Сивилла Дельфика, или Дельфийская, так называется, потому что родилась в греческом городе Дельфах, где было великое и прославленное капище Аполлона. Собственное же её имя зовется Артемия. Жила же она прежде Троянской войны и писала пророчества посредством стихов, и из них большую часть своих стихов сложил в своих книгах прославленный поэт Гомер. Эта сивилла всегда носила в своих руках лавровую ветвь, то есть бобковое дерево. Голову имела оплетенной волосами своими. Вид лица её был моложавым.
Среди других стихов предвозвещала и это:
В чистую деву Бог вселится
И в зрак раба Господь облечется.
Его узнают люди,
По пророчеству древних пророков, Господа своего.
Его возвещаю и я, о человек:
Познай Господа своего.
Вот придет Господь пророков
Ради твоего искупления,
Который весь мир учением Своим просветит
И верных сердца возвеселит.
И уверовавший в Него жизнь вечную наследует.
Та же сивилла, имея в себе Святой Дух, о пречистой деве написала такое пророчество посредством этих стихов:
|
|
Пророк придет ради искупления твоего:
Познай, о человек, Господа и Творца своего!
И весь этот мир Он учением осветит,
И силой Божьей от девы родится.
И верных Своих сердца возвеселит.
Об этой сивилле Климент Александрийский пишет в книгах своих "Стромат", что не только пророк Моисей древнее Орфея, славного эллинского поэта, но и сивилла. Ибо имя её называется по свойственному[46] ей имени и от славных пророчеств её. Была же она из Фригийской страны и пришла в Дельфийское капище, воспевая посредством стихов так:
О служители дельфийские, Аполлона далеко стреляющего!
Я пришла пророчествовать Зевсу, уму страшнощитному,
Ибо разгневался он на своего брата Аполлона.
Также в той же книге он пишет:
"Были же и другие сивиллы, <например> Эритрея, называемая Герофила. Её упоминает Гераклит Понтийский в своей книге о пророчествах. Оставляю же на потом множество сивилл, а именно – Египетскую, Италийскую, Гиппо, Беотийскую, Манто, Самосскую, Колофонскую, Кумскую, Фито, Тараксандру, Макету, Фессалийскую и Феспротийскую".
Также ниже в той же книге он пишет, что философ Гераклит не человеческими, но сверхчеловеческими и божественными называет изречения сивилл.
В Дельфах показывают некий камень, на котором, как говорят, сидела первая сивилла, пришедшая с Геликоновой горы, где была воспитана Музами. Другие говорят, что она пришла из малых городов[47] и была дочерью Ламия[48] сидонянина[49]. Серапион же, поэт, в своих стихах говорит: "И по смерти не переставала предсказывать сивилла, потому что её дух после её смерти ходил по воздуху[50]. И так она прорицала в оракулах и творила чудеса[51]. Тело же её, превратившись в землю, произрастило траву. И скоты, которые пасутся на той траве, по внутренностям являют людям удивительные чудеса и прорицания о будущем". О душе же её он баснословит, что это лик, являемый луной.
|
|
Об этой сивилле Целлий Родигин пишет, что философ Ямвлих в книге "О таинствах" говорит так:
"Сивилла, <которая жила> в Дельфах, двумя способами воспринимала Бога: или посредством некоего тонкого и огненного дуновения, который исходил от некоего места, из отверстия пещеры, или сидела во внутренней части того храма на триножном или четвероножном медном престоле, который был посвящен Аполлону, и таким образом со всех[52] сторон привлекала к себе Дух Божий, и там была освещаема сиянием божественного огня".
Но о третьей сивилле мы сказали достаточно. Теперь же о четвертой начнем с Богом.