Научная деятельность классифицируется:
– по целевому назначению: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование технологии и т. п.;
– видам научных работ: фундаментальные, прикладные исследования, разработки;
– диапазону исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос;
– методу исследования: теоретическое, экспериментальное, смешанное.
Связь психологической науки с практикой
Психология как наука направлена на познание человека для его развития. Психология по своей сути должна быть жизненной наукой. Ее достижения и открытия непосредственно воплощаются и реализуются на практике, входят в нашу повседневную жизнь. Новое психологические знание изменяет обыденную картину мира, трансформирует систему социальных отношений, задает новые подходы и методы обучения и воспитания, определяет новые способы решения психологических проблем в жизненных кризисах и экстремальных ситуациях.
Психология дает повседневности новое содержание и сама черпает из нее новые посылы и материалы для исследований. В современной жизни практически все аспекты социальной и образовательной практики, повседневная жизнь каждого человека и общества в целом пронизана психологическим знанием и использует достижения психологической науки. При этом важно различать развитую психологическую культуру общества и произвольное использование психологических теорий в практике жизни. Область образования – одна из социальных сфер, где психологическое знание максимально востребовано, но именно в научном уровне, для осознанного и целенаправленного применения. Следует при этом заметить, что достижения и наработки психологической науки должны проходить проверку как практикой жизни, так и здравым смыслом.
|
|
Связь педагогической науки с практикой
Педагог, чтобы успешно работать, должен руководствоваться знанием о том, как нужно обучать и воспитывать. Чем полнее познаны закономерности педагогического процесса, тем успешнее осуществляется практическая работа. Для того, чтобы раскрыть указанную связь, необходимо представлять научную и практическую деятельность в единой системе. В рассматриваемой системе, её главным, исходным элементом является сама педагогическая практика, или практическая педагогическая деятельность. Наука, отражающая объективную реальность, выделяет в этой реальности свои объекты изучения, рассматривая их через призму сформированных в данной науке понятий. При этом в поле зрения педагогической науки специальным объектом анализа становится то, что включено в педагогическую деятельность. Т. о., исходный пункт построения системы связи педагогической науки и практики – педагогическая действительность.
|
|
Связь психологии с педагогикой наиболее традиционна. «Необходимо понимать свойства человеческой природы, её основные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями» (Я.А. Каменский). Педагогика пользуется психологическими методами исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Органическая связь педагогики с психологией проявляется в существовании многих пограничных дисциплин, а именно: педагогической и возрастной психологии, психологии управления педагогическими системами, психологии профессиональной педагогической деятельности и др.
Словарь.
Наука – сложное социальное явление, особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, основанное на получении и освоении новых знаний и использовании их для решения практических задач.
Гипотеза – недоказанное утверждение, предположение или догадка, как правило высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений.
Теория – совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности.
Научная деятельность – деятельность, направленная на получение новых знаний, включающая в себя фундаментальные, прикладные научно-исследовательские работы и экспериментальные разработки.
Научная работа – комплекс теоретических и экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Фундаментальны научные исследования – глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования.
Прикладные научные исследования – это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач, результатом которых является создание и совершенствование новых технологий.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) – здесь соединяется наука с производством, обеспечивая тем самым, как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта, иногда приводящие к научно-технической революции.
Гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государственными органами, юридическими лицами и гражданами на проведение научных исследований и реализацию проектов на условиях, предусмотренных грантодателем.
Контрольные вопросы.
1.Что такое наука? Какие функции она выполняет? Как классифицируют науку?
2.Какие этапы выделяются в процессе развития науки? В чем их суть?