Учить слова – еще не значит учиться говорить

 

Учить слова и выражения – это большой шаг к тому, чтобы начать говорить. Однако не думайте, что, обогатившись словарным запасом, вы сразу же овладеете в придачу и устной речью.

В современном школьном образовании практически отсутствует полноценное обучение устному общению. В классах обычно слишком много учащихся, так что иной раз просто не хватает времени на большее, чем выучить нужные слова и выражения. В лучшем случае это – подготовка к овладению устной речью. На такую подготовку чаще всего и рассчитаны наши школьные методики с такими знакомыми всем приемами, как периодические устные опросы, заучивание, проведение коротких диалогов, и так далее.

Если взять для примера изучение французского языка в наших школах, то учитель обычно считает, что выполнил свой долг, если большинство класса достигло того порога, за которым начинается полноценная устная речь, а некоторые ученики и ученицы смогли этот порог перешагнуть (часто при каком-либо особо благоприятном сочетании условий – к примеру, если удалось съездить в страну, где говорят по-французски).

 

 

Подстраиваем общение под свой словарный запас!

 

Самое главное – не то, сколько слов вы выучите, а то, как вы их употребите. Человек может поддерживать разговор со шведами, выучив несколько тысяч слов на их языке. Зато для более простой беседы на немецком ему может потребоваться не более тысячи слов, на итальянском – всего несколько сотен, и так далее. Иными словами, на разных языках он будет строить общение на разных уровнях, в меру своих сил добиваясь удовлетворительного, а иногда и полноценного общения.

Мне вспоминается, как в далеком 1968 году я посетил Венгрию и Румынию. Помню, что по-венгерски я знал едва 150–200 слов и выражений, зато по-румынски – уже несколько тысяч слов. Так вот, в Венгрии я объяснялся довольно сносно. Что же касается Румынии, то там разговор совершенно не клеился. Как я позже понял, причина была в том, что в Венгрии я пользовался активным словарным запасом, зато румынские слова лежали в моей голове мертвым грузом.

«Сначала говорим – потом думаем!» – такой совет я теперь часто даю начинающим. Многие люди боятся показаться смешными или неуклюжими при общении на иностранном языке. Чтобы избавиться от этого страха, нужно просто выражать свои мысли как придется, а уж потом вспоминать, что же именно вы сказали.

Само собой разумеется, что после общения на иностранном языке весьма желательно будет мысленно вернуться назад и вспомнить те самые досадные ошибки, которые вы допустили. Самому это сделать, к сожалению, достаточно трудно. Потому я и предлагаю развивать устную речь в контакте с опытным преподавателем, который сразу укажет вам на допущенные вами типичные ошибки и предостережет от срывов в будущем.

 

 

Говорить легко, а слушать сложно

 

При овладении устной речью слушать – и слышать – иной раз бывает труднее, чем говорить самому. Вот почему я всячески рекомендую использовать все возможности не только говорить, но и слушать речь на иностранном языке.

Занимаясь прослушиванием речи систематически, прежде всего с помощью магнитофона, вы почти всегда можете рассчитывать на успех. В некоторых случаях для этого придется приложить немало упорства, так как понять до последнего слова все, что записано на пленке, подчас оказывается совсем не простой задачей. Однако поверьте, что потраченные усилия не пропадут зря. Сам я стараюсь как можно чаще слушать радио, смотреть телевидение на иностранном языке и, конечно, общаться с иностранцами.

Понимание разговорной речи в ее нормальном темпе часто является решающим для овладения устной речью вообще. Слишком часто доводится слышать от начинающих высказывания типа: «Эта магнитофонная запись сделана слишком быстро», или: «Преподаватель говорит, не думая о том, что мы не все понимаем». Ну, а при беседе с иностранцем мы чаще всего приходим в уныние от того, что не успеваем расслышать то, что он говорит. Ведь то, что мы опознаем тысячи слов на письме или при их очень медленном произнесении не дает нам никакой гарантии, что мы будем понимать разговорную речь в нормальном темпе.

 

 

Ухо должно «созреть»

 

Приспособиться к своему словарному запасу, когда мы говорим сами, совсем нетрудно. Но когда нам надо слушать – картина меняется. Ведь тут нам приходится приспосабливаться к словарному запасу собеседника.

Говоря на иностранном языке, мы можем основываться на совсем скромном запасе слов. Зато, слушая собеседника, нам приходится выбирать из его речи ключевые для нас слова – и делать это очень оперативно.

Трудности такого рода усиливаются, когда мы решаем поехать за границу. Однако и там найдется достаточно сострадательных собеседников, старающихся при разговоре с иностранцем выбирать наиболее простые слова и произносить их помедленнее.

Когда мы сидим дома и день за днем слушаем радиопередачи на изучаемом языке, то, как правило, быстрого, ощутимого «прорыва» не происходит. Тут важно не падать духом и не оставлять своих усилий. И тогда, рано или поздно, непременно придет день, когда, совершенно неожиданно для себя, вы почувствуете, что у вас как будто вынули из ушей «беруши». Вы слушаете – и вдруг начинаете слышать и понимать. В таком случае остается признать: «Ухо “созрело” для языка».

 

 

Чтение по губам

 

Удивительно, но методические пособия редко упоминают о пользе такого навыка, как чтение по губам (по-английски «lip-reading»). А ведь оно может послужить изрядной подмогой при общении на иностранном языке.

На самом деле, совсем не редки ситуации, когда понимание речи резко улучшается, если вы смотрите на рот собеседника. В принципе, новичок при обучении разговорной речи должен был бы получать более подробную информацию о том, как следить за движениями губ.

Магнитофонные записи – дело хорошее. Однако мы часто забываем, что они не дают одной важной и легко доступной при устном общении форы – возможности проследить за движением губ собеседника, его мимикой и жестикуляцией.

 

 

Телефонный разговор

 

Для современного человека становится все более и более важным владеть навыком разговора по телефону. К настоящему моменту в Европе уже разработаны курсы обучения «телефонному английскому». Созданы и самоучители с прилагаемыми кассетами. Мне доводилось видеть подобные издания также для французского и немецкого языка.

Основная трудность здесь состоит в том, что, говоря по телефону, мы лишены возможности наблюдать за движением губ собеседника. По этой причине понимание обращенной к нам речи будет существенно страдать. И если с простыми вопросами и ответами затруднений обычно не возникает, то для более информативного общения необходим специальный навык.

В любом случае нужно иметь хотя бы минимальные «домашние заготовки».

Прежде всего, во многих разговорниках отсутствует объяснение того, как читается цифра «0». Советую вам сразу же проверить, есть ли в вашем разговорнике цифра «ноль», и если нет, то сразу вписать ее вместе с транскрипцией в разговорник, которым вы пользуетесь. Весьма полезно также узнать, как принято читать «по буквам» отдельные слова при их передаче по телефону.

Например, по-английски – ограничимся только этим языком – ноль читается также, как буква «o», то есть [ou]. Соответственно, «1-0-5» по-английски будет читаться как «[wʌn]-[ou]-[faɪv]». Для букв тоже есть свои общепринятые обозначения. К примеру, «A» при передаче «по буквам» будет читаться как «Alfred» (иногда – «Andrew»); «В» – как «Benjamin»; «С» как «Charles» (или «Charlie»), и так далее.

Впрочем, при разговоре с английским собеседником можно упростить себе задачу и, не мудрствуя лукаво, просто произносить буквы так, как звучат их названия в английском алфавите – [eɪ], [bi:], [si:] и так далее.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: