение, пиршества
Похороны под смех. Растерзывают или сжигают, а не хоронят в земле. В Прощеное воскресенье выносят чучело за деревню и разбрасывают по полю.
Символика:
· Способствует плодородию (Пропп)
· Избавление от нечистого или от зимы (Чичеров)
· Избавление от старого года перед приходом нового (Миллер)
· Образ смерти/болезней, следовательно, избавление от них (Аничков)