Принципы составления концертной программы

 

Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час.

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств: свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены, создающих единый образ представления. Номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки, поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим, количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. 

Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.

Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.

Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.

Концертная программа  (КП) – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.

Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:

· Разнообразие номеров;

· Сопряженность номеров, гармоничность сочетания;

· Контрастность, переключение внимания с одного на другое.

Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником.

Принципы составления номеров КП:

· Нарастание зрелищности;

· Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение);

· Отношение к каждому номеру как к самодостаточной единице;

· Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер);

· Техническая совместимость;

· Принцип непрерывности концертного действия.

Существует 2 типа исполнителей:

· Артист посредник между сценой и залом;

· Артист, говорящий от своего имени, демонстрирующий свое мастерство.

· Театрализованный концерт имеет смешанный сборный тип, концерт – солянка.

Постановочная группа и организация репетиционного процесса Театрализованного концерта (ТК):

· Обсуждение сценария ТК с постановочной группой;

· Сводные репетиции;

· Прогонные;

· Монтировочные;

· Генеральные.

В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча с исполнителями ТК и обсуждение всех необходимых организационных моментов.

 

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

ПРАЗДНИК НА СТАДИОНЕ, УЛИЦЕ, КАРНАВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ, МАССОВОЕГУЛЯНИЕ.

 

Праздник – акция, рассчитанная на один или несколько дней представления. Комплекс мероприятий связанных единой идеей. Для праздника характерна массовость, масштабность.

Цель – достижение праздничного настроения.

Одна из важнейших задач – учет места проведения и творческих возможностей. Выразительные средства – яркие тексты, костюмы, художественное оформление.

Возможные компоненты для использования в сценарии театрального действия под открытым небом:

· Скоморохи (аниматоры), которые сосредотачивают внимание на себе;

· Прямое общение, не требующее ответа (Я вижу улыбки и т.д.);

· Приемы, которые требуют ответа, соучастия;

· Игровые моменты.

Импровизация не только допускается, но и является важным компонентом. Праздник невозможно отрепетировать. Можно репетировать отдельные моменты:

· Реплики;

· Постановка.

Праздники на открытом воздухе классифицируются на:

Клубные театрализованные представления (вынесенные на уличные эстрады): 

· Театрализованные концерты;

· Агитационные мероприятия;

· Тематические вечера;

· Литературно - музыкальные композиции;

· Массовые открытые представления;

· Массовое народное гулянии;

· Художественно – спортивные представления;

· Массовые театрализованные действия (Инсценировка);

· Праздники улицы (двора);

· Карнавалы;

· Ландшафтные исторические постановки;

· Праздники на воде, которые имеют полисюжетный (несколько сюжетных линий) сценарий;

· Парады.

Особенности сценариев театрализованных действ под открытым небом:

· Основной способ построения сценария – монтаж. Монтаж во временной и пространственной оси;

· В выразительных средствах – перенесение с вербальных на визуальные (цвет и форма);

· Особый масштаб фигур, костюмов, конструкций, мизансцены, в соотношении с окружающим архитектурным или живым ландшафтом;

· Использование движущихся конструкций: Мотоциклы, машины, подъемники, воздушные шары, трамваи, самолеты, парашютисты и т. д;

· Использование реального действия – прохождение и демонстрации техники войск, посадка деревьев, открытие мемориалов;

· Использование исторических мест в организации театрализованного действа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: