Преподавание истории на уровне среднего общего образования

Методические рекомендации о преподавании учебного предмета «История» в 2020/2021 учебном году.

Преподавание учебного предмета «История» в 2020 -2021 учебном году организуется в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, в редакции от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

· Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 (ред. от 29.06.2017);

· СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции изменений от 29.06.2011 №85, от 25.12.2013 №72, от 24.11.2015 № 81);

· Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2016);

· Примерная основная образовательная программа (Одобрено Федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 08 апреля 2015 г. №1\15).

· Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (Одобрена Федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 28 июня 2016 г. №2\16-з).

· Приказы Министерства просвещения «О федеральном перечне учебников» – № 345 от 28.12.2018 г, № 632 от 22.11.2019 г. и № 249 от 18.05.2020 г.

 

Особенности преподавания учебного предмета «История».

Главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории.

Предмет «История» изучается на уровне основного общего и среднего общего образования в качестве обязательного предмета.

В соответствии с утвержденной «Концепцией нового учебно-методического комплекса по истории России» в 2013 г. произошел отказ от системы концентров, и произошел переход на линейный принцип преподавания. В 5-9 классах организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой ПООП ООО.

В соответствии с ФГОС ООО на изучение предмета «История» в 5-9 классах предусмотрено следующее количество часов: (таблица 1, 2).

Таблица 1

Примерный учебный план для V- IX классов общеобразовательных организаций
       (5-дневная учебная неделя)  

 

 

 

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Всего

 
V VI VII VIII IX  
Общественные            

 

науки История 2 2 2 2 2

10

             

 

 

Таблица 2

Примерный учебный план для V- IX классов общеобразовательных организаций
_______________________ (6-дневная учебная неделя) __________________________

 

 

 

Предметная область

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Всего

V VI VII VIII IX
Общественно-научные предметы История 2 2 2 2 3 11

 

Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов - «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».

При этом предполагается как в основной, так и старшей школе несколько вариантов преподавания курсов истории: 1) отдельными блоками, 2) последовательно (один за другим), или 3) синхронно-параллельно. В случае, когда история изучается раздельными блоками, рекомендуется сначала изучать «Всеобщую историю», а затем «Историю России».

Следует обратить внимание на то, что в Методических рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08-1228 «О направлении рекомендаций») курсы «Всеобщая история» и «История России» были названы отдельными учебными предметами, но так как Документ (Письмо Минобрнауки РФ от 07 августа 2015 года № 08-1228 «О направлении рекомендаций») отозван с исполнения письмом Минобрнауки России от 20.09.2016 № 08-1954 и в соответствии с примерными недельными учебными планами эти курсы объединены общим названием «История». В школьном журнале выделяются страницы на учебный предмет «История». В учебном плане СОО курсы тоже имеют общее название «История».



Изучение предмета «История» на предпрофилъном уровне

(9 класс)

 

Для организации предпрофильной подготовки обучающихся по истории в 9 классе необходимо предусмотреть введение элективных курсов (обязательных курсов по выбору). Оптимальное сочетание элективных курсов в учебном плане школы составляет содержание предпрофильной и профильной подготовки школьников.

Элективные курсы должны быть направлены не только на расширение учебного материала, но и на общее культурное развитие обучающихся. При этом элективные курсы не должны дублировать базовый курс. Содержание элективных курсов может углублять какой-то раздел учебного предмета «История», либо расширять его возможности через нетрадиционные и интегрированные курсы (межпредметные курсы). Примерный перечень тем элективных курсов предпрофильного обучения:

- «Проблемные вопросы истории»;

- «История в лицах»;

- «Царские династии»;

- «Самодержавие и реформы»;

- «История России на рубеже XIX - XX веков»;

- «История искусства в России»;

- «Золотой век в истории культуры в России»;

- «История права в России»;

- «Историография в России XIX века»;

- «Выдающиеся страницы истории родного края».

Программа элективного курса должна включать: пояснительную записку, цели и задачи, содержание курса, методы и формы обучения, календарно-тематический план, ожидаемый результат изучения курса, список литературы.

Преподавание истории на уровне среднего общего образования.

 

В примерном учебном плане ПООП СОО для 10-11 классов средней школы в предметной области «Общественные науки» указаны два обязательных для изучения на базовом уровне самостоятельных учебных предмета - «История», «Россия в мире».

Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914-2014 гг. (курс «История России») в 10 классе (базовый и углубленный). Курсы «Россия в мире» (базовый) и «История» (базовый и углубленный) в 11 классе построены по проблемно-хронологическому принципу и содержат сравнительно-исторический анализ основных этапов развития России, ее территорий и народов в контексте мировой истории.

Учебный предмет «История» при получении среднего общего образования начинается с курса «Всеобщей истории» в 10 классе. Изучение «Всеобщей истории» способствует формированию у обучающихся общей картины мирового исторического процесса в 1914-2014 гг.

Концепции новых учебно-методических комплексов по всеобщей и отечественной истории предполагают сочетания в старшей школе линейной системы в 10 классе с реализацией идеи профильной школы в 11 классе.

На первом этапе (10 класс) обучающиеся смогут освоить базовые исторические категории, персоналии, основные события и даты мировой и отечественной истории, закономерности исторического развития в XX -начале XXI вв.

На втором этапе (11 класс) обучающиеся получат представление об основных этапах развития мировой и отечественной истории (на базовом уровне), а также освоят навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов, сравнительного анализа (на углубленном уровне).

Историческое образование в выпускном классе средней школы может иметь дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях. Образовательной организации предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана, реализации одного или нескольких профилей обучения.

Место учебных предметов «История» и «Россия в мире» в Примерном учебном плане среднего общего образования. Предмет «История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10-11 классах, в общем объеме 140 часов (при 35 неделях учебного года) на базовом уровне и 280 часов на углубленном уровне: в 10 классе по 2 часа в неделю на базовом уровне и 4 часа на углубленном уровне (например, в классах гуманитарного профиля), в 11 классе - 2 часа в неделю на базовом и 4 часа на углубленном уровне (таблица 3, 4).

 

Таблица 3

Примерный учебный план для 10-11 классов __________________

Предметная область Учебные предметы Базовый уровень Кол-во часов Учебные предметы Углубленный уровень Кол-во часов
Общественные науки История 140 (70/70) История 280(140/140)
    Россия в мире 140 (70/70)    

 

Одна из проблем учителей истории и обществознания: Что преподавать в 11 классе?

Так как в учебном плане для 10-11 классов предусмотрено два предмета - «История» и «Россия в мире», то изучается только один из этих предметов. Образовательная организация сама определяет, какой из предметов изучать - «Историю», или «Россию в мире». Учебный предмет «Россия в мире» может быть выбран вместо «Истории».

Если выбран учебный предмет «История» на базовом уровне:

- в 10 классе изучается «История России», «Всеобщая история» в хронологических рамках 1914-1945 гг. Распределение часов между курсами «Всеобщая история» и «История России» не регламентировано, поэтому определяется сложившейся практикой преподавания;

- в 11 классе изучается «История России», «Всеобщая история» в хронологических рамках 1945-2014 гг.;

Если выбран учебный предмет «Россия в мире»:

- в 10 классе изучается базовый курс «История» («История России», «Всеобщая история») в хронологических рамках 1914-2014 гг.;

- в 11 классе изучается - новое содержание, продолжающее курс истории «Россия в мире», а также возможные элективные курсы, разработанные в его развитие по выбору образовательной организации. На углубленном уровне предмет «Россия в мире» не изучается.

 

 

 

 

Таблица 4. Пример учебного плана гуманитарного профиля

 

Предметная область

Учебный предмет Уровень Количество часов

Русский язык и литература

Русский язык Б 70
Литература Б 210

Родной язык и родная литература

Родная литература / Родной язык Б  

Математика и информатика

Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Б 280

Иностранные языки

Иностранный язык У 420
Второй иностранный язык Б 210

Естественные науки

Естествознание Б 210

Общественные науки

История У 280
Обществознание Б 140
    Право У 140
    Психология ЭК 70
  Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Б 210
      Основы безопасности жизнедеятельности Б 70
    Индивидуальный проект ЭК 70
    Предметы и курсы по выбору ФК 70
  ИТОГО  

2450

         

 

Результаты освоения базового уровня по предмету «История» ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития.

Результаты освоения углубленного уровня по предмету «История» ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности, как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: